Внимание как фактор умственной работоспособности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.07.2020

Статья просмотрена: 936 раз

Библиографическое описание:

Умхажиева, Х. Т. Внимание как фактор умственной работоспособности учащихся / Х. Т. Умхажиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72333/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учителя в организации процесса обучения школьников, которое дает возможность педагогу внедрять правильное руководство учебным процессом, позволяющим направлять учебный и методический материал на развитие и коррекцию свойств внимания. Выявлена и обоснована необходимость развития свойств внимания у школьников.

Ключевые слова: внимание, интенсивность внимания, колебание внимания, устойчивость внимания, виды внимания.

Внимание среди других психических явлений играет особую роль и представляет собой психофизическое состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Традиционно внимание понимается не как отдельный психический процесс, а как конкретная сторона психических процессов, которая направляет и сосредотачивает сознание на объектах, требующих высокий уровень интеллектуальной и двигательной активности [6, с. 437].

Внимание обеспечивает организацию всей психической деятельности, в частности:

 обеспечивает организованный и целенаправленный отбор информации;

 выборочную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности;

 направленность и избирательность познавательных процессов.

Ученые по-разному определяют место внимания среди других психических явлений, но большинство склонны считать, например С. Л. Рубинштейн, что внимание — динамическая характеристика протекания познавательной деятельности. П. Я. Гальперин определяет внимание как автоматизированное действие контроля.

Объемный поток информации, который влияет на человека, он не может организованно воспринимать, если заранее не осуществит соответствующий отбор наиболее существенной информации, которая должна дойти до сознания. Под направленностью психической деятельности понимается не только выбор деятельности, но и сохранения этого выбора в течение определенного времени. Вызвать внимание учащихся на уроках не так уж и трудно, труднее сохранить его в течение всего занятия. Для этого учителю следует применять различные активизирующие приемы [3, с. 134].

По характеру направленности внимание можно разделить на внешненаправленное (перцептивное), объект которого находится во внешнем мире, и внутреннее, направленное на собственные ощущения, мысли, переживания [6, с. 240]. Классик психологии внимания У. Джеймс выделял следующие виды внимания:

Во-первых, внимание может быть обращено на что-то либо в соответствии с нашими целями и задачами (произвольно), либо, если стимул интенсивен или привлекателен, само по себе, помимо нашего желания (непроизвольно).

Во-вторых, любой объект, на который мы обращаем внимание, интересен нам либо сам по себе, либо только лишь в связи с чем-то: допустим, с решаемой задачей или с нашим прошлым опытом и воспитанием. На то, что интересно само по себе, человек обращает внимание непосредственно. На все остальное оно может быть обращено только опосредованно, путем установления связи с чем-то, что для человека важно или привычно.

В-третьих, любой объект внимания либо относится к разряду собственных, внутренних воспоминаний, мыслей и переживаний познающего субъекта, либо находится снаружи, в окружающем мире [5, с. 352].

Заметим, что учеными многих стран были проведены важные исследования развития внимания у школьников. Они позволили выявить общие тенденции развития внимания в целом и, в частности, некоторых ее свойств. Детальный анализ результатов исследования показал, что хотя общие тенденции развития внимания почти совпадают у исследователей, но прослеживаются и различия в характеристиках малых групп учащихся. Остаются непонятными причины этих различий.

Внимание характеризуется рядом свойств:

– сосредоточенность, концентрированность, проявляющаяся в отвлечении от всего постороннего, в торможении побочной деятельности и тесно связанная с интенсивностью внимания, являющейся основой «помехоустойчивости»;

– объем внимания, характеризуемый количеством объектов, на которое может быть направлено внимание при условии их одновременного восприятия.

– переключение (гибкость) внимания — способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям, проявляющаяся либо в переходе от одного объекта к другому, либо от одной деятельности к другой.

– устойчивость внимания — длительность сосредоточения на объекте или явлении;

– оперативная подвижность, являющаяся специфической динамической характеристикой внимания и возникающая в ситуациях, требующих быстроты ориентировки в изменяющихся условиях, а также предполагающая гибкое регулирование процесса сосредоточения [6, с. 240].

Свойства внимания П. Я. Гальперин делит на первичные и вторичные. К первичным свойствам внимания относятся: объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение. Объем внимания определяется количеством объектов, которые человек может одновременно охватить вниманием за короткий промежуток времени.

С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что в учебной деятельности следует учитывать особенности объема внимания учеников и не перегружать их сознание второстепенной информацией. Учитель, объясняя определенный вопрос, должен показать ученикам внутренние связи между изложенными мыслями, что будет способствовать расширению у них объема внимания [4, с. 159].

Устойчивость внимания — временная характеристика, которая определяется продолжительностью сохранения целенаправленного внимания на определенном объекте или виде деятельности. Показателем устойчивости является высокая продуктивность деятельности человека в течение длительного времени. Интенсивность внимания характеризуется большими затратами нервной энергии при выполнении какого-либо вида деятельности. Во время любой работы моменты слишком напряженного внимания передаются с моментами ослабления внимания. Физиологически интенсивность внимания обусловлена повышенной степенью процессов возбуждения в отдельных частях коры головного мозга при одновременном торможении других частей.

