Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современного цифрового образования с культурно-историческим пространством города, и является демонстрацией реализации государственных задач в области сохранения объектов культурного наследия, патриотического воспитания молодежи, внедрения цифровых технологий в социальной сфере.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, культурно-историческое пространство, объекты культурного наследия, цифровизация образования.
Главным потенциалом в развитии государства является его народ, молодежь в особенности, поэтому одной из приоритетных задач в государственной стратегии развития является содействие повышению эффективности образования, воспитания, нравственно-духовного развития личности. Одним из инструментов решения этой задачи, в свою очередь, является внедрение в процесс обучения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Между тем, одним из важных факторов, влияющих на формирование молодого поколения, является окружающая его среда — культурно-историческое пространство. Поэтому, логично, что обеспечение условий для не поверхностного знакомства молодежи с объектами культурного наследия своей малой Родины, погружение его в культурно-историческую среду родного города, будет способствовать решению упомянутой выше государственной задачи.
Весна 2020 года объединила мир под знаком разных событий — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, Международный день памятников и исторических мест (18 апреля), перевод учреждений образования на дистанционную форму обучения в условиях массового распространения коронавирусной инфекции.
Авторы статьи предприняли попытку объединения названных событий в рамках одного проекта. Так, во-первых, основное содержание проектной работы посвящено раскрытию подвигов героев Великой Отечественной войны — уроженцев, жителей города Николаевска-Амуре. Во-вторых, объектом исследования стало историко-культурное пространство города Николаевска-на-Амуре в памятниках и достопримечательных местах. В-третьих, авторами предложен вариант приобщения молодежи к культурно-историческому пространству через создание виртуальной экскурсии как пример внедрения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), а также реализации государственной задачи по цифровизации образования, особенно актуальной в условиях коронавирусной пандемии в 2020 г.
Проблематика проекта определяется низким уровнем погружения молодежи в историко-культурную городскую среду, определяющим необходимость создания способствующих решению этой проблемы электронных инструментов, как наиболее эффективных в обеспечении доступа к объектам городской культурной среды (памятникам, достопримечательным местам). Поэтому предметом исследования проектной работы стала виртуальная экскурсия — эффективный инструмент приобщения молодежи к историко-культурному пространству города Николаевска-на-Амуре.
Решение проблемы низкого погружения молодежи в историко-культурную городскую среду немыслимо без создания условий для активного «включения» памятников и достопримечательных мест города в информационное поле, обеспечивающее, в свою очередь, знакомство молодого поколения с именами героев, увековеченных в них.
Поскольку одной из задач программы является популяризация подвигов героев, а подготовка к Празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне усиливает необходимость ее решения, авторы выявили объекты культурного наследия города, связанные с героями Великой Отечественной войны. Их судьбы и подвиги стали символами мужества и беззаветной любви к Родине, путеводными звездами для новых поколений людей.
Автор проекта, в стремлении оживить память о Великой Отечественной войне в канун 75-летия Победы, провела мониторинг культурно-исторического пространства города Николаевска-на-Амуре, и выявила несколько объектов, происхождение которых связано с героями Великой Отечественной войны.
Ниже в порядке нумерации идет перечисление выявленных объектов с их характеристикой [1, с.6].
1) Памятный знак «Фронтовое письмо».
2) Памятный знак в честь моряков — подводников, погибших при исполнении служебного долга в 1942 году был установлен 2 сентября 2005 г. в городском сквере, между малой смотровой площадкой и лестницей, ведущей к набережной.
3) Памятник на могиле погибших в 1945 году военнослужащих.
4) Памятный знак в честь Героя Советского Союза Николая Николаевича Голубкова.
5) Памятная доска и улица Николаевска-на-Амуре, названная в честь героя Великой Отечественной войны Георгия Евдокимовича Попова.
6) Памятная доска и улица Николаевска-на-Амуре, названная в честь героя Великой Отечественной войны Андрея Степановича Александрова.
7) Памятная доска Михаилу Григорьевичу Малику.
8) Памятная доска Григорию Александровичу Коптилову.
9) Городская площадь, названная 13.03.1975 г. «в связи с тридцатилетием победы над фашистской Германией» Площадью Победы [2, с.6].
