Влияние идей Жозефа де Местра на формирование «Русского мира» в XIX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 07.07.2020

Статья просмотрена: 255 раз

Библиографическое описание:

Крылова, Э. А. Влияние идей Жозефа де Местра на формирование «Русского мира» в XIX в. / Э. А. Крылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72308/ (дата обращения: 19.12.2024).



На рубеже XX-XXI веков в России возникает концепция «Русского мира». Сегодня эта идея не утратила своей актуальности и нуждается в основательной научной проработке. Так, к примеру, отсутствует четкое определение понятия «Русский мир». Некоторые историки считают, что русский мир есть геополитическая реальность, сущность которого заключается в возврате к естественным географическим границам (работы В. Л. Цымбурского, А. Г. Дугиной, А. М. Столярова). Другие рассматривают русский мир, как некую уникальную общность людей, которую объединяет язык, общая история, нравственные ценности и нормы (В. А. Тишкова, В. А. Никонова, Н. Н. Нарочницкая). Историки Изборского клуба подходят к рассмотрению русского мира через призму цивилизационного подхода, согласно которому, русский мир — это поле тяготения Русской цивилизации, вовлекающее в себя представителей других народов, культур и цивилизаций [1].

В рамках последней теории интересно рассмотреть влияние идей католического запада на развитие русского мира в XIX веке. Наиболее ярко можно проследить это влияние на примере изменений в образовательной сфере посредством действий католического философа, литератора, политика, интеллектуала своего времени — граф Жозефа де Местра.

В исторической науке имя этого человека обычно упоминается в связи с изучением политико-философских идей, противопоставленных идеям Просвещения, с развитием европейского и зарождением русского консерватизма. Его же воззрения в области образования, Российского образования в том числе, остаются недостаточно изученными в исторической историографии этого периода, а тем не менее, для российского образования они являются довольно существенными для этого периода его развития. Свое отражение они нашли в письмах, написанных графом Жозефом де Местром министру народного просвещения Алексею Кирилловичу Разумовского в период июнь-июль 1810 г.

Поводом к написанию этих писем стала борьба, развернувшаяся вокруг открытия Царскосельского лицея. Проект программы лицея составил М. М. Сперанский, видевший в этом образовательном учреждении питомник для будущих государственных деятелей. Его программа была проникнута идеями западноевропейских просветителей: равенство прав на образование, энциклопедизм с уклоном в изучение естественных наук и философии, преобладание научного образования над нравственных [2, с. 6]. Министр народного просвещения — А. К. Разумовский, незадолго до этого назначенный на этот пост, выступал против идей М. М. Сперанского. Предполагается, что «пять писем» графа де Местра о Российском образовании были заказаны А. К. Разумовским специально для передачи императору Александру 1 [3, с. 56] для убедительности в своей правоте.

В письмах графа Жозефа де Местра можно выделить несколько подтем: «развитие и изучение наук в России», «ошибки Российского образования и его критика», «критика программы Царскосельского лицея и рекомендации по исправлению программ». Разберем некоторые положения подробнее.

«Развитие и изучение наук в России».

Ж. Де Местр высказывает интересную позицию, что Россия еще не готова для изучения наук. Оторванная от религии и традиции абстрактная наука может быть использована для разрушения общественных устоев. «В России — пишет граф — слишком большое значение придается наукам…наука делает человека лентяем, непригодным для дел и для великих предприятий, болтуном, упрямо преданным собственным мнениям… критическим наблюдателем действий правительства, новатором по существу, презирающий авторитет и национальные обычаи… Огромное внимание уделяется наукам, а из морали сделали добавочное блюдо…» [4, с. 85]. По мнению графа, науки вредны для общества и не каждый народ способен ими заниматься. Единственным институтом, способным уберечь людей от соблазнов науки является религия. Нравственность он приравнивает к религии и считает, что воспитание подрастающего поколения должно находиться в руках священников. В его воззрениях мы наблюдаем явное противостояние идеям просвещения — критика науки как таковой: наука не должна существовать отдельно от религии и традиции, единственное, что может уберечь от ошибок науки — религия.

« Ошибки Российского образования и его критика».

Интересна критика графа де Местра Российского образования. В письмах к министру образования, он, настоятельно советует избегать слепого копирования западноевропейских научных учреждений и идей, критикует недостатки педагогики и государственной системы образования, сложившейся в России с петровских времен. В письмах Жозеф де Местр размышляет о необходимости в учреждениях многопредметности, жесткой дисциплины, узколитарного профессионализма. Приводит в пример пансионы и коллегиумы Ордена Иезуитов, как образец педагогического учреждения, к чему нужно стремиться.

«Критика программы Царскосельского лицея и рекомендации по исправлению программ».

Одно из писем графа Жозефа де Местра на имя А. К. Разумовского было посвящено критике программы Царскосельского лицея: в коллегиуме (лицее) — только можно научиться учиться. Изучение большого количества наук — заявленных в программе — вредно и бессмысленно» [4, с. 109]. Графом предлагается убрать из программы лицея следующие науки: естественная история, история, химия, астрономия, познание о человеке, психология, право. Главные задачи образования, которые ставит Жозеф де Местр перед лицеем — это научить «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо писать» [5, с. 24]. При корректировке Программы Лицея упор делался на задачах нравственного воспитания личности. Объектом обучения, таким образом, становился не будущий специалист, необходимый государству, а развитие и воспитание личности человека.

Идеи Жозефа де Местра получили дальнейшее развитие в образовании Российской империи. Так, к примеру, была изменена программа Царскосельского лицея. Из программы лицея были исключены такие дисциплины, как: ботаника, зоология, химия, психология, греческий язык. Также мысли о состязательности учебного процесса, о методах содержаниях иезуитами пансионов — были горячо поддержаны в обществе и распространены в учебных заведениях. В частности, в Царскосельском лицее — содержание воспитанников, можно заметить, было довольно схоже с содержанием воспитанников в иезуитских пансионах.

Жозеф де Местр сыграл очень важную роль в истории образования в Российской империи. Его идеи получили дальнейшее развитие в российском образовательном пространстве. Пример влияние его идей является ярким примером влияния идей католического запада на развития русского мира в Российской империи в XIX веке.

Литература:

  1. Доктрина русского мира // Изборский клуб. URL: https://izborsk-club.ru/10269#_ftn20 (дата обращения: 17.01.2019).
  2. Руденская М. П., Руденская С. Д. Пушкинский лицей. — Ленинград: Лениздат, 1980. — 239 с.
  3. Ростиславлев Д. А. Жозеф де Местр о целях и перспективах просвещения в России // Человек эпохи Просвещения. — М.: Наука, 1999. — С. 188–202.
  4. Местр, Жозеф Мари де. Петербургские письма. 1803–1817. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. — 250 с.
  5. Парсамов В.С. К спорам о Просвещении в России начала XIX века (Ж. де Местр и А. С. Стурдза) // Выпуск 21. — 2006. — № 6. — С. 20–29.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, русский мир, Царскосельский лицей, Российское образование, Разумовский, идея, изучение наук, критик программы, письмо графа, Российская империя.


Задать вопрос