Психологическое сопровождение родственников лиц, страдающих деменцией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.07.2020

Статья просмотрена: 896 раз

Библиографическое описание:

Бабий, А. И. Психологическое сопровождение родственников лиц, страдающих деменцией / А. И. Бабий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72314/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние годы во всем мире и в России в частности наблюдается рост числа людей пожилого возраста; соответственно увеличивается процентное соотношение пожилых людей к другим возрастным группам. С одной стороны наблюдаемое практически повсеместно увеличение продолжительности жизни бесспорно является важным достижением человечества, однако с другой стороны, так называемое «старение населения», имеет и некоторые негативные стороны. К одной из таких особенностей относится ухудшение здоровья и достатчно высокая вероятность развития нейродегенеративных заболеваний, таких как различного рода деменции, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика и т. д. Ежедневно все большее и большее число пожилых людей и их близких сталкиваются с этими проблемами. Важно понимать, что, в первую очередь, от сложностей, страхов, тревог и проблем, связанных с этими заболеваниями, страдают родственники и близкие, осуществляющие уход за больным.

Именно на лиц, имеющих родственников или близких, с диагностированным нейродегенеративным заболеванием, должно быть в первую очередь направлено психологическое сопровождение. При этом, не имеет значения, проживают ли с больным человеком его близкие или пожилой человек помещен в условия стационарного проживания, в любом случае психологические проблемы того или иного характера неизбежно наблюдаются у родственников больных. Таким образом, предоставление таким людям услуг психологического сопровождения и консультирования в необходимом объеме является неотъемлемой частью и одной из первостепенных задач, которые ставятся перед психологами, работающими в сфере в геронтологии.

Существуют некоторые особенности, которые нужно учитывать при проведении работы психологической поддержки и консультирования родственников больного. В первую очередь, нужно уделить особое внимание работе с чувством вины родственников людей, оказавшихся по тем или иным причинам в условиях стационарного проживания. В настоящее время в России, также как и в странах Западной Европы и США достаточно распространенным явлением становится помещение больных родственников в геронтологические центры, дома престарелых, пансионаты для пожилых людей. Зачастую условия проживания и доступность среды в такого рода заведениях во много раз превосходят условия, которые могут быть предоставлены дома. Также уровень ухода и заботы в специализированных учреждениях часто может даже превосходить домашний уход. Это связано с компетентностью и квалифицированностью персонала, организацией особых условий проживания, оптимальных для находящихся там людей.

Однако, несмотря на существующие тенденции, в нашей стране родственники людей, проживающих в условиях стационара, могут подвергаться общественному осуждению и давлению. Не менее важное значение приобретает тот факт, что такие люди склонны сами осуждать себя за то, что по тем или иным причинам их родители (бабушки, дедушки, дяди, тети) оказались в условиях стационарного проживания. Именно это глубочайшее чувство вины, часто неосознанное, может быть преобразовано в защитные реакции различной формы, которые могут проявляться в любом виде: начиная от беспочвенных придирок к персоналу учреждения, заканчивая проявлениями аутоагрессии. Таким образом, очевидно, что близкие больных деменцией, болезнью Альцгеймера и т. д. становятся клиентами психолога-консультанта для решения собственных психологических проблем.

Переживание чувства вины может наблюдаться и у тех, кто сам ухаживает за близким больным человеком. Это чаще всего связано с иррациональным чувством вины за то, что клиент отдает недостаточно времени и сил уходу за больным, оставляя место для своих собственных потребностей и желаний. В таком случае задачей психолога-консультанта будет дать понять человеку, что в данном случае абсолютно четко работает правило «сначала наденьте кислородную маску на себя». Ведь если не удовлетворять собственные потребности и желания, не жить полной жизнью, не восполнять собственные внутренние ресурсы, то люди, зависимые от нас, не смогут получить должного внимания, заботы и ухода. Таким образом, важным оказывается работа, направленная на уменьшение чувства вины родственников.

