Легоконструирование как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бурячок, О. А. Легоконструирование как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста / О. А. Бурячок, Ю. С. Дронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72427/ (дата обращения: 17.11.2024).



В статье рассматриваются условия, при которых конструктор lego будет эффективным педагогическим средством, способствующим развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Роль легоконструирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: конструктор lego, легоконструирование, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Для современной образовательной системы проблема речевого развития дошкольников важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет новые требования. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной речевой деятельности. Одним из важных показателей речевого развития ребенка является высокое умственное развитие.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.

Легоконструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения. Это — эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка.

Актуальность занятий с lego заключается в том, что легоконструирование направлено на формирование творческой личности. Занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций.

Все эти тонкости позволили определить проблему исследования: необходимо развивать речь детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения легоконструированию.

Цель исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством легоконструирования.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:

1) Изучить особенности развития речи и выявить особенности развития речи дошкольников с помощью использования конструкторов lego.

2) Провести исследование развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

3) Организовать методику совершенствования работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством легоконструирования

4) Провести контрольное исследование развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Для выявления уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста использовалась диагностика В. И. Яшиной. [2]

Исследование развития речи состояло из пяти серий заданий, направленных на: изучение уровня речевой коммуникации, уровня связной речи, словаря детей, грамматической и звуковой сторон речи. Оценка по всем заданиям давалась в количественном выражении (балльноуровневая).

Результаты изучения показали, что у детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании, уровень развития речи не высок. Этому свидетельствует: неумение старших дошкольников вступать в диалог и последовательно излагать свои мысли; отсутствие умения подбирать синонимы и определения к словам, задаваемым воспитателем; отклонения в звукопроизношении; значительные затруднения в самостоятельном образовании слов.

Для совершенствования результатов эмпирического исследования специально создавались педагогические условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами легоконструирования, ориентированные на повышение уровня развития речи у детей. В ходе эмпирического исследования нами были созданы следующие педагогические условия.

Первое условие — совместно с родителями в группу были закуплены конструкторы Lego: LegoDuplo «Дом», «Зоопарк» и другие, наборы LegoEducation WeDo. [3]

Второе условие — разработка и организация образовательных мероприятий по развитию речи с применением легоконструирования. Для организации образовательного процесса и повышения уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста использовалось разработанное нами тематическое планирование.

Совместная деятельность с детьми была организована в виде непрерывной образовательной деятельности и проводилась в соответствии с образовательной программой дошкольной образовательной организации с детьми старшей группы. Все занятия, прописанные в тематическом планировании, проведены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения [1].

Например, занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков, было проведено по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Построив избушку из конструктора для Бабы Яги, дети с удовольствием делились своими впечатлениями, рассказывали о чувствах и эмоциях, которые испытает Баба Яга, увидев новую избушку.

Легоконструирование развивает коммуникативные навыки, так как на занятии дети не только интересовались тем, что и как делают другие, но и получали или давали совет о способах крепления, обменивались деталями или даже объединяли свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решали возникающие проблемы, общались и советовались друг с другом.

Обогащению словаря способствовала работа с детьми по использованию разных деталей Lego конструктора, в ходе которой они запоминали их название, назначение, называли форму, цвет деталей. Действия с конструктором помогали обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и другими частями речи. Также мы использовали lego-конструктор при проведении занятий по звуковой культуре речи. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук”, использовали lego, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета — гласные звуки, синего — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие.

Для развития грамматической стороны речи мы использовали короткие и длинные кирпичики, с помощью которых дети выполняли анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, дети определяли порядковый номер каждого слова в предложении и ставили на плато кирпичики соответствующего цвета.

Развитию связной речи у старших дошкольников нам помог конструктор lego «Построй свою историю» специально разработанный для развития языковых навыков. С помощью данного конструктора дети придумывали свои уникальные истории, пересказывали литературные произведения, составляли рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т. д.

Такая работа по развитию речи с применением легоконструирования делает этот процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негатива, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Третьим условием по совершенствованию речевых навыков старших дошкольников стало повышение педагогической компетентности у родителей в вопросах развития речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании конструкторов lego. С родителями проводились тематические выставки по легоконструированию, в рамках которых дети совместно с родителями создавали постройки на заданную тему. Так же родителям и детям давали задание: придумать мини-сказки и, применяя конструктор lego, дети с желанием демонстрировали собственные сказки в группе. Организовали мастер-класс, в ходе которого родители познакомились с конструктором Lego и его видами.

По итогам развивающей работы был проведен контрольный этап эмпирического исследования уровня развития речи у детей, в ходе которого использовались те же диагностические методики.

На основе сравнительного анализа количественных результатов исследования на констатирующем и контрольном этапе была составлена диаграмма (Рисунок 1).

Обратим внимание на положительную динамику уровня развития речи у детей. На констатирующем этапе было 35 % детей с низким уровнем развития речи, чего не наблюдается на контрольном этапе. Также на контрольном этапе исследования количество детей со средним уровнем развития речи выросло на 5 %, с высоким — на 25 %.

Динамика развития речи

Рис. 1. Динамика развития речи

Таким образом, результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о положительной динамике в развитии речи у старших дошкольников. Это дает нам основания сделать вывод о том, что созданные педагогические условия развития речи посредством легоконструирования положительно влияют на уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  2. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина — Москва: Академия, 2016. — 250 с.
  3. LegoEducation «Построй свою историю”: из опыта апробации. — URL: http://iso-mz.blogspot.com/2014/02/lego-education.html (дата обращения: 27.01.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): старший дошкольный возраст, ребенок, развитие речи, контрольный этап, уровень развития речи, конструктор, развитие речи детей, связная речь, совместная деятельность, творческая личность.


Ключевые слова

легоконструирование, конструктор lego, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Использование лего-технологии в коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлена работа по коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием лего-технологии.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Данная статья посвящена методам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается необходимость использования инновационных подходов и креативных методик в работе с такими детьми. Примеры эффективности инновац...

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы данной технологий.

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии

В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования.

Похожие статьи

Речевое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством телесной перкуссии

В статье освещаются вопросы реализации технологии телесной перкуссии для эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, приводятся результаты применения авторских речевых игр с звучащими жестами в корр...

Формирование лексической компетентности младших школьников с нарушениями речи средствами инновационных технологий

В данной статье описаны инновационные технологии, которые способствуют формированию лексической компетентности у младших школьников с нарушениями речи. Данная система заданий более продуктивна, так как современные дети требуют новых подходов и методо...

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Использование лего-технологии в коррекции связной речи у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлена работа по коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием лего-технологии.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Данная статья посвящена методам формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Рассматривается необходимость использования инновационных подходов и креативных методик в работе с такими детьми. Примеры эффективности инновац...

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

LEGO-конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются возможности использования LEGO конструирования, которое поможет в решении требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в соответствии с законом о дошкольном образовании...

Использование здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье описан опыт использования здоровьесберегающих технологий в процессе развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы данной технологий.

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии

В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования.

Задать вопрос