Суеверия в рядах бойцов времен великой отечественной войны | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Киневич, А. Ю. Суеверия в рядах бойцов времен великой отечественной войны / А. Ю. Киневич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72438/ (дата обращения: 16.11.2024).



Данная работа посвящена исследованию суеверий бойцов времен Великой Отечественной Войны. Особое внимание акцентируется на приметах, которые рождались во время войны. Также в работе изложены суеверия различных родов войск.

Ключевые слова: суеверие, война, знак судьбы, оберег, летчик, танкист, моряк.

«Нет атеистов в окопах под огнём» — данный известный афоризм можно встретить во многих работах, художественных произведениях, фольклоре. Очевидно, что отражает он веру. И в данном аспекте речь идет не только о религии и вере в Бога, но и о суевериях, которые возникали в среде бойцов времен ВОВ.

Чтобы понять, что такое суеверие обратимся к словарю С. И. Ожегова. Суеверие — это вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы. Таким образом, суеверие выступает не как религия, а как попытки вычислить различные закономерности, которые помогали бойцам выжить во время сражений, когда жизнь зависит от малейшей мелочи. В различных родах войск имелись свои приметы. Поэтому цель данной работы представляется в выявлении самых суеверных родов войск во времена ВОВ. Из цели вытекают следующие задачи: определить разницу между верой и суеверием; рассмотреть какие виды суеверий выступают наиболее активно используемыми; изучение суеверий различных родов войск.

Актуальность данной работы представляется в изучении одного из самых, на мой взгляд, интригующих моментов жизни человека. Связан он с экзистенциальными ситуациями, в которых находились обычные люди — бойцы ВОВ. До определенного периода они верили в Бога, но появление суеверий никак не связано с атеизмом. Считается, что в таких критических моментах жизни человек видит и чувствует мир иначе.

Талисманы, обереги, приметы

Прежде чем освятить суеверия различных родов войск, стоит отметить, что имелись приметы, которые были актуальны для всех. Прежде всего, это ношение оберегов. Обычай носить обереги возник достаточно давно. В дореволюционные годы иконки со святыми являлись охранительными талисманами. С приходом атеизма в качестве оберегов являлись портсигары, кисеты, шарфики и носовые платки. Во Вторую мировую бойцам раздавали патрончики с завинчивающейся крышкой, так называемые «паспорта смерти», куда вкладывалась ленточка с личными данными. Патрончик помогал определить личность солдата в случае его смерти. Чтобы не накликать смерть многие не использовали их по назначению, и просто выкидывали. Именно поэтому до сих пор не определили имена погибших солдат.

Очень сильным оберегом считалось письмо из родного дома. Солдаты считали, что их сила любви способно отвести любую беду. Его надлежало переписать от руки и хранить у сердца. Распространенным талисманом служила пуля. Ее наличие следовало держать в строжайшей тайне, и можно было использовать только после окончания войны

Со времен Первой мировой войны трансформировалась еще одна примета. Если в Первую мировую солдаты перед боем старались помыться и переодеться, чтобы «предстать перед Богом чистым», то во Вторую мировую появился запрет на мытье-бритье перед боем. Еще один строгий запрет — брать что-нибудь из личных вещей убитого человека, надевать его одежду, занимать его спальное место. Нельзя было показывать на себе место чужого ранения.

Суеверия танкистов

Советские танкисты имели массовые ритуалы. Ветеран ВОВ Ион Лазаревич Деген отмечает, что редко встречал «общие” суеверия, чаще — личные, а еще больше — моменты предчувствия смерти.

Из общих суеверий танкист говорит о том, что женщине ни в коем случае нельзя было прикасаться к танку и находиться в нем. Еще один пример личной приметы — тушить ногой валяющийся окурок. Необходимо перед тушением загадать желание, затем тушить. Какой ногой, левой или правой, наступишь на него, то и сбудется. Было и суеверие связано с числом 13. Касалось всего, что с ним связано.

Другая солдатская мудрость, способ уберечься под обстрелом — необходимо прыгнуть в воронку от только что упавшего снаряда. Дело в том, что во время отката прицел артиллерии немного сбивался. Перед боем запрещено что-либо дарить, материться и есть. Последнее табу имеет практический смысл: повышает шансы на выживание в случае ранения в живот.

Во время Второй мировой бытовала примета: если боец начинал вспоминать прошлое, родителей, случаи из детства, одним словом, как бы просматривать прожитую жизнь, скорее всего, он будет убит в ближайшем бою. Чтобы не притянуть к себе смерть, бойцы старались держаться подальше от мыслей о прожитой жизни. Прибывая в радостных воспоминаниях, солдат не обращал внимание на отчуждение. Многие участники военных конфликтов рассказывают о случаях, когда люди как бы предчувствовали близкую гибель, прощались с товарищами, вручали письма родным и т. д. Этому есть психологическое объяснение. По данным американских психологов, средний срок полной боеспособности человека на войне — 60 дней. Потом накапливается физическая и психологическая усталость. Как следствие — снижается внимание, концентрация и скорость реакции. Это увеличивает вероятность попасть под пулю.

