Лоббизм в США | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 02.07.2020

Статья просмотрена: 706 раз

Библиографическое описание:

Трофимова, Д. В. Лоббизм в США / Д. В. Трофимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72261/ (дата обращения: 19.12.2024).



Слово «лобби» произошло от латинского слова «lobia», что означает галерею с колоннами. Термин «лобби» происходит из церковного обихода. Становление этого термина светским связано с тем, что в 13 веке в Англии очень многие светские мероприятия проводились в здании церкви. Уже в более поздний период, в начале 19 века слово «лобби» приобретает современное политическое и правовое значение. В США в 19 веке президент У. С. Грант и сенаторы принимали людей, приходивших с разными просьбами, для возможного удовлетворения их интересов в той или иной сфере. Так называемые просители пытались донести до сенаторов, министров или иных должностных лиц свое мнение по поводу принятия каких-либо решений или же об их отмене, то есть пытались оказать влияние на законодательный процесс. Место, где собирались первые лица государства и просящие, получило название «лобби». А, соответственно те, кто желал оказать давление — лоббисты. Тогда считалось, что просители не могут пройти непосредственно в зал заседания, туда, где принимают законы.

Лоббизм в США возник вместе с появлением государства. В Америке был впервые употреблен термин «лоббизм» и приняты первые законодательные акты, регулирующие лоббистскую деятельность. Юридическим основанием для лоббизма является первая поправка к Конституции, где говорится о свободе слова и о праве граждан обращаться в Конгресс. Первой попыткой оказать массовое влияние на американское правительство стало требование нескольких сотен солдат гарнизона Филадельфии выплатить им пособия. Но Конгресс просьбу солдат не выполнил. В конце 19 — начале 20 века стала усиленно развиваться экономическая сторона жизни общества, начали появляться крупные корпорации, монополии, заинтересованные во взаимоотношениях с государственной властью с целью принятия решений, выгодных для данных экономических структур. Предприниматели использовали нелегальные способы — взятки, и легальные методы лоббирования — спонсирование должностных лиц, общественных организаций, СМИ. Можно сказать, что в 20 веке большинство должностных лиц существовали нераздельно с лоббистскими структурами. Одна известная история гласит о лоббисте, решившем организовать казино напротив здания Сената. Ему ничего не нужно было платить представителям власти, ведь своим влиянием они отрабатывали денежные средства, которые проиграли в казино. Один из президентов США, Вудро Вильсон, занимался изучением лоббистской деятельности и в 1913 году, когда стал президентом, обязал уехать из Вашингтона тех, кто явно занимался лоббистской деятельностью. Именно тогда начинается политика, ограничивавшая деятельность лоббистских структур в США.

В 1938 году был принят Закон «О регистрации иностранных агентов» в связи с довольно изменчивым положением в мире. По данному закону все организации, которые защищали интересы других государств, обязаны были пройти регистрацию в министерстве юстиции. Также им необходимо было предоставлять информацию о своих источниках финансирования. Позже, в 1946 году был одобрен Закон «О федеральном регулировании лоббизма». По данному закону лоббист — это лицо, которое самостоятельно, либо через своих агентов или нанятых лиц, занимается сбором подарков, пожертвований или иных поступлений, которые затем используются, прежде всего, для воздействия на законодательный процесс. Лица, осуществляющие лоббистскую деятельность, обязаны регистрироваться в Конгрессе и предоставлять информацию о денежных средствах или подарках, преподнесенных должностному лицу.

