Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной профессии.
Ключевые слова: психологические представления, младшие школьники, инженерная профессия, техническое образование, техническое мышление, прорывные стратегии развития.
Согласно требованиям современных Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, учителю необходимо достигать на уроке личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Кроме того, в последнее время возрастает необходимость воспитания на Дальнем Востоке молодого поколения, профессионально ориентированного на технические специальности.
Вследствие этого для учителя общеобразовательной школы актуализируется задача по развитию личностных качеств обучающихся, в частности их технического мышления и формирования положительных представлений об инженерной профессии.
Проведённый теоретический анализ научной литературы позволил выделить несколько противоречий:
между наличием большого количества исследований психолого-педагогических условий развития технического мышления младшего школьника и преимущественной их направленностью на реализацию исключительно педагогических технологий, а не организацию учебной деятельности, как ведущей в младшем школьном возрасте;
между необходимостью организации учебной деятельности младших школьников и дефицитом практической разработанности учебных задач технической направленности, способствующих формированию положительных представлений об инженерной профессии и развитию технического мышления младших школьников.
Обнаруженные противоречия позволили сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в обосновании влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной профессии.
Целью исследования являетсятеоретическое и эмпирическое обоснование влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной профессии.
Решением одной из задач исследования стала конкретизация научного представления о содержании понятия «техническое мышление младшего школьника». Под ним в своей работе мы понимаем мышление, направленное на формирование навыков решения технических задач и развиваемое в учебных заданиях, связанных с профессиональной деятельностью инженера. Также теоретический анализ позволил обосновать содержательные компоненты понятия технического мышления младшего школьника, а именно: творческое, конструктивное, исследовательское, экономическое мышление, то есть техническое мышление понятие интегрированное [2].
Доказательство возможности формирования представлений об инженерной профессии средствами обучения математике в младших классах было получено посредством психолого-педагогического исследования, проведенного на контингенте младших школьников (26 человек третьего класса).
Исходя из представлений А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина о том, что ведущей деятельностью младших школьников является учебная деятельность, мы построили серию двухслойных задач, содержание которых интегрирует предметную и профессиональную компоненты [3].
Предметная составляющая задач, разработанных нами, представляет собой математические понятия, которые должны быть освоены на уроках математики в начальных классах. Профессиональная составляющая этих задач демонстрирует младшим школьникам саму необходимость использования того или иного математического понятия при решении технических задач, встающих перед инженерами. Приведем пример учебной задачи технической направленности: «Какое наименьшее число квадратных плиток со стороной 2 дм?».
В течение психолого-педагогического исследования, которое проводилось в 2019, 2020 годах, на начало, середину и конец года в классе изучалось содержание представлений младших школьников об инженерной профессии через анализ психологических представлений совокупного субъекта учебной деятельности.
Используя для анализа методику «Незаконченные предложения» [1], мы взяли высказывания младших школьников об инженерной профессии, которые обрабатывались нами методом контент-анализа по методике Б. А. Еремеева — путём построение корреляционных плеяд. Из проведенного анализа видно, что в ходе исследования представления младших школьников об инженерной профессии в их сознании качественно меняются.
Если оценить содержание плеяды, построенной по результатам диагностики в самом начале исследования, то можно видеть, что ученики выделяют значимыми для себя личностные и профессиональные качества инженера. Они обнаруживают в своих представлениях связь инженерной профессии с такими словами как ответственность, изобретение, воображение, сложность, строительство (Рисунок 1).
Рис. 1. Корреляционная плеяда, отражающая представления учеников 3 класса об инженерной профессии (общий массив слов –357) (входной срез)
Если обратиться к содержанию корреляционной плеяды, построенной в результате диагностики в середине исследования, то можно видеть качественное изменение образа профессии инженера в сознании младшего школьника: обучающийся из слова-интерпретатора переходит в естественную категорию, добавляются слова техника, логика и организатор. Наиболее важным моментом, который стоит отметить, что в плеяде в качестве слова-интерпретатора появляется «математика», чего не наблюдалось в начале учебного года (Рисунок 2).
Рис. 2. Корреляционная плеяда, отражающая представления учеников 3 класса об инженерной профессии (общий массив слов — 344) (промежуточный срез)
Рис. 3. Корреляционная плеяда, отражающая представления учеников 3 класса об инженерной профессии (общий массив слов — 803) (итоговый срез)
Наиболее богатая и насыщенная плеяда получилась по результатам диагностики младших школьников в конце психолого-педагогического исследования. Здесь естественными категориями становятся уже такие основные слова как профессионал, специалист, промышленность, внимательный и математик. Качественным различием между «промежуточным» представлением и итоговым является переход категории математика из интерпретирующей в естественную, а также слово математика теперь становится словом «математик», что говорит о том, что ученики в своем сознании начинают не только отождествлять профессию инженера с необходимостью владения математическими знаниями, но возводят математику в субъектную характеристику этой профессии (Рисунок 3).
Резюмируя сказанное, считаю необходимым обратить внимание на то, что в нашем исследовании доказана возможность формирования представлений младших школьников об инженерной профессии в условиях учебной деятельности. Эмпирически обосновано, что учебные задачи как базовый структурный компонент учебной деятельности, разработанные учителем на конкретном предметном содержании и моделирующих образ инженерной профессии, являются значимым психологическим фактором формирования представлений младших школьников об инженерной профессии. Кроме того, доказано, что разработанные нами учебные задачи технической направленности, а главное — сами принципы их проектирования являются важным практическим вкладом в психологию и педагогику младшего школьного возраста.
Литература:
- Абрамян М. К. Контент-анализ методики «Незаконченные предложения»: представление и обработка оценок нескольких экспертов / М. К. Абрамян, Т. В. Тулупьева // Труды СПИИРАН. — 2006. — Вып. 3. — C. 244–256.
- Зуев П. В. Развитие инженерного мышления в процессе обучения / П. В. Зуев, Е. С. Кощеева // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 6. — С. 46–52.
- Эльконин Д. Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д. Б. Эльконин // Учебная деятельность. Введение в систему Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова / А. И. Рассказов. — Москва, 2004. — 304 с.