Кадровый менеджмент. Проблемы обучения торгового персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 07.07.2020

Статья просмотрена: 584 раза

Библиографическое описание:

Судьин, С. А. Кадровый менеджмент. Проблемы обучения торгового персонала / С. А. Судьин, М. С. Прокопович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 213-216. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72368/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассматривают такой сложный социальный процесс как обучение персонала, выделяя основные проблемы, возникающие в ходе него. Особое внимание уделяется проблемам обучения торгового персонала крупной сети продовольственных магазинов в России.

Ключевые слова: обучение персонала, проблемы обучения персонала, кадровый менеджмент, обучение торгового персонала.

Концепция современного менеджмента подразумевает под собой не просто удовлетворение ключевых потребностей клиентов, потребителей и покупателей, а более качественное, лучшее удовлетворение этих же потребностей по сравнению с организациями — конкурентами. Качественное производство товара или продукта, предоставление услуги зависит не только от эффективной маркетинговой, производственной, рекламной, учетной деятельности самой организации, но и от процесса управления персоналом. Суть эффективной управленческой деятельности заключается в обеспечении рационального использования человеческого капитала организации, с его постоянным наращиванием. Таким образом, в настоящий момент времени обучение персонала представляет собой один из факторов повышения конкурентоспособности организации, подразумевающий под собой зависимость производства от качества рабочей силы, формы ее преимущественного использования.

Актуальность обучения и развития персонала заключается в том, что с развитием новых рынков сбыта продуктов, товаров и услуг каждые пять лет удваивается количество имеющейся информации. Следовательно, организация, которая в начале своего пути определила раз и навсегда политику своих действий, не в силах достичь успеха, эффективно развиваться и быть конкурентоспособной на рынке. Тоже самое происходит и с сотрудником организации: невозможно на протяжении всего своего рабочего пути, на протяжении всей своей карьерной лестнице пользоваться лишь одним набором знаний, умений и компетенций, полученных в университете или другом образовательном учреждении. Информация устаревает, устаревает ежесекундно, и если организация желает быть эффективной и увеличивать доходность от положения на рынке, ей необходимо обучать персонал организации.

Итак, обучение персонала представляет собой целенаправленный процесс, заключающийся в организованном, планомерном и систематическом овладении знаний, умений и компетенций [1].

Как и в ходе любого другого социально — экономического процесса, в ходе обучения персонала организации могут возникнуть проблемы [5]. Обучение персоналом представляет собой сложный процесс, включающий множество элементов, при неправильно «подобранном» хоть одном элементе рушиться вся система [3]. Для этого необходимо быть осведомленным в области проблем в процессе образования с целью минимизации их возникновения в своей практике.

К наиболее часто встречающимся проблемам в области кадрового менеджмента в рамках обучения персонала следует отнести:

Проблема № 1 — Недостаточная мотивация сотрудников к процессу обучения [3].

Обучение персонала — процесс важный, но неэффективный в случае незаинтересованности самим обучаемым в нем. Чаще всего, мотивация к обучению отсутствует у работников, имеющих низкую заработную плату. И это неудивительно, ведь даже вспомнив пирамиду Маслоу, можно сказать, что пока не будут удовлетворены базовые потребности работника, он не сможет и даже не захочет удовлетворять потребности высшего ранга [3].

Проблема № 2 — Обучение не тех, не тому и не так [5].

С давних времен известна базовая формула успеха процесса обучения: нужные знания у нужных людей в нужный момент времени. Если обучаются не те сотрудники, например, незаинтересованные или те, которые вовсе не имеют отношение к поставленной задачи/цели/проблеме — обучение напрасно, а все ресурсы потрачены неэффективно.

Проблема № 3 — Неправильная организация процесса обучения [5].

Персонал организации — не роботы, это, прежде всего, люди со своими потребностями, желаниями и возможностями. Выбрав обучение в вечернее время в другом конце города от их дома или от офиса, можно натолкнуться на возмущение сотрудника, на его негативный настрой к обучению, на отсутствие мотивации. Это не значит, что весь процесс обучения должен быть построен в связи с пожеланиями обучаемого, но это говорит о том, что нужно находить компромисс с работником, слышать его. Обучение эффективно только тогда, когда заинтересован работник в получении именно тех данных, именно в то время, именно в том месте.

