Транспортная отрасль обеспечивает эффективность применения производственных ресурсов страны. Наряду с этим транспорт оказывает существенное влияние на экологическую обстановку Дальневосточного региона, поскольку является основным источником выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферу. Безопасная перевозка грузов водным транспортом, уровень экологичности которого выше, в сравнении с автомобильным, должна обеспечиваться посредством выполнения целого комплекса мероприятий, описанных в данной статье.
Ключевые слова: навигационная безопасность, экологическая безопасность, речной транспорт, подготовка судна к плаванию.
В современных динамически изменяющихся условиях транспорт постепенно становится значимым элементом в развитии государства, реформируется из сферы, перевозящей пассажиров и грузы разной тоннажности, в межотраслевую систему, воздействующую на условия экономики в полном объеме. Являясь составляющей частью единого процесса производства, транспортная отрасль обеспечивает эффективность применения производственных ресурсов страны. Наряду с этим транспорт оказывает существенное влияние на экологическую обстановку Дальневосточного региона, поскольку является основным источником выброса вредных загрязняющих веществ в атмосферу. В связи с вышесказанным возникает проблема рациональности использования транспортных средств региона.
Целью исследования является разработка комплекса мероприятий, способствующих снижению возникновения аварийных случаев в навигационный период, на примере судна «Балтийский — 65» проект 781.
Дальневосточный регион занимает выгодное географическое расположение, так как через его территории пролегают транзитные торговые пути между странами. Здесь сходятся развязки всех основных типов транспорта, которые объединяют ближайшие порты в единую сеть, включая пограничный переход Россия — Китай.
Особенностью некоторых районов Дальнего Востока является полная недосягаемость для наземного транспорта в разгар сезонных паводков. В таких условиях потенциал развития водного транспорта является условием для последующего существования всей территории.
Максимальный объем судоходства приходится на весенне-осенний период (с мая по октябрь). Особая значимость речной транспортной сети видна на северных территориях, прилегающих к бассейнам рек Лена, Амур, Индигирка, Колыма, и Яна.
К основным проблемам при осуществлении транспортировок относят:
- Высокие транспортные затраты.
- Износ ключевого оборудования
- Слабое функционирование интегрированной логистики.
Частичное решение вышеназванных проблем, а также перспективы модернизации транспорта представлены в «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденную Правительством Российской Федерации 29 февраля 2016 г. N 327-р.
Второй этап реализации Стратегии (2021–2030 годы) предполагает динамичное развитие речных перевозок, в том числе в контейнерах. Реализация мер государственной поддержки российского судоходства и судостроения должна привести к ускоренному обновлению грузового и пассажирского флота, повышению конкурентоспособности и рентабельности судоходного бизнеса [1].
Повышение экологичности, энергоэффективности и безопасности водного транспорта, представленные в Стратегии, обуславливают разработку комплексных мероприятий на уровне регионов. На примере судна проект 781 «Балтийский — 65», осуществляющего перевозку круглого леса и ели на участке Николаевск — на Амуре — Холмск, разработан комплекс мероприятий по безопасной перевозки грузов. Проработка и планирование рейсов должны осуществляться заранее.
Поэтапная и безопасная подготовка судна проект 781 «Балтийский — 65» к рейсу должна включать:
1. Укомплектование судна навигационными морскими картами, руководствами и пособиями для плавания.
2. Подбор навигационных морских карт, руководств и пособий на предстоящий район плавания по откорректированным каталогам.
3. Подбор справочных материалов, которые характеризуют погодные условия перехода с учетом прогностической гидрометеорологической информации, включая факсимильные карты.
4. Изучение района плавания, выбор маршрута и выполнение предварительной прокладки, ввод путевых точек, другой навигационной информации в приемоиндикаторы спутниковых навигационных систем (СНС) и радионавигационных систем и (РНС).
5. Проработку выбранного маршрута перехода со штурманским составом.
6. Проверку наличия информации о манёвренных характеристиках судна.
