В статье рассмотрены вопросы обеспечения экологической безопасности при незаконной добыче янтаря. Обосновывается необходимость применение мер административной и уголовно-правовой ответственности для предотвращения незаконного оборота янтаря, ущерба окружающей среде.
Ключевые слова : стратегия развития, ответственность, незаконная добыча янтаря, безопасность, окружающая среда, Китай.
Для целей обеспечение безопасности России в экологическом плане была принята в 2017 году «Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года». В соответствии с ней, основными задачами, обеспечивающими достойную жизнь человека и эффективное развитие экономики государства, являются:
− эффективное использование природных ресурсов;
− предотвращение деградации земель.
В Калининградской области проблемы экологической безопасности в достаточной степени также не решены, особенно в вопросах сохранности природных ресурсов, которыми богат регион — янтарь.
Несмотря на такую сложную ситуацию, в регионе отсутствует концепция обеспечения экологической безопасности, законодательная и исполнительная власть не проявляют необходимого внимания решению экологических проблем региона. Примером нарушения экологии является нелегальные разработки янтаря, которые составляет, по различным оценкам, от 26 % до 51 % от всего объема добычи. Это явление негативное сказывается на конкурентоспособности всего легального процесса — от добычи сырья и производства ювелирных изделий, до сбыта янтарной продукции. Большой спрос, которым пользуется янтарь-сырец в зарубежных странах, является стимулятором для его незаконной добычи, а также контрабанде его, чем значительно сокращает доходность его производства в РФ. [6, с.34]
Кроме больших экономических потерь от незаконной добычи янтаря, у государства возникают и экологические проблемы. Нелегальные разработки оказывают существенное влияние на окружающую среду. Проявляется это в вымывании питательного для сельскохозяйственных культур слоя почвы. На больших территориях Калининградской области, где есть месторождения янтаря, после незаконных раскопок его, наблюдать множество ям и кратеров, создающих вид «лунного пейзажа».
В результате незаконной длительной разработки янтаря в этих районах, уничтожены много гектаров плодородной почвы, а для полного восстановления таких участков, то есть рекультивации, требуются большие силы и многочисленные средства.
За самовольную ликвидацию плодородной земли предусмотрена по ст. 8.6 КоАП РФ ответственность. Она предполагает применение небольших штрафных санкций в пределах от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Но, такая норма применяется не часто, так как проблематично доказать вину собственника или арендатора земли. Обычно они не принимают участия в самой деятельности по незаконной добычи. [9, с.58]
Морские копатели ничем не отличаются от тех, кто лопатами и помпами уродует янтаросодержащие земли в приморских районах. Ужесточение административного наказания за незаконную добычу янтаря в 2017 году перераспределило потоки «копателей» в сторону моря, где проще уйти от ответственности, прикинувшись дайвером-любителем.
Всего в Калининградской области разведано 3 месторождения янтаря и 8 его отдельных образований. Самыми большими по запасам янтаря месторождениями являются Пальмникенское и Приморское. Оба этих месторождения относятся к государственному акционерному предприятию «Калининградский янтарный комбинат», который является единственной организацией, имеющий лицензию на право добычи янтаря. Третье месторождение — Филино, в настоящее время оно не осваивается.
Запасы янтаря в Калининградском регионе составляют не менее 90 % всех мировых. В качестве сырья, поступающего на экспорт, приходится до 90 % добытого янтаря.
Производимые в области калининградскими переработчиками изделия из янтаря составляют всего лишь 10 %, из которых только 20 % реализуются на зарубежных рынках, а 80 % распространяются на территории России.
Таким образом, просматриваются две главные проблемы янтарного производства в регионе. Это: незначительное количество обрабатываемого в регионе янтаря и наличие его нелегальной разработки и вывоза.
В Калининградской области существует также вторая криминальная янтарная отрасль, где объемы незаконной разработки янтаря измеряются в пределах от 150 до 300 т. в год, а объем нелегальных янтарных изделий и янтаря оценивается в сумме около 300 млн. долларов. Годовой доход от незаконной добычи янтаря колеблется от 800 тыс. руб. до 10 млн. руб. в год. [7, с.120] Ежегодно МВД России фиксировали около 1500 административных правонарушений, совершенных в данной сфере физическими лицами по ст. 7.5 КоАП РФ. [3, с.178]
В конце 2017 года законодатели ужесточили ответственность за незаконную добычу янтаря. В соответствии с внесенными в КоАП РФ изменениями, увеличен штраф для граждан в сто раз — до 500 000 рублей, вместо ранее предусмотренных 5 000 рублей, а для юридических лиц штраф составляет — до 60 млн рублей, ранее он не превышал — 1 млн рублей.
В КоАП расширен перечень наказуемых правонарушений. Так ответственность наступает не только за самовольную добычу, но и незаконную транспортировку, хранение и реализацию незаконно добытого янтаря.