Иногда в HR — практике встречается обучение сотрудников в выходные дни, что не просто не дает обучающемуся вникнуть в процесс обучения, овладения новыми знаниями и так далее, но еще больше «загоняет» работника в рутину, что не просто снижает эффект обучения, а полностью его ликвидирует.

Проблема № 4 — Предоставление возможности прохождения обучения сотрудникам, имеющим значительный опыт работы [5].

Многие молодые сотрудники сталкиваются с тем, что их не отправляют не обучение, хотя они представляют собой категорию работников, особо нуждающихся в обучении. Как правило, молодые специалисты — это вчерашние выпускники университетов, академий, колледжей и других учебных заведений, имеющих только теоретическую базу для выполнения возложенного на них функционала. Молодым сотрудникам крайне не хватает практики и практического обучения.

Отсутствие возможности прохождения обучения молодыми специалистами может повлечь за собой потерю уверенности в себе у сотрудника, мысли о том, что он не справится с текущими трудовыми обязанностями, возможно, появятся мысли о поиске новой работы. Однако стоит упомянуть тот факт, что молодые сотрудники — это наиболее гибка категория сотрудников, которые впитывают все «как губки» [5]. Зачастую именно молодые сотрудники являются генераторами новых креативных идей, поэтому крайне важно предоставить им возможность развиваться.

Проблема № 5 — Неправильное проведение оценки результатов обучения [5].

При субъективном подходе к оценке результатов обучения сотрудника организации искажается вся картина: никакие чувства, мысли и эмоции оценивающего не должны влиять на сам процесс. Так же ошибкой при оценке результатов является отсутствие критериев оценивания результатов обучения: велика вероятность получения несправедливой оценки.

Проблема № 6 — Обучение устаревшим знаниям, умениям и навыкам [5].

В современном мире крайне важно уметь смотреть в будущее: знания, которые были актуальны вчера, уже могут и не быть актуальными завтра. Именно поэтому, чтобы быть конкурентоспособными, руководству организации нужно постоянно анализировать потребности рынка, строить прогнозы его развития, в соответствии с этим уже обучать сотрудников.

Проблема № 8 — Неподготовленность сотрудников к обучению [5].

Иногда сотрудников начинают обучать таким новинкам или техникам, которые ему непонятны, у обучаемо не хватает базы и опыта для его применения. Следовательно, руководству компании важно не просто анализировать рынок и следить за актуальными новинками в сфере деятельности компании, но и анализировать способности сотрудника, степень развития его человеческого капитала в настоящий момент. Например, если в компании документооборот все время осуществлялся рукописным образом, то обучения сотрудника наиболее сложным системам электронного документооборота представляет собой весьма большую проблему. У сотрудника нет базы для ведения электронного документооборота вообще, а обучение самым сложным программам окажется просто бессмысленным.

Обратим внимание на акционерное общество «Тандер», образованное в 1997 году и представляющее собой сеть продуктовых магазинов «Магнит» по всей России.

Система обучения сотрудников исследуемого предприятия направлена на получение и усвоение сотрудниками необходимых профессиональных знаний и умений с целью предоставления клиентам магазина качественных продовольственных услуг. Обучение в каждом, отдельно взятом продовольственном магазине происходит в соответствии с системой обучения всей сети АО «Магнит», поэтому мероприятия по овладению профессиональными компетенциями одинаковые по всей России.

Обучение персонала в АО «Магнит» происходит по нескольким направлениям. Рассмотрим их более подробно:

  1. Развитие лидерских навыков членов кадрового резерва [6]. Обучение в рамках подготовки членов кадрового резерва происходит с целью обучения и подготовки управляющего состава необходимым знаниям, умениям и компетенциям. В 2018 году начала свою реализацию программа обучения руководителей и специалистов «Магнит Бизнес Академия».

Каждая из программ обучения носит краткосрочный характер и длиться не более трех месяцев, а также включает в себя предтренинговую подготовку, индивидуальный очный интенсив и послетренинговую поддержку.

За 2018 год в рамках данной программы обучение прошли 35 190 сотрудников всей сети, вследствие чего в 2019 году готовым к назначению на руководящие позиции кадровый резерв составил 2 179 сотрудников [6].

