В статье проведен анализ особенностей происхождения студенческих прозвищ, а также отношение студентов к наличию у них прозвищ.
Ключевые слова: исследование, имя, прозвище, студенты, анализ, анкетирование.
Имена собственные занимаю особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространённых и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.
Причины возникновения прозвищ мало исследованы. Поэтому изучение прозвищ необходимо, так как они широко распространены в ученической среде, особенно в подростковом периоде. Иногда они (прозвища) являются причиной разногласий и раздоров студентов, создают трудности в общении, так как он может оценивать своё прозвище как обидное. Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы, по которой и написана данная статья: «Мир студенческих прозвищ».
Моя работа относится к разделу социологических исследований. Во-первых, потому, что на современном этапе развития общества без исследования социологических явлений, без их анализа и изучения динамики данного направления не обойтись. Во- вторых, меня всегда интересовала социология, как наука. В- третьих, я учился в школе, сейчас обучаюсь на втором курсе техникума и могу сказать, что прозвища существовали всегда.
Цель исследования: изучение наличия прозвищ и особенности их происхождения у студентов 1–2 курса, а также анализ их отношения к прозвищам.
Имена людей — часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле, имеет минимум одно имя. Имя человека — своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованный племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а своё имя! И пока он долга не вернёт, все члены племени считают этого человека безымённым и по имени не называют.
Когда родители выбирают имя ребёнка, они хотят, чтобы оно было добрым, ласковым, памятным, чтобы, как словесный талисман, призывало быть счастливым и мудрым. Имя даётся человеку при рождении, и сам человек никак не определяет, каково будет его имя. В определённый период жизни человеку кроме имени, данного при рождении, даётся прозвище.
Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носитель этого имени весьма неопределённа и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различие свойства и качества людей, особенности характера, поведение, речи, физические достоинства и недостатки, время и очерёдность появления ребёнка в семье. Например, в древности, (до принятия христианства), у русских были личные имена: Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой, Завьял — вялый, Балуш — баловник, Яруха — злой, Батура — упрямец и т. п. После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян в обязательном порядке стали вводиться церковные личные имена в честь православных святых. Например: Александр, Пётр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.), Святослав, Любовь (слав.) и др. Церковь стала признавать только эти узаконенные, так называемые канонические имена иностранного происхождения. Дохристианские имена, как следы язычества, должны были исчезнуть. И после принятия христианства имена “дохристианские” могли даваться как прозвище: Медведь — крупному сильному человеку, Волк — одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц — человеку небольшого роста, трусливому, Короб — плотному, норовящему всё копить. Бывали также прозвища по указанию профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.
Прозвища — неофициальное имя человека. Всловаре Сергея Ивановича Ожегова даётся такое определение: «Прозвище — название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». В отличие от имени, прозвища отражает не желательные, а реальные свойства и качества носителя и фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны ограниченному кругу людей. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь же имени и человека-носителя этого имени весьма неопределенна и приблизительна. Говорящим неизвестно, почему данный человек назван именно так, а не иначе.
Прозвище — явление вечное, оно существует всегда и везде и может возникать в любом коллективе. Даже в случайно собравшейся группе людей (в магазине, на вокзале) кто-либо из присутствующих может легко получить прозвище, выделяясь из общей массы своей внешностью, бросающимся в глаза поведением, подвижностью, речью и т. д. Такие прозвища долго не живут. Люди расходятся, и прозвища не могут быть устойчивыми. Устойчивы прозвища у некоторых людей с характерной внешностью или манерами, как у: лидеров микро сообщества; выделение из группы отвергнутых людей; различение людей с одинаковыми именами; подчёркивание преемственности по родовой линии; поддразнивание и унижение; проявление симпатии.
Студенты 1–2 курсов отвечали на вопросы разработанных мною анкет с целью выявления наличия прозвищ и результаты анкетирования получились весьма интересными.
Большинство прозвищ даётся студентам от их фамилий и имён. Например,Лыня (Лынов); Фирс (Фирсов); Горелый (Горелый); Кудрик (Кудрявцев); Волына (Волынский); Купец (Купцов); Рогач (Рогачёв); Воробей (Голубев); Белим (Белимов); Шифер (Шевырёв).
На втором месте находятся прозвища, данные подросткам по некоторым деталям их внешнего вида. Например,Толстый (по телосложению), Киндер (по телосложению + характер, действия), Шкет (по росту), Балаболка (по манере говорить), Борода (много волос на лице, руках).
Третья группа — по любимому слову. Например,Ачё я? Булка.
Четвёртая — по умственным способностям. Например,Тормоз, Чукча.
Как правило, прозвища даются друзьями и одногруппниками, они создаются очень активно, что в значительной степени объясняется психологическими свойства детей переходного возраста — стремлением к необычному, новому, и это непременно проявляется в речевом поведении подростков и молодёжи.
По мнению психолога, прозвище может быть как приятным для человека, так может и нанести ужасную психологическую травму. Но всё же главное-это реакция самого человека на прозвище. Зависит она от темперамента человек-меланхолик, к примеру, будет плакать, а холерик полезет в драку, а также от отношения с человеком, давшим прозвище. В основном прозвища появляются в переходном возрасте, с 12 лет, когда человеку очень важно общение с другими, ведь прозвища несёт на себе очень важную коммуникативную функцию, и прозвищный обмен становится своеобразной игрой. Но иногда прозвище так прикрепляются к человеку, что мало кто зовёт его по имени, и имя, само по себе содержащее эмоциональную окраску, отходит на второй план.
На основании проведённой мною работы можно сделать следующий вывод. Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивание и унижение. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Хотя и оскорбление выступает своего рода признанием.
Людям прозвища могут даваться в разные периоды их жизни, и во многих случаях известны довольно ограниченному кругу людей. Например, только коллективу студентов или только друзьям. Многие люди имеют несколько прозвищ, и каждое из них, похоже, связанно с принадлежностью к определённой группе. Проанализировав прозвища, существующие в настоящее время в нашем техникуме, выяснив причину их появления, мы бы хотели помочь ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться при необходимости к советам психолога.
Литература:
- Голанова Е. И. Как возникают слова. — М., 1989. — 142 с.
- Горбаневский М. В. В мире имён и названий. — М., 1983. –192 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1984. — 797 с.
- Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М., 1976. — 544 с.