Использование только традиционных методов обучения, как известно, неэффективно, поэтому необходимы современные образовательные технологии. На современном этапе вопрос о применении в работе с дошкольниками новых интерактивных игр всегда считался актуальным.
Интерактивные игры — это такое понятие, как интерактивный в переводе с английского языка (interactive: inter между, меж; active от act действовать, действие). Оно означает возможность активно взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Иными словами, интерактивная игра — это активный метод обучения. То есть, это такой метод, который организует процесс социального взаимодействия, на основании которого у дошкольников возникает некое новое знание и опыт, родившиеся непосредственно в ходе игрового процесса, либо явившиеся результатом этой игры. Интерактивная игра — это активная дидактическая, обучающая игра. Чаще всего, такие игры используют для обучения детей. [8]
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра может быть любой. В любое время года дети любят играть на улице. Однако в случае дождливых, снеговых и морозных погодных условий дети, конечно, находятся продолжительное время в помещении: дома или в детском саду. Не только для занимательного времяпрепровождения, но и для развития и обучения дошкольников допустимо дозированно, с учетом определенного времени применять интерактивные игры.
Варианты интерактивных игр большое количество. Самое главное — выбрать нужную дидактического характера интерактивную игру.
Например, использование музыкальных интерактивных игр позволит развить у дошкольников художественно-эстетический вкус. Совместная систематическая работа музыкального руководителя и воспитателя успешно этому способствует.
В настоящее время остро стоит вопрос всестороннего полноценного развития дошкольников, поэтому в каждом детском саду созданы самые благоприятные условия для развития детей. В ДОУ имеется музыкальный зал с современным интерактивным оборудованием, подобраны музыкальные инструменты, составлены картотеки музыкальных интерактивных игр по развитию музыкально-ритмических способностей и основных ритмических движений, создана предметно-развивающая среда, наличие средств ИКТ (интерактивная доска, ноутбук, проектор, звуковые колонки).
В группах детского сада музыкальные центры оборудованы дидактическими играми, музыкальными инструментами, центры танцевального творчества в группах оборудованы атрибутами к танцевальным композициям: ленточки, платочки, флажки, цветы для танцевальной деятельности, весенние веночки.
Интерактивные игры по музыкальному направлению самые разнообразные: «Угадай мелодию», «Умники и умницы», «Что лишнее?», «Музыкальные инструменты», «Три кита», «В гостях у……»., «Дождик», «Лейся песня!», «Громко-тихо», «Следопыты (по мотивам мульфильма «Маша и Медведь»)», «Веселые подружки (ноты и нотный стан)».
Разучив с музыкальным руководителем, например, игру «Дождик», потом уже детей под руководством воспитателя дети воспроизводят ее в самостоятельной деятельности. Педагог вносит в музыкальный уголок группы набор карточек «Капельки» (большого и малого размера); музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон. Дети самостоятельно играют в игру «Дождик», поют попевку, выкладывают ритмический рисунок, прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах, придумывают свою музыку дождя.
Интерактивные музыкально-дидактические игры разработаны на основе принципов преемственности и взаимосвязи, ведет детей от простейших заданий к достаточно сложным импровизационным и творческим. Применение этих игр в музыкально-игровой деятельности дошкольников дает возможность самостоятельно составить ритмические, динамические, звуковысотные рисунки к знакомым детским песням. Красочные мультимедийные картинки, анимация увлекают детей, поддерживают эмоциональный интерес к игре и желание участвовать в ней. Такие интерактивные игры дают возможность в ненавязчивой форме проверять знания детей в области эстетического развития, выявлять уровень музыкальных способностей дошкольников.
Очень нравится детям интерактивная игра «Цветик-семицветик».
В игре детям предлагается по очереди выбирать лепесток любого цвета. Педагог, управляя презентацией, включает музыку выбранного лепестка, дети слушают и угадывают название песни, игры или танца. Если произведение правильно угадано, на выбранном лепестке появляется картинка, соответствующая названию и содержанию произведения. В конце игры детям предлагается исполнить музыкальный номер.
Используя в работе с дошкольниками интерактивные игры на развитие познавательной активности, наблюдается тенденция к быстрому усвоению обучающего материала. Например, «Солнце, воздух и вода», «Наураша идет на помощь — «лаборатория Наураша», «Планеты солнечной системы», «Почему вода льется?», «Узнай, кто спрятался?», «Буквы и цифры», «Гласные — согласные», «Звонкие — глухие», «Твёрдые — мягкие», «Что колется?», «Назови предмет», «Волшебный компьютер», «Дикие — домашние», «Кто в домике живет?». В такой игре ребенок использует и свой жизненный опыт и учится размышлять, сопоставлять, делать выводы, производит собственные действия при выполнении интерактивных заданий.
В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и любая деятельность дошкольников состоит из многочисленных действий [2].
Использование интерактивных игр в воспитании детей дошкольного возраста позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление об окружающем мире; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений. Применение интерактивных игр на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста всегда дают положительную динамику в развитии детей.
Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются сенсорные способности, а также общие способности. Например, музыкальные задания, выполняемые с помощью интерактивного стола, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Совершенствуются память и музыкальный вкус.
Ценность этих интерактивных игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети получают необходимые знания той или иной области познания.
Интерактивные игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, иметь простую систему навигации, только тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, побуждать детей к творчеству, развивать их.
Литература:
1. Галянт, И. Г. Музыкальное развитие детей 2–8 лет: метод. пособие для специалистов ДОО / И. Г. Галянт. — М.: Просвещение, 2015. — 120 с.
2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб.: Детство-пресс, 2016.
3. Кличук А. П. Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста / А. П. Кличук // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 777–779.
4. Колодницкий, Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов / Г. А. Колодницкий. — М., 2010. — 187 с.
5. Работягова Т. «Игра — средство обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольное воспитание» 2012 год № 10, стр. 84–93.
6. Развитие игры детей 5–7 лет/Под ред. Е. В. Трифоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 3с. (Истоки).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»
8. Энциклопедический словарь Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_энциклопедический_словарь