В статье рассматриваются условия, при которых конструктор lego будет эффективным педагогическим средством, способствующим развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Роль легоконструирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: конструктор lego, легоконструирование, речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Для современной образовательной системы проблема речевого развития дошкольников важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет новые требования. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной речевой деятельности. Одним из важных показателей речевого развития ребенка является высокое умственное развитие.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
Легоконструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения. Это — эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка.
Актуальность занятий с lego заключается в том, что легоконструирование направлено на формирование творческой личности. Занятия по конструированию, как и другие виды деятельности, способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников. Игровая форма занятий способствует развитию у детей познавательного интереса, позволяет уберечь от излишнего дидактизма, утомления, активизирует частую смену позиций.
Все эти тонкости позволили определить проблему исследования: необходимо развивать речь детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения легоконструированию.
Цель исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством легоконструирования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1) Изучить особенности развития речи и выявить особенности развития речи дошкольников с помощью использования конструкторов lego.
2) Провести исследование развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
3) Организовать методику совершенствования работы по формированию речи у детей старшего дошкольного возраста посредством легоконструирования
4) Провести контрольное исследование развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Для выявления уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста использовалась диагностика В. И. Яшиной. [2]
Исследование развития речи состояло из пяти серий заданий, направленных на: изучение уровня речевой коммуникации, уровня связной речи, словаря детей, грамматической и звуковой сторон речи. Оценка по всем заданиям давалась в количественном выражении (балльноуровневая).
Результаты изучения показали, что у детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в исследовании, уровень развития речи не высок. Этому свидетельствует: неумение старших дошкольников вступать в диалог и последовательно излагать свои мысли; отсутствие умения подбирать синонимы и определения к словам, задаваемым воспитателем; отклонения в звукопроизношении; значительные затруднения в самостоятельном образовании слов.
Для совершенствования результатов эмпирического исследования специально создавались педагогические условия развития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами легоконструирования, ориентированные на повышение уровня развития речи у детей. В ходе эмпирического исследования нами были созданы следующие педагогические условия.
Первое условие — совместно с родителями в группу были закуплены конструкторы Lego: LegoDuplo «Дом», «Зоопарк» и другие, наборы LegoEducation WeDo. [3]
Второе условие — разработка и организация образовательных мероприятий по развитию речи с применением легоконструирования. Для организации образовательного процесса и повышения уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста использовалось разработанное нами тематическое планирование.
Совместная деятельность с детьми была организована в виде непрерывной образовательной деятельности и проводилась в соответствии с образовательной программой дошкольной образовательной организации с детьми старшей группы. Все занятия, прописанные в тематическом планировании, проведены в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения [1].
Например, занятие, направленное на развитие коммуникативных навыков, было проведено по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди». Построив избушку из конструктора для Бабы Яги, дети с удовольствием делились своими впечатлениями, рассказывали о чувствах и эмоциях, которые испытает Баба Яга, увидев новую избушку.
Легоконструирование развивает коммуникативные навыки, так как на занятии дети не только интересовались тем, что и как делают другие, но и получали или давали совет о способах крепления, обменивались деталями или даже объединяли свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решали возникающие проблемы, общались и советовались друг с другом.
Обогащению словаря способствовала работа с детьми по использованию разных деталей Lego конструктора, в ходе которой они запоминали их название, назначение, называли форму, цвет деталей. Действия с конструктором помогали обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и другими частями речи. Также мы использовали lego-конструктор при проведении занятий по звуковой культуре речи. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук”, использовали lego, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета — гласные звуки, синего — согласные твердые, зеленые — согласные мягкие.
Для развития грамматической стороны речи мы использовали короткие и длинные кирпичики, с помощью которых дети выполняли анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, дети определяли порядковый номер каждого слова в предложении и ставили на плато кирпичики соответствующего цвета.
Развитию связной речи у старших дошкольников нам помог конструктор lego «Построй свою историю» специально разработанный для развития языковых навыков. С помощью данного конструктора дети придумывали свои уникальные истории, пересказывали литературные произведения, составляли рассказы, описывающие реальные ситуации из окружающей действительности и т. д.
Такая работа по развитию речи с применением легоконструирования делает этот процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негатива, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Третьим условием по совершенствованию речевых навыков старших дошкольников стало повышение педагогической компетентности у родителей в вопросах развития речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании конструкторов lego. С родителями проводились тематические выставки по легоконструированию, в рамках которых дети совместно с родителями создавали постройки на заданную тему. Так же родителям и детям давали задание: придумать мини-сказки и, применяя конструктор lego, дети с желанием демонстрировали собственные сказки в группе. Организовали мастер-класс, в ходе которого родители познакомились с конструктором Lego и его видами.
По итогам развивающей работы был проведен контрольный этап эмпирического исследования уровня развития речи у детей, в ходе которого использовались те же диагностические методики.
На основе сравнительного анализа количественных результатов исследования на констатирующем и контрольном этапе была составлена диаграмма (Рисунок 1).
Обратим внимание на положительную динамику уровня развития речи у детей. На констатирующем этапе было 35 % детей с низким уровнем развития речи, чего не наблюдается на контрольном этапе. Также на контрольном этапе исследования количество детей со средним уровнем развития речи выросло на 5 %, с высоким — на 25 %.
Рис. 1. Динамика развития речи
Таким образом, результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о положительной динамике в развитии речи у старших дошкольников. Это дает нам основания сделать вывод о том, что созданные педагогические условия развития речи посредством легоконструирования положительно влияют на уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина — Москва: Академия, 2016. — 250 с.
- LegoEducation «Построй свою историю”: из опыта апробации. — URL: http://iso-mz.blogspot.com/2014/02/lego-education.html (дата обращения: 27.01.2019).