Электронные деньги как средство платежа в финансовых отношениях корпораций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 05.07.2020

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Резяпов, Р. М. Электронные деньги как средство платежа в финансовых отношениях корпораций / Р. М. Резяпов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72345/ (дата обращения: 19.12.2024).



Современный этап развития экономических отношений приводит к тесному процессу интеграции крупных компаний экономики Российской Федерации с «четвертой промышленной революции». Современные условия функционирования мировой и отечественной экономики тесно связаны с развитием научно-исследовательской среды, результатом деятельности которой является разработка новых технологий и патентов.

Основное направление научно-исследовательской работы многих предприятий международного и национального уровня — автоматизация производственной деятельности и применение интеллектуальных технологий для совершенствования системы управления бизнес-процессами организации.

На этом фоне развитие цифровых технологий — становится неотъемлемым инструментом формирования конкурентоспособности любого бизнеса, в том числе предприятий, функционирующих в экономике России. Отказ от разработки и внедрения цифровых технологий грозит потерей доли рынка, снижением экономической эффективности производственной деятельности, и в конечном итоге, вероятным банкротством компании, ведь потеря экономической эффективности становится причиной ухудшения финансовой устойчивости бизнес-субъекта.

Аналогичные процессы происходят и при совершенствовании финансовой деятельности, где помимо управления финансами и денежными потоками, важным вопросом выступает улучшение системы качества и повышения экономической эффективности платежей между контрагентами, что возможно благодаря использованию электронных платежных систем (ЭПС).

В связи с развитием электронных платежных систем на территории Российской Федерации, все актуальнее становятся научные исследования на вопрос «влияния и роли электронных денег при развитии крупного бизнеса в стране».

Если для начинающих предпринимателей, фрилансеров (самозанятых граждан) и для малого и среднего бизнеса — электронные платежные системы иногда панацея решения многих платежных вопросов, то для представителей корпоративных структур бизнеса их развитие все еще неоднозначное. Существует точка зрения, что роль электронных платежных систем преувеличена и их развитие нисколько не значит для крупных предприятий российской экономики.

По этой причине, целью научной статьи является анализ роли влияния электронных денег как средства платежа в рамках финансовых отношений корпораций.

Электронная платежная система — это финансовый сервис, который обеспечивает оплату электронными деньгами за какую-либо услугу или товар между пользователями Интернета или между пользователем Интернета и сайтом, организацией. На сегодняшний день в Интернете существует около десяти таких платежных систем, каждая из которых отличается своими преимуществами [1].

С экономической точки зрения электронные деньги рассматривались в трех аспектах:

1) как материализованная или электронная форма банковского билета, эмиссия которого осуществляется путем преобразования в электронную форму денежной стоимости;

2) как средство обмена, выпускаемое частным лицом и представляющее обещание эмитента;

3) как финансовый продукт с предоплаченной стоимостью.

В российском законодательстве нормативно-правовой базой положения электронных денег в системе денежного оборота явился Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», тем самым сделав возможным регулирование процесса проведения платежей с использованием электронных денег [6].

В данный момент, электронные деньги, как средство платежа в финансовых отношениях корпораций, обладают следующей характеристикой [7]:

− хранятся на электронных носителях;

− выпускаются эмитентами на сумму, которая не больше, чем денежные средства, полученные от других лиц;

− принимаются в виде средств платежа другими организациями помимо самих эмитентов.

На рисунке 1 изображена классификация электронных денег.

Классификация электронных денег [7]

Рис. 1. Классификация электронных денег [7]

По нашему мнению, на данный момент наиболее популярным видом электронных денег являются анонимные цифровые токены, построенные на базе сетей, которые именуются криптовалютой.

В целом же, развитие электронных денег, как средства платежа в финансовых операциях и транзакциях корпораций демонстрирует стремительный темп.

Аналитики компании Worldpay ожидают, что в 2019 году объем платежей через электронные платежные системы и их электронные кошельки составил 647 млрд. долларов США или 27 % от общего объема всего рынка платежей, в то время как кредитные и дебетовые карты станут вторым и третьим соответственно по популярности способом оплаты.

По прогнозам Worldpay электронные платежные системы займут лидирующее положение на рынке электронной коммерции, увеличив долю с 21,7 % в 2014 году до 27,6 % в 2020-м [2], однако, одним из ключевых факторов развития такой тенденции будет не рост анонимных электронных платежных систем, построенных на криптовалютах и технологии блокчейн, и не благодаря отдельным ЭПС, а благодаря платежным системам, которые выстраивают коммерческие банки.

Резвых Ю. Н. в рамках научного исследования провела социологическое исследование на следующий вопрос: «Пользуются ли граждане России платежными системами для оплаты товаров/услуг в Интернете». Результат продемонстрирован на рисунке 2.

Результаты социологического исследования на вопрос пользования электронными платежными системами при оплате покупок в Интернете [3]

Рис. 2. Результаты социологического исследования на вопрос пользования электронными платежными системами при оплате покупок в Интернете [3]

Исходя из данных по рисунку 2, можно заключить следующее: для россиян покупки и совершение транзакций благодаря электронным платежным система стало естественным процессом. Если ранее многие онлайн-покупки и электронная коммерция вызывали вопросы, то сегодня — это тренд, который влияет на изменение стратегий развития компаний крупного бизнеса в России.