Такое усиление мер административной ответственности оказалось не достаточным для предотвращения незаконной добычи янтаря-сырца. «Логическим продолжение работы по повышению штрафов, которую инициировал регион, — отмечает губернатор Калининградской области Алиханов А. А. — является введение уголовной ответственности. Новый уголовный закон позволит бороться с отдельными нарушителями, не реагирующие на административные меры воздействия». [5, с.3]
Принятый 27.12.2019 федеральный закон № 500 внес изменения в ст. 191 УК РФ, установив уголовную ответственность за самовольную добычу и реализацию янтаря, при условии, что правонарушитель ранее привлекался к административной ответственности. Также произошли изменения ст. 255 УК РФ, которой теперь предусматривается ответственность за самовольную добычу янтаря лицом, подвергавшимся административному наказанию. [1] Данные изменения начали применяться с 8.01.2020 года.
До усиления административных штрафов в 2018 году, за незаконную разработку месторождений янтаря в области каждый год привлекалось к административной ответственности более тысячи человек. При этом, объемы конфискованного янтаря находились в пределах от 20 до 50 тонн, а стоимость его доходила до 4 млрд. рублей.
В 2019 году в Калининградском регионе сотрудниками полиции привлечено около 100 человек к административной ответственности за незаконный янтарный промысел. Изъято более 20 моторных судов и другие средства передвижения и оборудование. При этом было конфисковано также свыше 60 килограммов янтаря-сырца. Общая сумма административных штрафов превысила 6 млн рублей. [4]
В 2020 году составлено уже 16 административных протоколов, возбуждено и расследуется 4 уголовных дела по части 2 статьи 255 УК РФ «Самовольная добыча янтаря». [8]
Ущерб, который наносится природным богатствам неправомерными разработками янтаря, подсчитать довольно сложно. Разрушенные незаконной добычей земли сельскохозяйственного назначения, практически никем не восстанавливаются. Такое нарушение природоохранного законодательства можно назвать разграблением российских земель и недр.
Незаконная добыча янтаря также не повышает экологическую репутацию Калининградского региону, поэтому он занял в 2017 г. в экологическом рейтинге регионов России 64 место из 85-ти. А в 2016 г. у области было 54 место. [5, с.4]
В 2017 году была принята «Стратегию развития янтарной отрасли до 2025 г». В соответствии с ней предполагалось увеличить переработку янтарного сырья в России, уменьшить доля экспорта янтарного сырья в общем объеме его добычи с 80 % до 15 %. [2] Однако, происходит прямо противоположное.
Китай в настоящее время является главным потребителем янтаря на мировом рынке. В нем расположено до 80 % мировой обработки янтаря, при этом 90 % янтарного рынка является нелегальным. Подтверждением наличия большого нелегального рынка янтаря является задержание на границе контрабандной партии янтаря, весом 240 кг., в апреле 2020 года, направляемой в Китай.
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, начинает сказываться и на янтарном рынке. Несмотря на кризис, уже заключен контракт на поставку янтаря-сырца, причем в объеме практически равный плановому объему добычи на 2020 год. Получается, что уже договорились о продаже всего годового количества еще до начала сезона добычи. Получается, что основной потребитель и переработчик янтаря-сырца — это Китай, а не Россия.
Таким образом, применение мер административной и уголовно-правовой ответственности по предотвращению незаконной добычи янтаря в целях обеспечение экологической безопасности России в полной мере не выполняют возложенных на них задач. Также, не способствуют решению экономической безопасности реализация основной массы янтарного сырья иностранным компаниям.
Литература:
- Федеральный закон от 27.12.2019 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ».
- Распоряжение Правительства РФ от 15.09.2017 № 1966-р. «Об утверждении Стратегии развития янтарной отрасли РФ на период до 2025 г».
- Бархатова Е. Н., Беломестнов Н. Е. «Янтарь — природное богатство вне уголовно-правовой защиты». // 1.02.2019 Legal Concept = Правовая парадигма. — 2019. — Т. 18, № 4. — С. 174–180.
- Виноградов А. «В 2019 году с незаконных добытчиков янтаря взыскали штрафов на шесть миллионов рублей». // 31.12.2019. Prt Scr youtube.com / Пресс-служба УМВД России по Калининградской области.
- Вылегжанина У. «За незаконную добычу янтаря теперь грозит тюрьма». // Российская газета от 28.12.2019 № 295(8053). — С.3–4.
- Зиберова О. С. «Нормативно-правовое регулирование противодействия незаконной добыче янтаря». // 8.03.2019 Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3 (53). — С.34–38
- Малашенков Б. М. «Янтарная отрасль Российской Федерации и мировой рынок янтаря». // Государственное управление. Электронный вестник. — 2018. — Вып. 69. — С. 103–126.
- Пустовая М. «Самая янтарная контрабанда». //24.04.2020 rugrad.eu https://rugrad.eu/interview/1172505/
- Ушаков В. Н., Шейгец В. Е., Зедгенизова И. И. «О незаконной добыче янтаря». // Молодой учёный № 10 (300) март 2020 г. С.56–59