Еще одним важным пунктом в рамках психологической поддержки людей, имеющих родственников с деменцией, является направление работы по поддержанию и восполнению внутренних ресурсов личности. Как было отмечено выше, постоянный анализ и пополнение собственных ресурсов позволяют не только проживать собственную жизнь согласно жизненному сценария, но и в полной мере заботиться о больном. Работа с ресурсами может акцентировать внимание на важности поддержания всех сфер жизни на уровне, необходимом для наиболее комфортного проживания. Необходимо учитывать, что такие сферы жизни, как хобби, учеба, работа, саморазвитие, окружение, семья — являются тем субстратом, который позволяет находить силы для заботы не только о других, но и о себе. Одной из техник, которые можно применять для оценки ресурсного потенциала личности является «колесо баланса», удобное в применении как во время сеанса психологического консультирования, так и самостоятельно, без психолога.

Следующим не менее важным направлением работы в рамках психологического консультирования близких больных пожилых людей, является работа по расстановке жизненных приоритетов и ценностных ориентаций. На основании данной информации может выстраиваться индивидуальная жизненная траектория, согласно установленным смысложизненным ориентациям, включающая в себя не только уход за больным как наиважнейшая цель, но также и раскрытие собственного личностного потенциала. Инструментами, помогающими в данном виде работы можно считать техники, как SWОT-анализ личности, дерево целей, тест Рокича ценностные ориентации и т. д.

Также психолог в своей работе, направленной на психологическую поддержку и консультирование родственников людей с нейродегенеративными заболеваниями, должен особое внимание уделять информированию и просветительской деятельности. Очень часто люди, чьим близким ставится диагноз деменция испытывают страх, растерянность и тревогу в первую очередь потому, что просто не знают что им делать, не располагают ровным счетом никакой информацией по данному вопросу. Психолог в первую очередь работая с такими людьми должен предоставить всю необходимую информацию, такую как общие сведения о болезни в виде буклетов, брошюр, книг, интернет-сайтов, адреса и телефоны социальной службы, групп поддержки людей, оказавшихся в подобной ситуации, а также любой другой информации по запросу.

Важно отметить значимую вещь, напрямую не относящуюся к психологическому консультированию, такую как работа психолога в мультидисциплинарной бригаде совместно с медицинскими работниками, социальными работниками, волонтерами и т. д. Именно мультидисциплинарный подход в деле поддержки и заботы о пожилых людях и их родстенниках является важнейшей частью работы по поддержанию психологического здоровья больных и их близких.

Безусловно, психологическая поддержка родственников не заканчивается на вышеуказанных направлениях работы, важно ориентироваться на индивидуальных подход к каждому клиенту и ситуации, субъективный опыт и разного рода запросы.

Подводя итог вышесказанному необходимо подчеркнуть следующее: при проведении работы в рамках психологической поддержки и консультирования людей, имеющих родственника или близкого человека, страдающего деменцией, важно акцентировать внимание на таких опорных точках как:

– работа, направленная на уменьшение чувства вины;

– поиск и восполнение внутренних ресурсов;

– расстановка смысложизненных ориентаций, целей и жизненного сценария;

– просветительская деятельность и информирование;

– работа в команде.

Литература:

  1. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Издание 2-е,исправленное и дополненное: Институт психологии РАН; Москва; 2006. — 415 с.
  2. Гайворонская Е. Б., Ширяев О. Ю., Кистенев С. В., Черенкова Е. В. Социально-психологические проблемы родственников больных с деменцией // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-problemy-rodstvennikov-bolnyh-s-dementsiey (дата обращения: 30.06.2020).
  3. Зверева Н. В., Рощина И. Ф. Проблемы семьи в контексте клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49967.shtml (дата обращения: 30.06.2020)
  4. Рогозин Д. М., Ипатова А. А. Старикам тут место: социальное осмысление старения: [сборник научных статей] / Институт социологии РАН; отв.ред. Д. М. Рогозин, А. А. Ипатова. — М.: Институт социологии РАН, 2016. — 264 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая поддержка, работа, стационарное проживание, близкие, больной, направление работы, особое внимание, очередь, проведение работы, просветительская деятельность, психологическое консультирование, психологическое сопровождение, Россия, сфера жизни.


Похожие статьи

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей, имеющих комплексные нарушения развития

Похожие статьи

Психологическое сопровождение аутичных детей с умеренной умственной отсталостью в условиях детского дома интерната

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе

Педагогическое сопровождение социализации подростка из неблагополучной семьи в ситуации развода родителей

Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков

Изучение личностных особенностей детей из неблагополучных семей

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Обеспечение межведомственного подхода к вопросу социализации молодых людей с интеллектуальными нарушениями

Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей, имеющих комплексные нарушения развития

Задать вопрос