Суеверия моряков

Одним из самых важных родов войск на войне является флот. На многих судах считалось очень плохой приметой иметь на борту женщину. Однако если на борту родился ребенок, будет удача. Моряки старались не ступать на палубу левой ногой.

Ниже представлены самые популярные приметы, появившиеся в период ВОВ:

 встреча с кораблем-призраком — к крушению;

 мыс Доброй Надежды или Бермудского треугольника являются «проклятыми» местами;

 абсолютно немыслимым считается выход в море в пятницу 13-го, выход должен быть перенесён на другую дату;

 для того чтобы вызвать ветер во время штиля у каждого капитана был верный способ — «высвистывание». Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные «заговоренные” свистки, которые хранились в специальных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае. «Высвистывали” ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его появления. Количеством посвистов определялись сила ветра и его продолжительность;

 также для того, чтобы вызвать ветер нужно: царапать мачту ножом, обливать паруса водой, бултыхать швабру за бортом судна, выбрасывать за борт какого-либо предмета в дар морским богам.

Суеверия летчиков

Самая распространенная примета, наблюдаемая во всех полках и эскадрильях, была связана с бритьём. Бриться перед вылетом — верная смерть. Молодые пилоты даже старались отращивать бороды, но из-за осознания того что борода мешается во время боя. Итогом стало вечернее бритьё после боевых действий.

Пилот-бомбардировщик Максименко Алексей рассказывал, что традиция потеряла актуальность в связи с молодыми пилотами, которые всегда хотели блеснуть перед противоположным полом, поэтому брились, не смотря ни на что. Традицией Максименко являлось всегда сидеть на парашюте в своём кресле. Причиной такой необычной причины стало попадание пули прямо в кресло пилота. Пуля не смогла пробить, плотно сложенную парашютную ткань.

Такой же популярной приметой считается одежда. Пилоты, вышедшие живыми из особо опасных боев, носили только ту форму, в которую они были одеты во время боевых действий. Иногда доходило до совсем абсурдных ситуаций, когда лётчики перед вылетом переодевались в обгорелые или пробитые пулями гимнастёрки. Герой Советского Союза Николай Прибылов всегда летал в одном и том же зимнем комбинезоне, даже летом.

Часто талисманами выступали предметы связанные с домом или гражданской жизнью или боевые трофеи. Лётчик-бомбардировщик Борис Макаров, например, брал с собой скрипку. Пилот 182-ого истребительного полка Василий Ламбуцкий всю войну пролетал с бельгийским маузером, который он снял с немецкого пилота, которого сбил рядом со своим аэродромом.

Если пилоту накануне вылета снился дурной сон или у него было плохое предчувствие, командиры не допускали летчика к самолету. Объяснимо это тем, что летчик будучи нервным или сонным действительно мог совершить ошибку ценою в жизнь. Многие из этих примет родились на войне, но дошли и сохраняются и в современной авиации, а некоторые перекочевали и в мирную жизнь.

Самое заветное желание человека на войне — выжить и вернуться к близким. Поэтому все солдаты времен ВОВ были суеверными. Неважно, защищали ли суеверия от пуль на самом деле. Важно, что исполнение примет, ношение оберегов и талисманов придавало уверенности в себе и собственной неуязвимости, ослабляло страх перед смертью и помогало сконцентрироваться на выполнении боевой задачи. В этом смысле солдатские суеверия и ритуалы действительно работали.

Чтобы понять, насколько актуальны военные приметы в наше время, и какие из родов войск были самыми суеверными, была проведена встреча с участниками СОУЗ «Вымпел» и проведен опрос, который показал, что некоторые приметы, связанные с суевериями летчиков, по мнению молодежи актуальны и сегодня. Среди опрошенных юношей (15–17 лет), многие отдали предпочтение примете летчиков про одежду. Некоторые из них имеют любимую обувь — берцы, в которых посещают тренировки, а также балаклавы (головные уборы) и перчатки. Другие же посчитали приметы про дурной сон или предчувствие наиболее значимыми для себя. В итоге, процент опрошенных, которым понравился больше суеверия летчиков вылился в 57 %. Суевериям моряков отдано было 32 %, танкистов — 11 %.

Рассмотрев суеверия танкистов, моряков и летчиков, приходим к выводу, что самыми суеверными были и остаются летчики. Это подтверждает их особый трепет к машине, в которой они не просто парили в небе, а сражались с врагом. На сегодняшний день можно встретить предостаточно мемуаров и личных дневников летчиков. Один из самых известных штурманов СССР Борис Ропопорт прямо утверждал, что именно летчики были самыми суеверными.

Литература:

  1. Белопольский А. В. Страницы дневника, письма. — Воронеж: Фак. журналистики ВГУ, 2011. — С. 124.
  2. Дробязко С. Г. Путь солдата: с боями от Кубани до Днепра. 1942–1944. — М. Центрполиграф, 2008. — С.37.
  3. Мы все войны шальные дети…: дневники периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. — Саратов: Приволж. изд-во, 2010. — С. 144.
Основные термины (генерируются автоматически): примета, различный род войск, суеверие, суеверие летчиков, война, дурной сон, ношение оберегов, прожитая жизнь, суеверие моряков, суеверие танкистов.