При этом, рассматривая вопрос обучения сотрудников, принадлежащих к кадровому резерву АО «Магнит», стоит отметить тот факт, что обучение происходит исключительно по направлению овладения управленческими компетенциями, не затрагивая другие направления.

  1. Программа наставничества в магазинах «Магнит». Наставничество применяется ко всем должностям, кроме высшего руководства.

Наставничество является добровольным методом обучения, то есть наставники сами изъявляют желание участвовать в адаптации новых сотрудников, следовательно, можно сделать вывод о том, что о материальном стимулировании самих наставников речи и не идет.

  1. Профильное обучение сотрудников, повышение квалификации. Данное направление обучения сотрудников исследуемой организации проходит в учебных центрах, высших учебных заведениях и колледжах по желанию и потребности самой организации, соответственно, все расходы берет на себя именно компания [6]. По окончанию обучения сотрудники проходят оценку полученных и усвоенных знаний, умений и получают подтверждающий документ.
  2. Подготовка будущих сотрудников магазина в рамках прохождения практик и стажировок. Руководство сети магазинов крайне заинтересовано в привлечении молодых сотрудников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в исследуемой сети магазинов существует достаточно широкая система обучения персонала, которая как не лишена своих преимуществ, так и недостатков.

Для проведения оценки системы обучения сотрудников был проведен SWOT — анализ системы обучения, в ходе которого были выявлены следующие слабые стороны системы обучения персонала исследуемой сети магазинов:

  1. Наставничество не стимулируется компанией,
  2. Оценка результатов процедуры наставничества никак не регламентируется, а критерии — не определены.
  3. Программа развития членов кадрового резерва направлена лишь на развитие лидерских качеств и умений.

В свою очередь, слабые стороны системы могут минимизировать эффективность управления рисками компании, к которым следует отнести:

  1. Снижение или вовсе потеря мотивации к качественной и эффективной передаче знаний, опыта и умений во время наставничества.
  2. Нацеленность обучения членов кадрового резерва только лидерским компетенциям грозит компании потери других важных навыков и умений руководящего персонала.

Исходя из данных проведенного SWOT — анализа, можно сделать вывод о том, что ключевыми проблемами системы обучения исследуемой организации является:

Проблема № 1 — Отсутствие системы мотивации наставников компании.

Проблема № 2 — Направленность обучения и развития в рамках кадрового резерва лишь лидерским компетенциям.

Проблема № 3 — Отсутствие четких критериев оценки результатов обучения персонала с помощью метода наставничества, ведущего к невозможности понимания эффективности данного метода в компании.

Существующие проблемы в области обучения персонала компании АО «Тандер» могут негативным образом сказываться не только на человеческом капитале компании, но и на финансовых итогах деятельности компании. Следовательно, необходимо решить существующие проблемы с целью оптимизации не только системы обучения персонала, но и оптимизации деятельности всей сети магазинов.

Литература:

  1. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. — СПб.: Питер, 2015. — 720 с.
  2. Смагина М. В. Методы активного социально-психологического обучения. — Ставрополь: СГПИ, 2015. — 92 с.
  3. Обзор ошибок корпоративного обучения URL: https://hr-portal.ru/article/obzor-oshibok-korporativnogo-obucheniya (дата обращения: 02.07.2020).
  4. Обучение сотрудников компании: примеры и типичные ошибки URL: https://practicum-group.com/blogs/obuchenie-sotrudnikov-kompanii/ (дата обращения: 02.07.2020).
  5. Ошибки при обучении персонала URL: https://profil.ru/info/article.php?arhive=696 (дата обращения: 02.07.2020).
  6. Корпоративный отчет АО «Магнит» за 2018 год. URL: https://ar2018.magnit.com/ru (дата обращения: 02.07.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): кадровый резерв, обучение персонала, проблема, обучение, SWOT, сотрудник, процесс обучения, Россия, том, умение.


Ключевые слова

кадровый менеджмент, обучение персонала, обучение торгового персонала, проблемы обучения персонала

Похожие статьи

Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры

В статье изучена специфика работы творческого персонала в сфере культуры. Выявлены основные проблемы мотивации творческих работников. Обозначены основные мотивирующие рычаги для персонала, работающего в данной сфере и особенности их управления.