Концентрация внимания — это степень сосредоточения. Сосредоточенной называется внимание, направленное на какой-то один объект или вид деятельности и не распространенный на другие. Именно сосредоточенность является необходимым условием осмысленного усвоение информации поступающей в мозг, при этом отражение ее становится четким и ясным.

Распределение внимания — это способность человека одновременно удерживать в центре внимания определенное количество объектов, то есть это одновременное внимание к двум или более объектов или видов деятельности. Оно невозможно, когда оба вида деятельности требуют занятости одних и тех же анализаторов или одновременно высокого уровня сознания. Распределение является необходимым условием для успешного выполнения нескольких видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций [5, с. 246].

К вторичным свойствам внимания относятся переключение и колебание внимания. Переключение внимания проявляется в произвольном перемещении человеком внимания с одного объекта или вида деятельности на другой. В зависимости от ситуации перемещение внимания может быть полной или частичной, легкой или тяжелой. При необходимости это происходит 3–4 раза в секунду. Внимание переключается легче, когда существует связь между предыдущим и последующим видами деятельности, если следующий вид деятельности интереснее предыдущего, а также при условии, что предыдущий вид деятельности полностью завершен. При других условиях переключение внимания происходит медленно и с определенными трудностями. Это свойство означает возможность быстро ориентироваться в сложных ситуациях.

Колебания во внимании проявляются в периодическом изменении объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличается от изменений устойчивости внимания, поскольку, изменения устойчивости характеризуются периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть при сосредоточенной и устойчивой видах внимания. Периодичность колебания можно проследить при рассмотрении двойных изображений, периодическая смена объектов является примером колебания внимания.

Успеваемость учащихся зависит от многих факторов. Поэтому заметим, что успешность в учебной деятельности зависит от развития внимания, однако качество организации учебной деятельности учащихся также является важным фактором ее развития. И. Гербарт считает, что у младших школьников слабое произвольное внимание. Педагог должен овладеть внимаем учащихся. Для этого необходимо подавать материал ярко и эмоционально насыщенно. Теоретические основы и положения о структуре внимания, его сущности, свойствах дают возможность педагогу внедрять правильное руководство учебным процессом, которое позволяет ему направлять учебный и методический материал на развитие и коррекцию свойств внимания.

Таким образом, знание структуры внимания дает педагогам возможность управлять вниманием учащихся в учебном процессе и способствовать ее развитию.

Литература:

  1. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. — 1992. — № 4.
  2. Неровня А. В. Психология внимания (курс лекций). Львов: Высшая школа, 1973
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В. 2 т. — М.: Педагогика, 1989. — Т.1–488 с.
  4. Солодухова О. Г. Индивидуальные особенности внимания и мыслительной деятельности учащихся: Автореф. канд. дис. М., 1976. 22 с.
  5. Фаликман М. В. Внимание / Общая психология — М.: Академия, 2007. — 352 с.
  6. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, вид деятельности, интенсивность внимания, колебание внимания, вид внимания, устойчивость внимания, учебный процесс, методический материал, необходимое условие, правильное руководство.


Похожие статьи

Особенности развития способностей младших школьников в отечественной психологии

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учит...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Возможности дистанционного обучения для развития познавательного потенциала младших школьников

На основании анализа содержания понятия «познавательный потенциал личности» уточняется компонентный состав познавательного потенциала младших школьников. Обозначено перспективное направление решения проблемы развития одного из компонентов познаватель...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Признавая важность деятельности педагогов ДОО, направленной на развитие памяти у детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения и социализации личности, автор статьи даёт определение этой психофизиологической характеристике ребёнка, приводит при...

Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса

Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Похожие статьи

Особенности развития способностей младших школьников в отечественной психологии

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития внимания у учащихся, как фактора их умственной работоспособности. Проанализированы психолого-педагогические основы развития внимания у учащихся. Особое внимание обращается на роль учит...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Возможности дистанционного обучения для развития познавательного потенциала младших школьников

На основании анализа содержания понятия «познавательный потенциал личности» уточняется компонентный состав познавательного потенциала младших школьников. Обозначено перспективное направление решения проблемы развития одного из компонентов познаватель...

Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр

В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста

Данная статья раскрывает актуальность и новизну темы технологии формирования культуры познания у детей дошкольного возраста. Обращает внимание на эффективные средства формирования произвольности в дошкольном возрасте, предпосылки возникновения познав...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Признавая важность деятельности педагогов ДОО, направленной на развитие памяти у детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения и социализации личности, автор статьи даёт определение этой психофизиологической характеристике ребёнка, приводит при...

Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса

Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...

Использование активных методов на уроках ОБЖ

Статья «Использование активных методов на уроках Основы безопасности жизнедеятельности» посвящена работе с обучающимися. Автор отмечает необходимость и важность использования на занятиях активных методов, так как способствует выражению практической и...

Задать вопрос