Сегодня многие граждане, которых Пенсионный фонд именует «Застрахованные лица», полагают, что страховые пенсии по старости формируются благодаря налогу, который ежемесячно уплачивается по тарифу 13 % в налоговые органы. Несмотря на то, что законодательство Российской Федерации общедоступно и не составляет для населения секрета, даже многие представители медиа сферы искренне полагают, что источник пенсии — это из 13 % от зарплаты.
Что ж, пришло время разобраться в том, что такое 13 % и откуда формируется пенсия.
Начисленная заработная плата представляет собой номинальную денежную заработную плату, начисленную работнику бухгалтерией организации за отработанное время (как правило, за истекший месяц) или выполненный объем работ. Такую зарплату в народе принято называть «грязной».
Величина начисленной заработной платы уменьшается на 13 %. Эта сумма представляет собой налог на доходы физических лиц (НДФЛ), установленные Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.06.2020). Суммы, рассчитанные в размере 13 %, от начисленной заработной платы бухгалтерией организации являются обязательными выплатами в рамках исполнения бюджета Российской Федерации.
Остаток суммы представляет собой заработную плату, подлежащую выплате на руки. В народе эту выплату принято называть «зарплатой на руки» или «чистая».
Так откуда берутся страховые взносы на будущую пенсию?
Дело в том, что для любого работодателя существует такое понятие «Бюджет организации». Он формируется и утверждается организацией в конце бюджетного года на новый финансовый год [1, ст. 12][1] , . В него закладываются нормированные размеры оплаты труда, премии, прочие выплаты, а также суммы социальных выплат, распределяемых по внебюджетным фондам, которые называются «Общепроизводственные расходы».
Если немного отвлечься от темы разговора, то с точки зрения бухгалтерского учета указанные затраты отражаются:
– для коммерческих организаций — на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Субсчет 69–2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» [5];
– для государственных (бюджетных) организаций — на счете 30300 «Расчеты по платежам в бюджеты». Аналитический код вида синтетического счета 10 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии» [6].
Бухгалтерия организации отражает на указанном счете расходную часть бюджета организации, которая закладывается на новый финансовый год исходя из фонда оплаты труда как в пределах базы для начисления страховых взносов, так и сверх базы.
Пока все сложно. Постараемся разобраться.
Итак, начисленная заработная плата фиксируется в базе данных. Сумма, подлежащая к уплате в качестве налога в бюджет государства, составляет 13 %. Остальное выплачивается работнику.
Однако начисленная заработная плата еще понадобиться. Именно она является основой расчета страховых взносов в ПФР на формирование будущей пенсии.
Тариф страхового взноса для формирования пенсионных прав по общим основаниям, которые распространяются на большинство застрахованных лиц, составляет 22 % начисленной заработной платы в переделах базы для начисления страховых взносов в ПФР [2, Абз. 2 пп.2 п. 1 ст. 425].
Руководствуясь указанной нормой Налогового кодекса, работодатель рассчитывает 22 % от величины начисленной ранее заработной платы, т. е. «грязной». То есть, если сумма начисленной заработной платы за месяц составила 30 000 рублей по одному сотруднику организации, то расчетная величина страховых взносов в ПФР на финансирование его будущей пенсии составит 30 000 * 22 % = 6 600 рублей.
Необходимо напомнить, что этому сотруднику будет выплачено 26 100 рублей.
Итак, расчетный размер начисленной заработной платы в 30 000 рублей за один месяц подлежит к уплате на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в размере в 6 600 рублей. Если этот уровень заработной платы будет сохранен в течение 12 месяцев календарного года, то расчетные величины составят:
– начисленная заработная плата — 360 000 рублей;
– заработная плата к выплате — 313 200 рублей;
– величина НДФЛ — 46 800 рублей;
– величина страховых взносов на ОПС — 79 200 рублей.
Таким образом, сумма в размере 79 200 рублей представляет собой размер начисленных страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате в бюджет Пенсионного фонда.
В связи с этим, суммы, рассчитанные по тарифу 22 % от начисленной заработной платы, и являются теми величинами, которые участвуют в расчете страховых взносов на ОПС. Однако и эта величина не является исчерпывающей для расчета пенсионных прав застрахованных лиц на будущую пенсию.
Действующее законодательство предусматривает учет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не в том объеме, в котором начисляются страховые взносы, а только в его части. А именно, из расчетных 22 % страховых взносов к учету на будущую пенсию подлежат только 16 % от начислено заработной платы в пределах базы для начисления страховых взносов.
Таким образом, будущая страховая пенсия формируется только из части страхового взноса. Если принять в расчет предыдущий пример, то годовой размер взноса для расчета страховой пенсии составит 57 600 рублей из причитающихся 79 200 рублей. Расчетная разница будет направлена на фиксированную часть страхового взноса.
Очередным показателем формирования страховой пенсии является база для начисления страховых взносов. Именно тут начинается возможное снижение искомой страховой пенсии при условии, если застрахованное лицо получает высокую заработную плату. Правительство Российской Федерации ежегодно утверждается такое понятие как «Предельная база для начисления страховых взносов». С каждым годом эта величина растет. Возьмем предельную базу для расчета за последние пять лет:
Таблица 1
Величина предельной базы для расчета страховых взносов на ОПС
Год |
Предельная база (в тыс. руб.) |
Основание, по которому установлена п редельная база |
2016 |
796 000,00 |
п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 |
2017 |
876 000,00 |
п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255 |
2018 |
1 021 000,00 |
п. 1 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 |
2019 |
1 150 000,00 |
п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426 |
2020 |
1 292 000,00 |
п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407 |
Предельная база для начисления страховых взносов в ПФР — это сумма начисленной заработной платы, в пределах которой формируются пенсионный права застрахованных лиц, т. е., указанная в таблице заработная плата в конкретном году, входит в учет будущей пенсии работника.
Однако если учесть величину учитываемых в лицевом счете страховых взносов, то максимально возможные суммы для формирования будущей пенсии будут следующими:
Таблица 2
Максимально возможная величина страховых взносов, подлежащих учету в лицевом счете застрахованного лица
Год |
Сумма страховых взносов, подлежащих учету в лицевом счете застрахованного лица (в тыс. руб.) |
2016 |
127 360,00 |
2017 |
140 160,00 |
2018 |
163 360,00 |
2019 |
184 000,00 |
2020 |
206 720,00 |
Если годовая заработная плата, начисленная к выплате ДО вычета налога на доход физических лиц больше предельной базы, то для расчета будущей пенсии будет учитываться только максимально возможная. Все суммы сверх предельной базы на размер будущей пенсии не повлияют.
Но все приведенные суммы уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда не «из кармана работника», как считают многие, а из бюджета организации, в которой работник осуществляет трудовую деятельность.
Таким образом, говорить о том, что пенсия формируется за счет уплаты налога в размере 13 % — в корне неправильно.
Налоговое обеспечение никак не может быть соотнесено с пенсионным обеспечением и не может влиять на размер будущей пенсии ввиду того, что суммы этих выплат представляют собой разные источники исполнения бюджета:
– НДФЛ за счет работника — это исполнение Федерального бюджета Российской Федерации;
– Страховые взносы в ПФР за счет работодателя — это исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
- Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»
- Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 28.12.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»
[1] Финансовый год (бюджетный год) – традиционный период, на который устанавливается бюджет – схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.). Также известен как фискальный год, от лат. fiscus – государственная казна. Устанавливается, как правило, на календарный год с 1 января по 31 декабря