В данной статье проанализированы способы разрешения индивидуальных трудовых споров, возникающие в трудовых отношениях между работником и работодателем, в процессе их взаимодействия. Уделено внимание как досудебному способу защиты, а именно обращению в комиссию по трудовым спорам, а также способу защиты в суде.
Вопрос защиты трудовых прав работников не теряет своей актуальности и по сей день. Можно даже сказать, что в настоящее время он приобретает все большее значение, в связи с тем, что трудовые отношения тесно связаны с экономикой, а экономическая ситуация в стране постоянно подвергается различным изменениям, не всегда в лучшую для людей сторону.
Именно поэтому так необходимо иметь действующие механизмы по защите прав человека, в том числе и в трудовой сфере.
В конкурентной экономике, подверженной стремительным изменениям, работодатель заинтересован, в первую очередь в сохранении своих позиции на рынке, а для этого важно грамотно управлять ресурсами, которыми он обладает, и самый важный из всех — это, конечно, человеческий ресурс-основа для успешного достижения поставленных целей. Ведь грамотное построение работы с людьми — не менее важное преимущество, чем финансы, реклама, материально-техническое обеспечение.
Вся система управления человеческими ресурсами должна базироваться и осуществляться в соответствии с правилами и нормами, установленными на законодательном уровне, в первую очередь Трудовым кодексом Российской Федерации.
Ни для кого не секрет, что часто работодатели пренебрегают нормами трудового законодательства: «черные» и «белые» заработные платы, отсутствие компенсации за переработку, неоплачиваемые больничные листы, с этими и другими неприятными нарушениями вынуждены мириться работники, которые работают в коммерческих организациях, государственные же структуры в вопросах соблюдения трудового законодательства ведут себя «законопослушно», но и там возникают споры.
В связи с этим работники вынуждены отстаивать свои права. Возникающие трудовые споры разнообразны по своей сути: различные предметы спора; разные субъекты, выступающие участниками конфликта; различный порядок рассмотрения трудовых споров. Как правило, разногласия происходят по поводу задержек заработной платы, увольнений, несоблюдения норм трудового законодательства РФ, нарушений прав работника или работодателя.
В 2019 году председатель Верховного Суда Вячеслав Михайлович Лебедев привел статистику трудовых споров за период с 2014–2018 год. За 2018 год было рассмотрено порядка 440 тыс. трудовых споров, из которых 380 тыс.- споры по оплате труда. Также председателем ВС было отмечено, что общее число рассматриваемых трудовых споров снизилось на 24 % в 2018 году, по сравнению с 2017, такая тенденция указывает на то, что трудовые конфликты стали чаще урегулироваться посредством переговоров.
Трудовые споры в соответствии с законодательством РФ подразделяются на индивидуальные и коллективные, то есть могут возникнуть как между работодателем и работником, так и между работодателем и группой работников.
Далее речь пойдет об индивидуальных трудовых спорах и методах их разрешения. В ст. 381 действующего ТК РФ дается определение индивидуального трудового спора, который представляет собой неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Но индивидуальный трудовой спор может возникнуть не только с работником, но и с лицом, которое ранее состояло с работодателем в трудовых отношениях. Поводом для возникновения индивидуального трудового спора также может стать отказ работодателя в желании лица заключить с ним трудовой договор.
Индивидуальные трудовые споры могут быть разрешены как в доюрисдикционном, так и юрисдикционном порядке. Доюрисдикционный порядок предусматривает проведение переговоров. Юрисдикционный порядок заключается либо в обращении работника в суд, либо в комиссию по трудовым спорам. Стоит отметить, что данный орган рассматривает споры только индивидуального характера и только по заявлению работника.
Важно учитывать, что механизм, посредством которого в будущем будет разрешен трудовой конфликт между сторонами, зависит от характера самого возникшего спора.
На первом этапе спор должен решаться между работником и работодателем по взаимному соглашению сторон. Урегулирование разногласий путем переговоров считается самым оптимальным способом разрешения индивидуального трудового спора, так как на этой стадии стороны могут найти решение, удовлетворяющее обе стороны. Переговоры могут проводиться самостоятельно работником или с участием уполномоченного им представителя.
