В статье особое место уделяется психолого-педагогическим особенностям развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Представлены результаты исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи. Выявлена и обоснована необходимость оказания психолого-педагогической помощи детям с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Показано, что данная категория лиц нуждается в специальной организации условий обучения в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники с общим недоразвитием речи, психолого-педагогическое сопровождение
In the article special attention is paid to the psychological and pedagogical characteristics of preschool children with General underdevelopment of speech. The results of the study of features of speech development of children with General underdevelopment of speech are presented. The necessity of providing psychological and pedagogical assistance to children in preschool educational institutions is identified and justified. It is shown that this category of persons needs special organization of learning conditions in preschool educational institution.
Key words: General underdevelopment of speech, preschool children with the General underdevelopment of speech, psychological and pedagogical support
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям. Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в процессе онтогенеза ребенка под влиянием речи взрослых параллельно с его физическим и умственным развитием.
Проблема формирования и развития правильной речевой деятельности у детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. В настоящее время растет число детей с тяжелыми формами речевой патологии. Самую многочисленную группу среди них составляют дошкольники с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте [1].
Общее недоразвитие речи негативно влияет на высшие психические функции, тесно связанные с речью: затрудняется и замедляется познавательная деятельность, снижается объем внимания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В., Чиркина и др.). У детей с общим недоразвитием речи часто страдает эмоционально-волевая сфера, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия (Ю. Ф. Гаркуша, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др.). Можно сказать, что нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи носит многоаспектный характер.
Дети с общим недоразвитием речи, независимо от особенностей структуры речевого дефекта, не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям [3]. Для того чтобы преодолеть речевые и неречевые нарушения, необходимо оказывать не только логопедическую помощь, но и психологическую, то есть создавать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие основных психических процессов, пространственной ориентации, навыков самоконтроля, общей и мелкой моторики. Таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении.
Направленность работы на выявление и преодоление негативных особенностей личности детей с речевой патологией определило выбор методов исследования. Для выявления личностных особенностей участников исследования использовались: наблюдение, анализ анамнестических данных и семейной ситуации, а также психодиагностические методики.
Экспериментальное исследование с целью изучения особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья проходило на базе МБДОУ д/с № 39 г. Арзамас Нижегородской области. В учреждении функционируют 6 общеразвивающих групп, 4 группы компенсирующей направленности, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами и направлениями городской ПМПК. В эксперименте приняли участие 20 детей 5–6 лет групп старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В результате проведенного анализа документов было выявлено, что семьи детей с общим недоразвитием речи в большинстве случаев благополучные, родители уделяют большое внимание психологическому развитию детей, способствуют полноценному интегрированию ребенка в общество, прикладывают все возможные усилия к тому, чтобы как можно тщательнее устранить или скорректировать данное нарушение.
Анализ современного психологического тестирования (А. Л. Венгер, С. Д. Забрамная, М. М. Семаго, Е. А. Стребелева, Г. А. Урунтаева и др.) показал, что возможности применения традиционных подходов к диагностике личности и межличностных отношений детей с речевой патологией существенно ограничены. Эти дети могут испытывать значительные трудности в понимании вопросов и вербализации ответов.
Поэтому в качестве наиболее соответствующих психофизическим особенностям детей с общим недоразвитием речи были выбраны проективные методики и рисуночные тесты — комплект материалов «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко [2].
Для диагностики используются субтесты, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.
Исследование самооценки ребенка проводилось с помощью субтеста «Лесенка». Для оценки уровня развития общей осведомленности были использованы субтесты «Нелепицы» и «Времена года». Внимание детей оценивалось с помощью субтеста «Найди такую же картинку», память — с помощью субтеста «10 предметов». Уровень развития наглядно-образного мышления был диагностирован субтестом «Рыбка». Логическое мышление было исследовано с помощью субтеста «Найди семью». Развитие мелкой моторики, графических навыков и скоординированности пальцев руки оценивался при помощи субтеста «Рисунок человека». Уровень речевого развития, словарного запаса был диагностирован с помощью субтеста «Последовательные картинки». Субтест «На что это похоже?» был использован для оценки уровня воображения детей. Зрительное восприятие оценивалось с помощью субтеста «Разрезные картинки».
Большим плюсом является балльный способ оценки в выполнении диагностических заданий, что позволяет с помощью суммирования полученных баллов по каждой отдельной методике судить об общем познавательном развитии ребенка.
Полученные результаты по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко
Можно сделать вывод о том, что средний уровень развития является преобладающим (55 % детей). Но также есть процент детей, имеющих показатели ниже среднего (35 % испытуемых).
Мы выяснили, что для детей с общим недоразвитием речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (внимание, память, мышление, воображение, восприятие), особенно на уровне осознанности и произвольности. Многим детям присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства: они моторно неловки, неуклюжи, отличаются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с общим недоразвитием речи быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность, долго не включаются в выполнение задания.
Таким образом, анализ и интерпретация результатов исследования особенностей развития речи детей с общим недоразвитием речи, позволил определить дальнейшее направление нашей работы, такое как составление психолого-педагогических рекомендаций родителям и воспитателям по организации работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии речи требует тщательного методологического подхода к процессу психолого-педагогической помощи. Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку. В процессе психолого-педагогического сопровождения не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, а личность в целом со всеми индивидуальными особенностями. Данная проблема может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание форм и методов работы с детьми, тесное взаимодействие всех специалистов группы, родителей. Важен правильный выбор методов и приемов в работе с детьми, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком, подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей с общим недоразвитием речи.
Литература:
1. Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.
2. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений / Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко — М.: Генезис, 2008. — 80с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 5. Дефектология / Л. С. Выготский. — М.: Говорящая книга, 2012. — 390 c.