Прибыль, как и любой показатель работы предприятия может иметь свои источники формирования. Приобретение прибыли, возможно, с помощью монопольного положения продукции на рынке. Определить монополию можно за счет устранения конкурентов, с помощью более качественного и менее затратного обслуживания клиентов. Привлечение прибыли в основном связано с производственной и предпринимательской деятельностью. В данной статье обосновывается формирование, распределение и использование прибыли на предприятии.
Ключевые слова: прибыль, формирование, распределение, использование.
Profit, like any indicator of an organization's performance, has its own sources of formation. The acquisition of profit is possible with the help of a monopoly position of the product on the market. You can define a monopoly by eliminating competitors through better and less costly customer service. Attracting profit is primarily associated with production and business activities. The article substantiates the formation, distribution and use of profit in the organization.
Keywords: profit, formation, distribution, use.
Прибыль — это главный показатель, который определяет финансовую эффективность предприятия и помогаем спрогнозировать его развитие в дальнейшем. При оценке эффективности работы организации каждый опытный бизнесмен сначала обращает внимание на его прибыльность. Получить прибыль можно только в том случае, если организация производит (продает) продукцию или услуги, которые пользуются большим спросом у потребителей.
Прибыль является объективной экономической сферой товарно-денежных отношений. Организация регулируемого рынка товаров сопровождается увеличением прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности организации. А также прибыль является реальной базой налогообложения и источником уплаты налогов.
Основным и одним из самых важных факторов увеличения прибыли является увеличения роста производства товарной продукции, которое может снижать издержки на единицу продукции, исходя из этого, станет понижаться себестоимость продукции, что в конечном итоге может привезти к увеличению прибыли от продажи товара. Необходимо также учитывать расширение новых рынков сбыта, где товарную продукцию можно продавать по более высоким ценам. Для этого предприятию необходимо улучшать рекламную кампанию, повышать эффективность некоторых рекламных мероприятий.
Вся прибыль, которая остается в распоряжении организации разделяется на две части. Первая часть прибыли увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая часть характеризует долю прибыли, которая используется на потребление. Остаток прибыли, которая не использована на увеличение имущества, имеет главное резервное значение и может быть в следующие годы направлен для покрытия убытков, финансирования разных затрат.
Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои некоторые особенности, которые обусловлены организационно-правовой формой этих предприятий.
Прибыль на предприятии может завесить, как от реализации товара, так же и от других видов деятельности, которые могут её либо увеличивать, либо наоборот уменьшать.
Порядок формирования показателей прибыли изображен на рисунке 1.
Рис. 1. Формирование прибыли на предприятии
Формирование чистой прибыли предприятия во взаимосвязи с основными видами его деятельности можно изобразить в виде такой последовательности:
- Доход от реализации продукции — налог на добавленную стоимость — акцизный сбор — другие вычеты из дохода Чистый доход от реализации продукции, работ, услуг.
- Чистый доход от реализации продукции, работ, услуг — себестоимость реализованной продукции = Валовая прибыль или убыток.
- Валовая прибыль или убыток + другие операционные доходы — административные расходы — расходы на сбыт — прочие операционные расходы = Финансовый результат от операционной деятельности.
- Финансовый результат от операционной деятельности + доход от участия в капитале + другие финансовые доходы (дивиденды, проценты) — финансовые расходы — потери от участия в капитале = Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения.
- Финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения — налог на прибыль от обычной деятельности = Финансовый результат от обычной деятельности.
- Финансовый результат от обычной деятельности + прибыль от чрезвычайных событий — налог на прибыль от чрезвычайных событий = Чистый доход или убыток предприятия. Распределение прибыли предприятия осуществляют самостоятельно путем образования фондов специального назначения.
За счет чистой прибыли образуются следующие фонды и резервы:
− фонд накопления, то есть средства расходуются на создание, внедрение и освоение новой техники, совершенствование технологий, модернизацию оборудования, реконструкцию действующего производства, пополнение норматива оборотных средств. Кроме того, часть прибыли направляется на уплату процентов по просроченным банковским ссудам;
− фонд потребления, то есть производится выплата единовременных поощрений, пособий, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, материальная помощь всем или большей части работников, премии по итогам работы за год;
− фонд развития социальной сферы. Средства расходуются на строительство жилья, детских учреждений и других объектов социальной сферы. Это накопительный фонд;
За счет чистой прибыли уплачиваются штрафы за несвоевременную и неполную уплату налогов в бюджет.
− резервный капитал — используется при неблагоприятной конъюнктуре рынка — это страховой капитал, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, для выплаты доходов инвесторам и кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли, при задержке платежей за поставленную продукцию, а также для покрытия непредвиденных расходов без риска потери финансовой устойчивости.
Главное место занимает использование прибыли как основного источника финансирования инвестиционных потребностей и удовлетворения экономических интересов собственников. Схема использования прибыли предприятия приведена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема использования прибыли предприятия
Из общей прибыли уплачивается налог в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством о налогообложении прибыли предприятия. Прибыль, оставшаяся после налогообложения, поступает в полное распоряжение предприятия и используется в порядке, предусмотренном его уставом и решениями его собственников.
Литература:
- Боговиз А. В., Бурмистрова И. К., Кублин И. М., Санинский С. А., Тинякова В. И. Мотивация отечественных производителей сельскохозяйственной техники в условиях импортозамещения// Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 10.С.10–17.
- Ключников С. В. Теоретические аспекты анализа инвестиционной привлекательности объектов инвестирования// Финансы и кредит.2016.№ 22(406).С.20–24.
- Балдин, К. В. Антикризисное управление: макро — и микроуровень: учебное пособие [текст]/ К. В. Балдин, И. И. Передеряев, А. В. Рукосуев. — 4-е изд., испр. — М. «Дашков и К», 2017. — 268 с.
- Банк, В. Р. Финансовый анализ: Учеб. Пособие [текст]/В. Р. Банк, А.В, Тарскина. — М. Проспект, 2016. — 352 с.