7. Проверку исправности средств звуковой, световой и аварийной сигнализации, сроков годности пиротехнических средств.
Остановимся подробно на таком важном этапе, как изучение района плавания, которое в полном объёме выполняется судоводительским составом перед непосредственным выходом в первое плавание по маршруту.
Изучение района плавания выполняется по подобранным и откорректированным картам, руководствам и пособиям с учётом рекомендаций подразделений безопасности мореплавания судоходной компании и с учетом мнения лиц, назначенных ответственными за безопасность плавания судов [5].
Протяжённость изучаемой за один раз части маршрута следует разумно ограничить. При этом обязательно нужно изучить районы, прилегающие к проложенному маршруту плавания и места укрытия. Дополнительно необходимо исследовать осадку судна на различных участках перехода, навигационные предупреждения по району плавания, порядок вызова лоцмана и портовых властей, места возможных защищённых стоянок, их характеристики.
Перед повторным рейсом по ранее изученному маршруту уточняются уже известные положения и изучаются новые данные, учитывается опыт, полученный в предыдущих рейсах. Важной проблемой в процессе эксплуатации судов являются частые случаи аварийных разливов нефтепродуктов при бункеровке судов. Нефтесодержащие воды образуются вследствие течи трубопроводов, арматуры, насосов, через обшивку корпуса и донную арматуру, при ремонте механизмов, топливной и масляной аппаратуры.
Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов предусматривается комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и трансграничного загрязнения судами нефтью, вредными веществами, сточными водами. На судне обязательно должно быть автоматическое устройство для закрытия сливных забортных клапанов [2].
Обязательным является обеспечение соблюдения техники безопасности при выполнении работ в замкнутых пространствах, поскольку нарушение этих требований может привести к трагической гибели людей на судне.
Все замкнутые, труднодоступные и плохо вентилируемые помещения на судне, предназначенные для пожаротушения или инертизации, представляют опасность в связи с недостатком кислорода или наличия воспламеняющихся или токсичных газов. Поэтому необходимо соблюдать следующие требования:
- Спуск и работа в замкнутых помещениях разрешается только под руководством старшего механика или старшего помощника капитана по их заведованию с оформлением разрешения.
- Для доступа в замкнутое помещение должны быть открыты не менее двух горловин при их наличии.
- После вентилирования замкнутых помещений судна, в них должен быть произведён инструментальный анализ состава воздушной среды на процентное содержание кислорода (должен составлять не менее 20 %) и на присутствие вредных газов, паров, аэрозолей (не должны превышать предельно допустимой концентрации).
- Проведение работ должно быть организованно так, чтобы на каждого работающего в замкнутом помещении был наблюдающий, который должен находиться у горловины (люка) вне этого помещения.
- Необходимо обеспечить связь между вахтенным помощником и наблюдающим.
- Члены экипажа судна, входящие в замкнутые помещения, должны быть обеспечены средством индивидуальной защиты, предохранительным поясом со страховкой.
- Руководитель работы обязан до входа членов экипажа судна в замкнутое помещение провести с ними и наблюдающими целевой инструктаж по охране труда.
При строгом соблюдении вышеназванных правил достигается максимальная безопасность всех работников судна. Итогом проведенного исследования является выпуск и апробирование брошюры «Перечень основных мероприятий и требований по обеспечению навигационной безопасности» для студентов, проходящих практику в навигации.
Использование брошюры в ознакомительных целях позволит повысить уровень готовности обучающихся к прохождению производственной практики в навигации и снизит нагрузку с наставников (штурманов, помощников капитана) в первые дни практики.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 327-р «О Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года».
- Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов СПБ 2017. — 824с.
- Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море.
- Международным кодексом по Управлению и безопасности (МКУБ).
- Каталог карт и книг ГУНиО РФ. Тихий океан. № 7407, 2007 внесена корректура согласно Извещению мореплавателям. Выпуск 39. № 4593 (от 28 сентября 2019г.) Адм. 9956.39.