Организация процесса обучения персонала ресторанов

В статье автор описывает ситуацию на рынке труда компаний ресторанного бизнеса, обосновывает необходимость обучения персонала на местах и раскрывает основные направления обучения персонала ресторана.

Особенности обучения обслуживающего персонала организации общественного питания

В статье описываются проблемы в обучении обслуживающего персонала организации общественного питания, анализ причин низкого качества выполнения должностных обязанностей и предлагаются решение имеющихся в организации проблем.

Оптимизация процесса адаптации персонала в организациях сферы услуг

В данной статье рассматривается оптимизация процесса адаптации новых сотрудников, проблемы адаптации, а также рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации новых сотрудников на предприятиях ИП Черепанова Е. В., ООО «Форсаж».

Подходы к развитию персонала организации

В данной статье анализируются подходы к развитию персонала в организации, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Рассматривается вопрос различия терминов «развитие персонала» и «профессиональное развитие».

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Основные проблемы управления мотивацией персонала в современных организациях

В статье рассматривается трудовая мотивация как проблема управления, занимающая важное место в системе управления персоналом. Авторитарный стиль управления рассматривается автором как одна из коренных причин возникновения проблем в управлении мотивац...

Психология кадровой безопасности в управлении образовательной организацией

Статья посвящена проблеме психологии кадровой безопасности в образовательной организации при отборе персонала. Рассмотрены основные направления кадровой политики в управлении образовательной организацией.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

В статье рассматривается развитие службы управления персоналом на предприятии, как важнейший этап формирования коллектива и предприятия в целом. В работе проанализированы различные способы отбора и расстановки кадров, рассмотрены методы подготовки пе...

Построение системы обучения как части общей стратегии управления персоналом

В статье авторы пытаются определить основные аспекты построения системы обучения персонала в компании, и ее место в общей стратегии управления персоналом.

Похожие статьи

Диагностика системы мотивации персонала в сфере культуры

В статье изучена специфика работы творческого персонала в сфере культуры. Выявлены основные проблемы мотивации творческих работников. Обозначены основные мотивирующие рычаги для персонала, работающего в данной сфере и особенности их управления.

Организация процесса обучения персонала ресторанов

В статье автор описывает ситуацию на рынке труда компаний ресторанного бизнеса, обосновывает необходимость обучения персонала на местах и раскрывает основные направления обучения персонала ресторана.

Особенности обучения обслуживающего персонала организации общественного питания

В статье описываются проблемы в обучении обслуживающего персонала организации общественного питания, анализ причин низкого качества выполнения должностных обязанностей и предлагаются решение имеющихся в организации проблем.

Оптимизация процесса адаптации персонала в организациях сферы услуг

В данной статье рассматривается оптимизация процесса адаптации новых сотрудников, проблемы адаптации, а также рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации новых сотрудников на предприятиях ИП Черепанова Е. В., ООО «Форсаж».

Подходы к развитию персонала организации

В данной статье анализируются подходы к развитию персонала в организации, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Рассматривается вопрос различия терминов «развитие персонала» и «профессиональное развитие».

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Основные проблемы управления мотивацией персонала в современных организациях

В статье рассматривается трудовая мотивация как проблема управления, занимающая важное место в системе управления персоналом. Авторитарный стиль управления рассматривается автором как одна из коренных причин возникновения проблем в управлении мотивац...

Психология кадровой безопасности в управлении образовательной организацией

Статья посвящена проблеме психологии кадровой безопасности в образовательной организации при отборе персонала. Рассмотрены основные направления кадровой политики в управлении образовательной организацией.

Развитие службы управления персоналом на предприятии

В статье рассматривается развитие службы управления персоналом на предприятии, как важнейший этап формирования коллектива и предприятия в целом. В работе проанализированы различные способы отбора и расстановки кадров, рассмотрены методы подготовки пе...

Построение системы обучения как части общей стратегии управления персоналом

В статье авторы пытаются определить основные аспекты построения системы обучения персонала в компании, и ее место в общей стратегии управления персоналом.

Задать вопрос