Школьное научно-исследовательское общество учащихся как средство развития одаренных детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Васильченко, Е. А. Школьное научно-исследовательское общество учащихся как средство развития одаренных детей / Е. А. Васильченко, К. К. Капшукова, М. Р. Рудная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 228-230. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72315/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: школьное научно-исследовательское общество учащихся (НИОУ), исследовательская деятельность, учащийся.

Каждый педагог хочет, чтобы на его уроках ученики не просто заучивали правила и определения, а с интересом открывали для себя мир новых знаний. Для этого необходимо организовать и объединить школьников, каким-то общим делом, ставя при этом цели и задачи. Такой объединяющей организацией может стать школьное научное общество учащихся. В каждой школе есть обучающиеся, которые активно участвуют в конкурсах различного уровня, олимпиадах, а так же занимаются творческой и научной деятельностью. Рвение и желание таких детей стремиться вперед, нужно активно поддерживать педагогам. Таким детям необходим личностный рост, конкурентоспособная борьба и самосовершенствование. Мы живем в стремительно развивающемся времени, и от человека требуется точно такое же развитие. Привлекая педагогов и обучающихся в деятельность научного сообщества, можно отметить интеллектуальный рост с обеих сторон. Применение новых методик и развитие потенциала самого педагога, поможет в успешной работе школьного научно-исследовательского общества учащихся.

В работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности. Можно обратить внимание на множество противоречивых подходов и методов. Таким образом, возникают следующие противоречия:

– между природными способностями и потребностями ребенка в исследовательской деятельности недоступностью научного руководства, основанного не только на личных спонтанных и кратковременных контактах с учеными, но и на взаимной заинтересованности и обязанности;

– между потребностью обучающегося в индивидуальном маршруте обучения и коллективными формами обучения в общеобразовательной школе. [2; с. 159]

Отсюда возникает идея создания целостной системы работы с одаренными детьми, сущность которой заключается в создании школьного научно-исследовательского общества учащихся (далее — НИОУ). НИОУ — это добровольное объединение школьников с намерениями глубокого познания достижений в различных областях науки, техники, культуры, формирования научного мировоззрения, развития исследовательского типа мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, совершенствованию навыков познавательно-исследовательской, изобретательской, проектной работы.

В свою очередь НИОУ включает студии, направленность которых определяется исходя из потребностей учащихся и возможностей школы. Студии объединяют учащихся разного возраста, педагогов из различных предметных областей.

В студиях научно-исследовательского общества учащиеся:

– совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства и техники, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством педагогов и других специалистов;

– младшие школьники приобретают опыт исследовательской деятельности в процессе тесного общения и сотрудничества со старшеклассниками — наставничество на уровне «ученик — ученик».

Таким образом, ведущей педагогической идеей НИОУ является развитие природных способностей обучающихся через активное вовлечение их в деятельность школьного научно-исследовательского общества.

Целью научно-исследовательского общества учащихся является воспитание и развитие учащихся, повышение эффективности их научно-исследовательской деятельности, создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для самоопределения, самореализации школьников.

Для достижения цели НИОУ поставлены следующие задачи:

– включение школьников в совместную с педагогами научно-исследовательскую и проектную деятельность в соответствии с их научными интересами;

– развитие интереса к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;

– развитие навыков научно-исследовательской работы, умение самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

– овладение правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;

– развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;

– подготовка к выбору будущей профессии, развитие интереса к избранной специальности, приобретение дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;

– пропаганда достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;

– формирование единого школьного научного сообщества со своими традициями;

– развитие навыков и умений публичного выступления, ораторского искусства;

– содействие профессиональному самоопределению учащихся.

В процессе работы школьного научно-исследовательского общества учащихся применяются разнообразные формы развития творческих способностей одаренных детей по нескольким направлениям:

1) организация индивидуальной работы наставников с учащимися, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) работа с учащимися по отдельной программе, предусматривающая помощь в разработке тем научных исследований, школьных проектов, оказание консультационной помощи;

б) подготовка докладов для выступлений, подбор и анализ литературы, индивидуальная подготовка к олимпиадам и конкурсам;

2) групповая деятельность, которая включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, подготовку к командным соревнованиям интеллектуальной направленности;

3) массовая работа, в ходе которой организуются встречи с выдающимися людьми, в том числе деятелями науки и искусства; осуществляется подготовка и проведение литературных гостиных, круглых столов, конференций; посещение музеев, театров, научных площадок.

Основной формой работы являются заседания, не реже 1 раз в месяц, где планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы НИОУ на год, вносятся коррективы в перспективный план работы.

Формой отчета детальности НИОУ за год являются: результаты участия в конкурсах, проектах, фестивалях различных уровней; школьные вечера, конференции, проекты; издательство сборников творческих работ, проектов, рефератов, исследований в разных областях наук и проектной деятельности.

Участие в работе секций школьного научно-исследовательского общества учащихся помогает школьнику в развитии и становлении своей личности. Дети стремится развиваться, им интересно наблюдать над результатом не только соей работы, но и над работой своего товарища. Они общаются, занимаются общим делом, открыты к экспериментам. Работа в секциях НИОУ способна повысить успеваемость, развивать кругозор, эрудицию. Многим обучающимся деятельность НИОУ помогает определиться с выбором будущей профессии, а так же с выбором дополнительных экзаменов, что усиливает подготовку. Занимаясь в секциях НИОУ об, обучающийся может реализовать не только свой творческий потенциал, но и развить в себе качества личного плана, которые окажут только помощь в будущем — это умение говорить, дискутировать, презентовать проект, не бояться публики, умение отвечать на вопросы, быть уверенным в себе.

Литература:

  1. Рикунова, Н. Е. Школьное ученическое научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников / Н. Е. Рикунова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 80–83.
  2. Савина, Т. В. Развитие творческого потенциала одаренных детей через организацию научного общества в условиях сельской школы / Т. В. Савина. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 158–161.
Основные термины (генерируются автоматически): школьное научно-исследовательское общество, учащийся, исследовательская деятельность, развитие навыков, будущая профессия, научно-исследовательская работа, педагог, проект, проектная деятельность, развитие интереса.


Ключевые слова

исследовательская деятельность, учащийся, школьное научно-исследовательское общество учащихся (НИОУ)

Похожие статьи

НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя

В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Интеллектуальное развитие школьников

В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников.

Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы

В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются результаты исследования саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование проводилось на младших школьникам в количестве 20 учеников.

Похожие статьи

НОУ гуманитарного профиля и исследовательская культура старшеклассников

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя

В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Интеллектуальное развитие школьников

В статье рассматривается проблема интеллектуального развития школьников.

Предметные олимпиады как средство выявления и развития предметных способностей школьников

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы

В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются результаты исследования саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование проводилось на младших школьникам в количестве 20 учеников.

Задать вопрос