Состояние безопасности государства и общества во многом зависит от степени защищенности сведений и информации, составляющей государственную тайну. Современные реалии общественных отношений, характеризующиеся трансформацией мирового порядка, перехода к мультиполярному миру, высокой степенью сложности данных общественных отношений и быстрыми темпами их изменчивости, свидетельствуют об особой актуальности выбранной темы исследования. Высокая значимость данного института для общества и государства требует постоянной деятельности по анализу состояния правового регулирования общественных отношений, выявлению пробелов и противоречий законодательства, регулирующего те или иные общественные отношений, а также по непосредственному совершенствованию законодательства. Автор статьи проводит обзорный анализ правового регулирования защиты государственной тайны с целью выявления коллизий и пробелов законодательства в данной области.
Ключевые слова: государственная тайна, конфиденциальная информация, государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны.
The state of security of the state and society largely depends on the degree of protection of information and information constituting a state secret. Modern realities of public relations, characterized by the transformation of the world order, the transition to a multipolar world, the high degree of complexity of these public relations and the rapid pace of their variability, indicate the special relevance of the chosen research topic. The high significance of this institution for society and the state requires constant activity to analyze the state of legal regulation of public relations, identify gaps and contradictions in legislation regulating certain public relations, as well as to directly improve legislation. The author of the article reviews the legal regulation of the protection of state secrets in order to identify conflicts and gaps in legislation in this area.
Keywords: state secrets, confidential information, treason, espionage, disclosure of state secrets.
Актуальность избранной темы исследования подтверждаются тем, что за последние 6 месяцев 2020 года, количество резонансных случаев, связанных с разглашением государственной тайны, государственной изменой и шпионажем, возросло. Так, в феврале 2020 года стало известно о резонансном деле о государственной измене, выразившееся в раскрытии личности действующего оперативника калининградского управления ФСБ спецслужбам Латвии. Примечательным является тот факт, что обвиняемые не знали, что данная информация относилась к категории государственной тайны и не думали, что разглашение данной информации является преступлением. В июне 2020 года был вынесен приговор Полу Уилану, которого обвиняли в шпионаже, на его флешке были обнаружены сведения, составляющие государственную тайну. При этом сам Уилан утверждает, что ничего не знал о содержимом съемного накопителя памяти, полагал, что на ней находятся фотографии с отдыха в России.
Все эти случаи, говорят об особом правовом режиме государственной тайны, что выражено, в первую очередь, в особой правовой охране, а также в особой сложности правового регулирования данных отношений. Кроме того, вышеизложенное позволяет выявить необходимость в научном осмыслении правового режима государственной тайны.
Итак, правовой режим государственной тайны является важнейшим инструментом обеспечения безопасности общества и государства. Данный тезис подтверждается особым отношением законодателя к правовой категории государственной тайны. Так, общественные отношения, возникающие по поводу отнесения сведений к категории государственной тайны, процессом засекречивания и рассекречивания указанной категории, а также установления негативно-правовых последствий за нарушение государственной тайны, регулируются следующими нормативно-правовым актами:
− Конституция Российской Федерации [11];
− Закон РФ от 21.07.1993 № 5485–1(ред. от 29.07.2018)«О государственной тайне» [12];
− Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203(ред. от 08.08.2019)«Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» [13].
Указанные нормативно-правовые акты являются основными и специальными в вопросе правового режима государственной тайны. Вместе с тем, нормы, регулирующие обеспечение государственной тайны, содержатся и в других нормативно-правовых актах, к примеру:
− ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ(ред. от 02.12.2019)«О транспортной безопасности» [14];
− ст. 8 Федерального закона от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» [15];
− абз. 2 п. 1 ст. 1262 Гражданского кодекса Российской Федерации [16];
− ст. 12 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [17];
− ст. 7 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» [18];
− п. 5 ст. 14, п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [19];
− ст. 283, ст. 283.1, ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации [20].
Помимо указанных нормативно-правовых актов, правовой режим государственной тайны составляют ведомственные акты, большинство из которых имеет гриф для служебного пользования.