В том случае, когда разногласия не получилось устранить путем переговоров, стороны индивидуального трудового спора могут обратиться к помощи юрисдикционного органа (комиссии по трудовым спорам или суда) за защитой нарушенного трудового права.
Не во всех организациях на сегодняшний день есть КТС. Поэтому, если ее нет, она может быть создана по инициативе работника и (или) работодателя в порядке, предусмотренном ст. 384 ТК РФ.
Компетенция КТС довольно обширна, но стоит отметить, что существуют категории дел, которые в соответствии со ст. 391 ТК РФ подлежат рассмотрению только в судах, и поэтому в КТС переданы быть не могут. Суд рассматривает индивидуальные трудовые споры по заявлениям:
− Работника — о восстановление на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
− Работодателя — о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах также рассматриваются индивидуальные трудовые споры:
− Об отказе в приеме на работу;
− Лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;
− Лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.
Следующей особенностью рассмотрение спора в КТС является то, что в отличие от рассмотрения спора в суде, в который с заявлением может обратиться как работник, так и работодатель, в КТС в соответствии со ст. 387 ТК РФ за защитой своего субъективного трудового прав может обратиться только работник. Право же на обжалование решения КТС в суде в соответствии со ст. 390 ТК РФ есть как у работника, так и у работодателя.
Решения КТС подлежит исполнению в течение трех дней после истечения срока обжалования, который составляет десять дней. В случае неисполнения решения КТС работодателем в установленный срок, работник может обратиться за выдачей исполнительного документа — удостоверения. На основании данного удостоверения судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.
Для того чтобы оценить эффективность работы КТС необходимо проанализировать принимаемые различными комиссиями решения. Однако проблема заключается в том, что данные решения не находятся в открытом доступе. Как таковые обобщения работ КТС отсутствуют. Практика рассмотрения индивидуальных трудовых споров известна только КТС в конкретной организации или отраслевым профсоюзам. Тем не менее, в порядке исключения, отдельные материалы практики могут быть предоставлены ученым-правоведам для изучения и обобщения. А. А. Бережнов, изучив материалы практики КТС в одной отрасли промышленности за 2009–2010 г., выделил некоторые недостатки в работе КТС:
− Нарушение в отдельных случаях установленного законом десяти дневного срока рассмотрения спора; имеют место случаи вынесения решения спустя месяц, при этом отсутствуют правовые последствия нарушения сроков, и исполнение решения принятого за пределами максимально установленного срока рассмотрения спора обязательно для исполнения в случае вступления его в законную силу.
− Нарушения, касающиеся подведомственности индивидуальных трудовых споров. Рассматриваемые КТС дела не всегда были ей подведомственны, но они вступали в законную силу, в связи с тем, что стороны не обратились в суд за обжалованием данных решений. При этом отсутствуют правовые последствия вынесения и исполнения таких решений. Данная ситуация возникает из-за отсутствия механизмов, регулирующих отказ в принятии заявления работника по делам, неподведомственным КТС.
В заключение хочется сказать, что, все то разнообразие способов разрешения индивидуальных трудовых споров, несомненно, помогает работникам и работодателям в урегулировании возникающих между ними трудовых споров. Эффективность КТС в разрешении индивидуальных трудовых споров довольно высока, несмотря на то, что не всегда комиссия действует в соответствие с действующем законодательством. В любом случае грамотная корректировка законодателем пробелов и противоречий отдельных положений трудового законодательства поможет устранить ряд проблем возникающих при рассмотрении трудовых споров.
Литература:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. Федерального конституционного закона РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 16.12.2019 г. № 439-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — ст. 3.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015)
- Количество зарплатных споров в 2018 году сократилось на 2 % // Интернет-издание «Трудовые споры» от 13.02.2019. Режим доступа: https://www.tspor.ru/news/3490-kolichestvo-zarplatnyh-sporov-v-2018-godu-sokratilos-na-2(дата обращения 14.03.2020)