Ключевые слова

война, моряк, летчик, суеверие, знак судьбы, оберег, танкист

Похожие статьи

Обереги народов Казахстана

В статье авторы раскрывают понимание культурного наследия на примере оберегов, которые предназначены для защиты человека, привлечения благополучия и удачи. На основе анализа источников представлена классификация оберегов, раскрыты особенности, сходст...

Проблема магии, колдовства, суеверий и обрядов в православной среде

Статья посвящена проблемам магии, колдовства, суеверий и обрядов в православной среде. Многие люди в современном мире, считая себя православными, могут не знать или не обращать особого внимания на то, что вышеперечисленные вещи могут быть опасны и яв...

Реконструкция исторического памятника героям Великой Отечественной войны — жителям села Князе-Волконское Хабаровского муниципального района Хабаровского края

В данной научной статье раскрывается проблема исторической памяти о героях Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и патриотического воспитания. Рассмотрены судьбы героев войны — жителей села Князе-Волконское. В работе проводится и анализируется ...

Государственная символика России в патриотическом воспитании студентов профессионального колледжа

Автор статьи обосновывает положение о важности изучения Государственной символики России в профессиональном учебном заведении. Используя накопленный опыт работы в качестве преподавателя истории и куратора (34 года), автор выработала программу действи...

Представление индейцев Северной Америки о подвиге

В статье сделана попытка рассмотрения подвига как важнейшего элемента в военной концепции индейцев Северной Америки. Его изучение позволяет разобраться в причинах бесконечных межплеменных войн у индейцев. В рассмотрении характерных особенностей подви...

Пропаганда олимпизма, физической культуры и спорта музейными методами на примере выставки «Олимпийцы русского Севера»

В современных условиях музей — средство массовой коммуникации, воспитательный центр, который посредством постоянных экспозиций, лекций и семинаров, круглых столов, тематических вечеров, выставок и экскурсий прививает любовь к своей родине и ее традиц...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены ...

Лидия Литвяк и Алексей Соломатин — летчики-герои Сталинградской битвы

В статье дается краткий обзор жизненного пути известных летчиков-истребителей Лидии Литвяк и Алексея Соломатина. Авторы статьи рассматривают их участие в Сталинградской битве и боевые подвиги. Литвяк и Соломатин явили собой пример высокого мужества и...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Похожие статьи

Обереги народов Казахстана

В статье авторы раскрывают понимание культурного наследия на примере оберегов, которые предназначены для защиты человека, привлечения благополучия и удачи. На основе анализа источников представлена классификация оберегов, раскрыты особенности, сходст...

Проблема магии, колдовства, суеверий и обрядов в православной среде

Статья посвящена проблемам магии, колдовства, суеверий и обрядов в православной среде. Многие люди в современном мире, считая себя православными, могут не знать или не обращать особого внимания на то, что вышеперечисленные вещи могут быть опасны и яв...

Реконструкция исторического памятника героям Великой Отечественной войны — жителям села Князе-Волконское Хабаровского муниципального района Хабаровского края

В данной научной статье раскрывается проблема исторической памяти о героях Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и патриотического воспитания. Рассмотрены судьбы героев войны — жителей села Князе-Волконское. В работе проводится и анализируется ...

Государственная символика России в патриотическом воспитании студентов профессионального колледжа

Автор статьи обосновывает положение о важности изучения Государственной символики России в профессиональном учебном заведении. Используя накопленный опыт работы в качестве преподавателя истории и куратора (34 года), автор выработала программу действи...

Представление индейцев Северной Америки о подвиге

В статье сделана попытка рассмотрения подвига как важнейшего элемента в военной концепции индейцев Северной Америки. Его изучение позволяет разобраться в причинах бесконечных межплеменных войн у индейцев. В рассмотрении характерных особенностей подви...

Пропаганда олимпизма, физической культуры и спорта музейными методами на примере выставки «Олимпийцы русского Севера»

В современных условиях музей — средство массовой коммуникации, воспитательный центр, который посредством постоянных экспозиций, лекций и семинаров, круглых столов, тематических вечеров, выставок и экскурсий прививает любовь к своей родине и ее традиц...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Зачем страдать, о чём грустить: переосмысление образа героини Ольги Лариной из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Статья посвящена анализу Ольги Лариной, героини романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Опираясь на материалы учёных и психиатров, автор статьи доказывает, что образ Ольги Лариной являет собой тип здоровой и разумной девушки. В статье также приведены ...

Лидия Литвяк и Алексей Соломатин — летчики-герои Сталинградской битвы

В статье дается краткий обзор жизненного пути известных летчиков-истребителей Лидии Литвяк и Алексея Соломатина. Авторы статьи рассматривают их участие в Сталинградской битве и боевые подвиги. Литвяк и Соломатин явили собой пример высокого мужества и...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Задать вопрос