Анализ правового режима государственной тайны позволяет сформулировать понятие государственной тайны. Так, под государственной тайной в Российской Федерации понимается защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Данное понятие государственной тайны закреплено в статье 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485–1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне», которая определяет основное значение особого правового режима подобных сведений.
Как справедливо указывает Л. В. Сперанская, степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (ст. 8 Закона о государственной тайне) [1].
Таким образом, законодательство о правовом режиме государственной тайны, достаточно полно регламентирует данные правоотношения. Вместе с тем, в правовой доктрине неоднократно высказываются мнения о необходимости дальнейшего совершенствования данного правового института.
К примеру, Г. Г. Камалова обосновывает необходимость совершенствования законодательства о государственной тайне, так как действующий Закон не соответствует требованиям времени и современному российскому праву. Кроме того, в свете современных интеграционных процессов и тенденции гармонизации законодательства в области охраны государственной тайны требуется исследование возможности возвращения в российское право понятия «государственные секреты». Использование в Законе устаревшего правового терминологического оборота советского периода «предприятия, учреждения и организации» входит в противоречие с современным гражданским законодательством [2].
Т. М. Занина и А. А. Караваев анализируя эволюцию правового регулирования в отношении сведений конфиденциального характера в Российской Федерации приходят к выводу, что закон Российской Федерации «О государственной тайне» обособил государственную тайну от всех иных видов информации, в т. ч. включил в ее систему сведения, ранее относившиеся к служебной тайне. Это привело к существенной неопределенности правового статуса служебной тайны, которая не устранена до настоящего времени [3].
Л. В. Григорьева Л. В. анализируя уголовно-правовой аспект разглашения государственной тайны приходит к выводу, что приемы получения информации, перечисленные в диспозиции ст. 283.1 УК РФ, описывают различные запрещенные мероприятия по добыванию государственной тайны [4].
Подводя промежуточный итог общим положениям, регламентирующим правовой режим государственной тайны, необходимо сделать главный вывод о том, что данный режим является достаточно сложной юридической конструкцией, содержащую в себя различные структурные элементы, в пределах которых органами, в компетенцию которых входит работа по защите государственной тайны, осуществляется деятельность по обеспечению режима использования специальной информации. С данным выводом согласны и представители юридической науки, к примеру Ю. В. Морозов [5], Я. Н. Ермолович, Н. Е. Честнов [6], В. Н. Воронин [7], Е. Н. Яковец [8], Бабаков А. Л. [9],А. А. Фатьянов А. А. [10].
Таким образом, анализ правового режима государственной тайны, а также доктринальных подходов к данной правовой категории, позволяет сделать вывод о наличии проблем и противоречий общественных отношений, возникающих по поводу отнесения сведений к категории государственной тайны, процессом засекречивания и рассекречивания указанной категории, а также установления негативно-правовых последствий за нарушение государственной тайны.
Так, существует необходимость внесения изменений в статью 21.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», что обусловлено тем, что федеральным законодательством не урегулирован вопросы допуска к государственной тайне руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований, возглавляющих местную администрацию (далее — глав муниципальных образований), на период исполнения ими своих полномочий.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется на основании решения руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.
Вместе с тем данным Законом не определяются лица, которые могут принять решение о допуске к государственной тайне руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований.
По сложившейся практике решение о допуске к государственной тайне вышеуказанных должностных лиц принимается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, однако, законодательно ему такое право не предоставлено.
В связи с чем является обоснованным предложение дополнить ст. 21.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485–1 «О государственной тайне» абзацем четвертым следующего содержания:
«Руководители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, возглавляющие местную администрацию, на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации после проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона».
Помимо обозначенной выше проблемы существуют и другие. Так, статьей 21.1. Закона РФ«О государственной тайне» урегулирован порядок упрощенного допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Данный порядок распространяется на определенный круг лиц, среди которых можно выделить:
− Членов Совета Федерации;
− Депутатов Государственной думы;
− Мировых и федеральных судей;
− адвокаты.
Вместе с тем, указанный круг лиц, является не исчерпывающим с точки зрения необходимости при принятии решений использовать сведения, составляющих государственную тайну.