Постепенно стали осознавать, насколько высока доля коррупции в органах государственной власти. Сенат пытался более строго контролировать деятельность лоббистов, но они пользовались первой поправкой к Конституции, подтверждавшей легальность их деятельности. В 1995 году был принят Закон «О раскрытии лоббистской деятельности». Данный закон называл лоббистом любого, кто за трехмесячный период получает более чем 2,5 тысячи долларов за услуги лоббиста и занимается лоббистской деятельностью свыше двадцати процентов времени. Компании и частные лица, осуществляющие лоббистскую деятельность, обязаны пройти регистрацию в Конгрессе и предоставлять информацию о своих действиях. В 2007 году был одобрен Закон «О честном лидерстве и открытом правительстве», который полностью заменил собой Закон «О раскрытии лоббистской деятельности». Данный закон был направлен на более строгий контроль над лоббистскими компаниями, сенаторами, высокопоставленными лицами. Сенаторы, которые покинули свой пост, имели право заниматься лоббистской деятельность только спустя два года после отставки. Высокопоставленным же лицам по данному закону запрещено заниматься лоббизмом. Кроме того, было запрещено предлагать представителям власти какие-либо подарки, поскольку это совершенно не соответствовало нормам этики, по мнению законодателей.

Организационные формы лоббизма в США: индивидуальные лоббисты, фирмы лоббистов, юридические фирмы, которые профессионально осуществляют лоббистскую деятельность. Есть такие лоббисты, которые не обязаны регистрироваться: люди и организации, имеющие заработок в течение квартала менее чем 3 тыс. долларов с клиента, люди и организации, которые тратят на лоббизм менее чем 11,5 тыс. долларов в квартал, религиозные и благотворительные организации, которые тратят на лоббизм менее 20 % от своих расходов. В США развиваются профессиональные лобби, которые защищают интересы различных сфер экономики, например, оружейное лобби, представленное Национальной стрелковой ассоциацией, и выступающее в защиту права на владение оружием и т. п. Лоббистская деятельность в США существует в системе судебной власти. Верховный суд — объект лоббирования, поскольку он имеет право отменять законодательные акты, принятые Конгрессом. Кроме того, лоббисты часто направляют свои усилия на то, чтобы должность судей занимали выгодные для них лица или наоборот, чтобы определенные лица не становились судьями.

На лоббизм тратится огромное количество средств. На сегодняшний день даже существует тенденция к увеличению расходов на этот вид деятельности. Наибольшее количество денежных средств на лоббизм тратят следующий организации: торговая палата США и американская медицинская ассоциация.

Контроль лоббизма гарантируется законами США. За нарушение отчетности лоббисты могут быть наказаны штрафом до 200 тыс. долларов или лишением свободы до 5 лет. Кроме того, существует и общественный контроль за лоббистами. Существует ряд организация, которые осуществляют данный контроль: «Центр ответственной политики» и «Общественный наблюдатель» и т. п.

Таким образом, мы видим, что если в большинстве других стран лоббизм находится вне правового поля, то в США лоббизм постепенно переходили от нелегальных форм к легальным. В США прослеживается усиление нормативной регламентации лоббизма. Но и сейчас в американском обществе, как и в любом другом обществе, существуют незаконные методы лоббистской деятельности, например, коррупция. Общественное сознание снова задается вопросом, является ли лоббизм высокопрофессиональным делом или же лоббизм по-прежнему, противоречит принципам демократического общества.

Литература:

  1. Белоусов А. Б. Современная практика лоббизма в США // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2013. — № 2. — С. 69–86
  2. Гильметдинова З. М. Лоббизм в Российской и зарубежной практике // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2014. — № 2. — С. 122–126
  3. Кремянская Е. А. Правовые аспекты регулирования лоббизма в Соединенных Штатах Америки и Канаде // Вестник МГИМО Университета. — 2014. — С. 161–168
  4. Меньшенина Н. Н., Пантелеева М. В. Лоббизм: курс лекций: учебное пособие. — М.: Уральский федеральный университет, 2016. — 136 с.
  5. Тургаева А. С., Хренова А. Е. Политология: учебное пособие. — М.:Питер, 2005. — 560 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лоббистская деятельность, США, лицо, лоббизм, лоббист, век, государственная власть, законодательный процесс, Конгресс, представитель власти.


Задать вопрос