Патриотическое воспитание молодежи, духовно-нравственное развитие личности, полноценное образование обязательно сопряжено с изучением истории Великой Отечественной войны. Она открыта каждому из нас в памятниках и исторических местах, составляющих культурно-историческое пространство города.
Инструментом приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре в проектной работе стала виртуальная экскурсия. Почему? Виртуальная экскурсия является одной из инновационных форм экскурсионной деятельности. Поскольку любая тематическая экскурсия несет в себе просветительскую нагрузку, то виртуальная экскурсия также является одной из инновационных форм образовательной деятельности. Государственная образовательная политика, в свою очередь, продвигает идею максимальной информатизации образования, что абсолютно логично в реалиях современного информационного общества. Поэтому создание новых виртуальных продуктов (например, виртуальной экскурсии) в образовательных и просветительских целях абсолютно оправдано и перспективно.
Эффективность виртуальной экскурсии в образовании молодежи определяется ее достоинствами, которые показывают, что виртуальные экскурсии мобильны, просты и надежны в использовании, а потому весьма эффективны в образовательно-просветительской деятельности. Размещение большого числа различных виртуальных экскурсий в сети Интернет является прекрасным подтверждением их популярности, а значит, востребованности.
Практическая часть проектной работы была направлена на преобразование сведений, полученных ее автором в результате решения второй задачи проекта (по выявлению объектов культурного наследия, связанных с героями Великой Отечественной войны), в продукт — виртуальную экскурсию «Мой город мне расскажет о войне» по памятникам и достопримечательным местам города Николаевска-на-Амуре. Готовая виртуальная экскурсия представляет собой набор слайдов, активация которых в режиме «просмотр/показ слайдов» осуществляется через применение гиперссылок.
Завершающим шагом работы стало внедрение виртуальной экскурсии в информационное пространство и обеспечение открытого доступа к ней. Так, виртуальная экскурсия опубликована на сайте Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума. В дальнейшем она планируется к публикации на сайте музея техникума и других информационно-просветительских Интернет-площадках [3–4, с.6].
Продукт проектной работы (виртуальная экскурсия) может применяться педагогами в качестве сопроводительного инструмента на внеурочных мероприятиях по краеведческой тематике, а также использоваться в режиме открытого доступа любым человеком, интересующимся историей города Николаевска-на-Амуре.
Авторы статьи также рекомендуют использовать созданный продукт как шаблон для создания аналогичных продуктов. Таким образом, продукт может оставаться востребованным как база для создания новых виртуальных экскурсий.
Значение результатов работы заключается:
– в популяризации памятников и исторических мест (историко-культурного пространства города Николаевска-на-Амуре — объекта исследования);
– в популяризации подвигов героев Великой Отечественной войны (через создание виртуальной экскурсии о героях войны);
– в демонстрации примера внедрения цифровых технологий в образование (публикация виртуальной экскурсии в сети Интернет и обеспечение открытого доступа к ней).
Результаты проведенного исследования дают основания считать, что культурно-историческое пространство города Николаевска-на-Амуре создает условия для реализации государственной программы патриотического воспитания граждан [5, с.6].
У России есть колоссальный культурно-исторический фундамент, «кирпичиками» которого являются объекты культурного наследия — памятники и достопримечательные места. Научиться грамотно взаимодействовать с ними, раскрыть их потенциал, «открыть» их как можно большему числу людей — значит узнать самих себя, друг друга, укрепить связь времен и поколений, обогатить наше общение и понимание. Наш великий писатель Лев Толстой сказал: «Страна, забывшая свою культуру, историю и национальных героев — обречена на вымирание». Авторы надеются, что их работа будет маленьким вкладом в «жизнь» нашей страны, развитие, воспитание и образование ее молодого поколения.
Литература:
- https://kulturanikol.ru — сайт отдела культуры администрации Николаевского муниципального района
- Решение Исполнительного комитета Николаевского-на-Амуре городского совета депутатов трудящихся от 13.03.1975 № 127 «О названии центральной площади в г. Николаевске-на-Амуре»
- http://npgt.ru — ссылка на сайт Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума
- http://museum.npgt.ru — ссылка на сайт музея Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».