Законодатель, устанавливая перечень лиц, допущенных к государственной тайне в упрощенном порядке, не учел, что в субъектах Российской Федерации, представительными органами власти, также могут рассматриваться и приниматься нормативно-правовые акты, сопряженные с доступом к государственной тайне. К примеру, в случае если в субъекте Российской Федерации будут рассматриваться вопросы границ земельного участка, то представители законодательного органа власти должны ознакомиться со сведениями, содержащимися в картах границ муниципальных образований. При этом, в силу действующего законодательства, карты в разрешении 1:50 000 и крупнее могут быть отнесены к категории сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации.
Таким образом, выходом из сложившейся ситуации является внесение изменений в абзац 1 статьи 21.1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485–1 «О государственной тайне» следующего содержания:
«Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона»..
Таким образом, проведенное исследование правового режима государственной тайны, позволило сделать вывод о том, что состояние безопасности государства и общества во многом зависит от степени защищенности сведений и информации, составляющей государственную тайну. Современные реалии общественных отношений, характеризующиеся трансформацией мирового порядка, перехода к мультиполярному миру, высокой степенью сложности данных общественных отношений и быстрыми темпами их изменчивости, свидетельствуют об особой актуальности выбранной темы исследования. Высокая значимость данного института для общества и государства требует постоянной деятельности по анализу состояния правового регулирования общественных отношений, выявлению пробелов и противоречий законодательства, регулирующего те или иные общественные отношений, а также по непосредственному совершенствованию законодательства. Правовое регулирование данных отношений имеет ряд существенных недостатков. Выявленные в настоящем исследовании недостатки, позволяют осуществить незначительную гармонизацию правового режима информации, отнесенной к государственной тайне. Вместе с тем, существует также необходимость научного осмысления проблем уголовной ответственности за разглашение государственной тайны, так как резонансные случаи, произошедшие в 2020 году, ставшие известные широкому кругу лиц, ставят ряд вопросов уголовного-правового регулирования данных отношений.
Литература:
- Сперанская Л. В. Государственная тайна // СПС КонсультантПлюс. 2020.
- Камалова Г. Г. Перспективы совершенствования правового регулирования государственной тайны в глобальном информационном обществе // Информационное право. 2018. № 4. С. 8–10.
- Занина Т. М., Караваев А. А. Эволюция правового регулирования в отношении сведений конфиденциального характера в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 81–86.
- Григорьева Л. В. К вопросу о применении статьи 283 Уголовного кодекса Российской Федерации // Современное право. 2014. № 3. С. 103–106.
- Морозов Ю. В. Особенности допуска специальных субъектов к сведениям, составляющим государственную тайну // Журнал российского права. 2018. № 7. С. 123–131.
- Ермолович Я. Н., Честнов Н. Е. О некоторых вопросах использования органами военной прокуратуры и военными следственными органами сведений, составляющих государственную тайну, при расследовании уголовных дел // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 6. С. 18–25.
- Воронин В. Н. Качество уголовно-правовой охраны сведений, составляющих государственную тайну: проблемы конструирования норм и дифференциации уголовной ответственности // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 7. С. 98–107.
- Яковец Е. Н. Основные направления организационной и правовой защиты государственной тайны в Советской России // История государства и права. 2013. № 6. С. 18–23.
- Бабаков А. Л. Правовой режим временных ограничений прав военнослужащих и лиц гражданского персонала, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 9. С. 20–24.
- Фатьянов А. А. Правовые проблемы отнесения сведений к государственной тайне в условиях модернизации экономики // Административное право и процесс. 2012. № 7. С. 29–32.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Закон РФ от 21.07.1993 № 5485–1 (ред. от 29.07.2018) «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. — 13.10.1997. — № 41. Ст. 8220–8235.
- Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 08.08.2019) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. — 04.12.1995. — № 49. Ст. 4775.
- Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ. — 12.02.2007. — № 7. — Ст. 837.
- Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О внешней разведке» // Собрание законодательства РФ. — 15.01.1996. — № 3. — Ст. 143.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 25.12.2006. — № 52 (1 ч.). — Ст. 5496.
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. — 14.08.1995. — № 33. — Ст. 3349.
- Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. — 10.04.1995. — № 15. — Ст. 1269.
- Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 02.06.2003. — № 22. — Ст. 2063.
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.