Как минимум, необходимо обратить внимание на восходящую тенденцию объема рынка электронной коммерции (рисунок 3).

Динамика объема мирового рынка онлайн продаж / электронной коммерции (E-commerce), трлн долларов США [4]

Рис. 3. Динамика объема мирового рынка онлайн продаж / электронной коммерции (E-commerce), трлн долларов США [4]

Учитывая текущие тенденции, необходимо отметить большую рыночную капитализацию сферы интернет-продаж, где объемы исчисляются в триллионы американских долларов. Данный процесс логичен, поскольку все большее число предприятия выходя на сегменты рынка «В2С» и «В2В» используют различные маркетплейсы и торговые платформы, где выставляют на продажу свою готовую продукцию.

Все они поддерживаются благодаря функционированию электронных платежных систем, которые позволяют клиентам и компаниям приобретать следующие преимущества [3]:

− доступность;

− мобильность;

− безопасность;

− простота использования;

− оперативность.

По данным и исследованиям консалтинговой компании «Boston Consulting Group» с 2010 по 2018 год число безналичных карточных транзакций в России выросло в 30 раз. При этом наша страна стала мировым лидером по числу защищенных токенизированных транзакций [5].

Однако, несмотря на столь положительные стороны применения электронных денег, они обладают рядом недостатков, создающих актуальные проблемы для корпораций [8]:

− отсутствуют устоявшие нормы правового государственного регулирования;

− отсутствие узнаваемости;

− высокий уровень риска хищения электронных денег при помощи новых методов и компьютерных технологий;

− необходимость в специальном оборудовании для хранения электронных денег и кошельков.

Также, необходимо выделить отдельную категорию проблем, с которыми сталкивается крупный бизнес в рамках возможностей использования криптовалюты, как популярной формы электронных денег [9]:

− вероятность снижения эмиссионного дохода и налогооблагаемой базы бюджета государства;

− вероятность использования криптовалюты в операциях теневого сектора экономики, включая отмывание незаконного дохода;

− угроза монополизации прав собственности отдельной группы криптовалют в руках определенных заинтересованных лиц (эта угроза выступает, по нашему мнению, ключевой проблемой выпуска криптовалюты, как цифрового актива и финансового инструмента);

− изменение роли резервных валют и пересмотр традиционной структуры международной платежной системы, что может привести к экономической нестабильности и финансовому кризису;

− частые случаи проявления технический угроз, возникающих в рамках вирусных атак и несанкционированного доступа к электронным кошелькам (данная угрозы касается не только обращения криптовалюты, но и ее хранения, как средства накопления финансового капитала и ресурсов).

Таким образом, исходя из проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы:

− роль электронных денег и платежных сетей в развитии крупного бизнеса крайне высокая, поскольку именно последние компании являются законодателями моды электронной коммерции, объемы которой растут. Для крупных предприятий электронные платежные системы становятся основным инструментом при проведении финансовых транзакций со своими покупателями;

− объем платежей при помощи электронных платежных систем будет возрастать, и в первую очередь, благодаря их совершенствованию со стороны финансового и банковского секторов, которые осознают, что платежи при помощи дебетовых и кредитных карт будут уходить на задний план;

− преимуществами электронных денег как средства платежа в финансовых отношениях корпораций являются доступность, мобильность, безопасность, простота использования и оперативность;

− недостатками электронных денег как средства платежа в финансовых отношениях корпораций выступают отсутствие устоявших норм правового государственного регулирования, отсутствие узнаваемости, высокий уровень риска хищения электронных денег при помощи новых методов и компьютерных технологий, необходимость в специальном оборудовании для хранения электронных денег.

Литература:

  1. Бабаева О. Б. Электронные деньги и платежные системы // Economics. 2015. № 3 (4).
  2. Electronic money institutions and Non-MFIs issuing electronic money // European Central Bank. URL: https://sdw.ecb.europa.eu/browseChart.do?dс (дата обращения: 01.07.2020).
  3. Резвых Ю. Н. Проблемы развития электронных платежных систем в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 21.
  4. Интересные факты об Интернет-торговле в мире в 2018 году. URL: https://lemarbet.com/razvitie-internet-magazina/interesnye-fakty-ob-internet-torgovle/ (дата обращения: 01.07.2020).
  5. Электронные платежные системы в России. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Электронные_платежные_системы_в_России (дата обращения: 01.07.2020).
  6. Белоусова М. Ю. Электронные деньги: секрет популярности и перспективы развития // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф., 2017. — С. 10–12.
  7. Гаврилова Э. Н. Электронные деньги: сущность, функции и роль в экономике // УЭПС. 2016. № 3.
  8. Парасоцкая Н. Н., Архипова М. А. Электронные деньги: проблемы и перспективы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 14.
  9. Красильников О. Ю. Преимущества и недостатки развития криптовалют // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): деньги, система, средство платежа, электронная коммерция, крупный бизнес, финансовое отношение корпораций, развитие, правовое государственное регулирование, производственная деятельность, Российская Федерация.


Задать вопрос