Статья посвящена описанию автоматизированной системы администрирования сети вендинговых аппаратов: предметной области, модели работы, функциональности и интерфейса системы.
Ключевые слова: вендинг, автоматизированная торговля, анализ продаж, проектирование в системе «1С: Предприятие».
Вендинг — это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем. Вендинг получил широкое распространение в мире как удобный и не очень требовательный способ вести торговлю или оказывать услуги. Вендинг имеет различные направления и практически уместен во всех коммерческих сферах и сферах жизни общества.
Можно выделить следующие составляющие эффективной работы с вендинг-машинами: 1) вендинг-оператор должен вести учет продаж торговых автоматов в каждой конкретной торговой точке; вендинг-оператор должен вести учет продаж через автоматы в каждой конкретной торговой точки, что нужно для того, чтобы выяснить периоды всплеска и понижения продаж, причины изменения динамики продаж; 3) анализ выгодности конкретного места должен вестись как до установки, так и после установки торгового автомата.
Цель проекта — создание программного продукта, реализующего систему администрирования сети вендинговых аппаратов, который позволит выполнять анализ доходности каждого аппарата, его потребностей в техническом обслуживании и актуальности представляемого ассортимента товаров в автоматизированном режиме.
При реализации проекта в качестве среды исполнения была выбрана программа «1С: Предприятие 8», потому что значительная часть мелкого и среднего бизнеса уже работает с учётными программами этой фирмы.
Таблица 1
Функции программы
Название функции |
Назначение функции |
Учет автоматов |
Хранение и обработка информации об автоматах, их местоположении, статусе и типе |
Учет информации с автоматов |
Хранение и обработка информации о количестве продукции, посетителях и др., полученной с автоматов |
Учет рекламы на автоматах |
Хранение и обработка информации об отсутствующем или текущем рекламном договоре, привязанном к автомату |
Учет сотрудников |
Хранение и обработка информации о сотрудниках |
Учет мест аренды |
Хранение и обработка информации о местах аренды, в которых находится какой-либо автомат |
Ведение договоров аренды |
Создание или просмотр действующих договоров аренды |
Ведение рекламных договоров |
Создание или просмотр действующих рекламных договоров |
Логическая схема работы программы представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема данных «Система администрирования сети вендинговых автоматов»
Для исключения несанкционированного доступа к данным, хранимым в базе данных реализована защита, у пользователей с разными ролями организован разный уровень привилегий доступа к БД. При запуске программы открывается окно входа в программу. Чтобы осуществить вход, необходимо выбрать учетную запись и ввести пароль привязанный к этой учетной записи.
После авторизации в программе открывается главное окно программы. Для каждой роли в панели навигации заготовлен определенный набор элементов БД, объединенных в подсистемы.
Подсистема «Автоматы» имеет вид, представленный на рисунке 2:
Рис. 2. Подсистема «Автоматы»
Кнопка «Автоматы», вызывает справочник, в котором указана вся информация об автоматах, которую можно изменять и редактировать администратору и менеджеру.
Кнопка «Обслуживание» вызывает документ, в котором менеджер создаёт заявки на обслуживание, выбирает задачи обслуживания и назначает на него техника. Технику в свою очередь запрещено редактировать информацию, заполненную менеджером, он дополняет этот документ информацией, полученной непосредственно у автомата, указывает извлеченные наличные, добавленную продукцию.
Кнопка «Продукция» вызывает справочник с иерархией, в этом справочнике хранится информация о продукции, добавляемой в автоматы.
Подсистема «Аренда|Реклама» представлена на рисунке 3:
Рис. 3. Подсистема «Аренда|Реклама»
Кнопка «Аренда» вызывает документ, в котором хранится информация о договорах аренды места под автоматы, арендодатели и место аренды.
Кнопка «Реклама» вызывает документ с информацией о договорах рекламы, в этом документе выбирается рекламодатель, дата начала, дата окончания действия рекламы, виды рекламы и автоматы на которые будет устанавливаться реклама.
Подсистема «НСИ» содержит инструменты по работе с данными сотрудников и формированию отчетности. Её вид приведен на рисунке 4:
В программе реализованы 4 отчёта, позволяющие анализировать состояние сети вендинговых аппаратов и принимать административные решения:
Действующие рекламные договоры. Отчёт, целью которого является поиск действующего рекламного договора с датой окончания больше или равной началу этого дня.
Обслуживание автоматов. Отчёт, целью которого является поиск действующего рекламного договора с датой окончания больше или равной началу этого дня.
Текущие сведения об автоматах. Отчёт, целью которого является поиск последнего обслуживания автомата и количества продукции автомата после его заполнения.
Техники, обслуживающие автоматы. Отчёт, показывающий работников, которые обслуживали автоматы и детали самого обслуживания.
Рис. 4. Подсистема «НСИ»
В результате работы был спроектирован и разработан программный продукт «Администрирование сети вендинговых аппаратов», удовлетворяющий запросам вендинг-оператора, и составлена необходимая для эксплуатации документация.
Литература:
- Ажеронок В. А., Островерх А. В., Радченко М. Г., Хрусталева Е. Ю.. Разработка интерфейса прикладных решений на платформе "1С:Предприятие 8". М.: ООО «1С-Паблишинг», 2018. — 903 с.
- Алешкина Е. В., Крылов Г. М. Практикум по 1С: Предприятие 8. Учебное пособие. М.: ГАОУ ДПО Центр «Профессионал», 2017. — 132 с.
- Радченко М. Г., 1С:Программирование для начинающих. М.: ООО "1С-Паблишинг”, 2017. — 948 с.