В данной статье рассматривается технология репрезентативных Интернет — опросов очень перспективна и актуальная, в частности стоит отметить ее основные преимущества: оперативность и относительная дешевизна. В нашем случае проведение репрезентативных интернет-опроса позволит проанализировать готовность Хабаровского края к обеспечению инновационных проектов квалифицированными кадрами.
Ключевые слова: молодежь, проблемы молодежи, интернет-опрос, трудоустройство, Хабаровский край.
В настоящее время при проведении исследований, технология репрезентативных Интернет — опросов очень перспективна и актуальная, в частности стоит отметить ее основные преимущества: оперативность и относительная дешевизна. В нашем случае проведение репрезентативных интернет-опроса позволит проанализировать готовность Хабаровского края к обеспечению инновационных проектов квалифицированными кадрами.
Молодежь занимает важное место в структуре общества, поскольку является носителем определенных связей в обществе и принимает активное участие в его жизни. Процесс формирования социальной зрелости молодежи, выбора жизненного пути происходит во всех основных сферах жизни человека, реализуемых через обучение и воспитание, усвоение и трансформацию опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно индикаторами положения молодежи в обществе и в структуре процесса исторического развития являются ценностные ориентации, социальные нормы и установки.
Рынок труда в России обусловлен формированием как сложившейся в стране экономической ситуацией, так и внешними условиями.
Возникновение комплекса рыночных отношений в сфере занятости существенно изменило условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и в то же время определило распределение человеческих ресурсов как приоритетный фактор экономического роста, а молодежь как объект долгосрочных инвестиций. Недостаточная занятость этой группы трудовых ресурсов приводит к негативным макроэкономическим и социальным последствиям: демографический спад, отток рабочей силы в теневой сектор экономики, ухудшение криминальной ситуации, ослабление пенсионных гарантий и отсутствие преемственности молодежи в государственном управлении.
Проблемы социального созревания молодежи обусловлены тем, что период активной ценностной деятельности молодого человека ограничен ограниченным характером практической, творческой деятельности и неполным включением молодого человека в систему социальных отношений. Следовательно, поведение молодых людей сочетает в себе противоречивые черты и качества — стремление к идентификации и изоляции, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и заботе, отчуждение от внешнего мира.
Цель данного научно-исследовательского проекта — определить значимые критерии, которыми руководствуется студент при выборе места работы, это в дальнейшем послужит для выявления значимых факторов при оптимизации спроса-предложения на рынке труда.
Исходя из цели работы можно выделить следующие задачи работы:
изучить теоретические аспекты проблемы молодежи в современном обществе;
проектирование базы знаний (и в последствие, базы данных) по ССуЗам субъектов ДФО;
определение категорий выпускаемых специалистов и оптимизация плана набора и выпуска специалистов;
выбор IT-технологий проектирования базы знаний (базы данных);
выбор IT-технологий проведения web-опросов (разработка структуры анкеты, размещение в интернет — пространстве, статистический анализ, полученных данных, графическая интерпретация результатов);
проведение сравнительного анализа спроса и предложения;
разработка выводов и рекомендаций по совершенствованию плана выпуска специалистов.
Методы работы: статистический анализ, математическое моделирование, база данных, web-анкета, геоинформационные системы.
Выбор экспериментальной площадки: поставленные задачи достаточно трудоемки и требуют больших временных ресурсов, на первом этапе исследования предлагается провести тестовые испытания на экспериментальной площадке: исследовать поставленные вопросы в рамках одного элемента субъекта Хабаровский край — Хабаровск, провести онлайн-тестирование. После завершения и определения всех информационных технологий планируется перейти к анализу кадрового обеспечения во всех субъектах ДФО, расширив базу данных (базу знаний).
Молодежь — это социально-демографическое заключение группы рынка, выделенное на основе возрастных характеристик пропуска граждан, с учетом социального статуса основных молодых людей, их места и того, какие функции занимают должности в социальной структуре раннего общества, их специфике несколько интересов и ценностей [1].
Безработица — приобретение социально-экономического явления, от которого избавляются некоторые из экономически активных задач населения, желая направить работу трех на условия занятости или подходящее создание собственного бизнеса, которые они могут реализовать. Те же плюсы (рабочая сила может использовать своих специалистов из-за тенденций отсутствия подходящих работников) упорядочивает квалификации (предложения) и теряет связь из-за этого возраста с основными методами заработка (зарплата, результат оплаты) [2].
Факторы, неблагоприятные для развития молодежи, включают распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Уровень самоубийств среди молодежи остается высоким. Желание уйти от реальных проблем в иллюзорном мире способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Сегодня зависимость становится мощным фактором социальной дезорганизации, создавая большую угрозу нормальному функционированию всего общественного организма. По мнению экспертов, причины роста наркомании в определенной степени являются результатом конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в условиях кризиса социализации.
Число молодежи среди работников промышленности, строительства и транспорта сокращается. В связи с изменениями, происходящими в российской экономике, доля молодежи в непроизводственной сфере растет. В то же время отчуждение части молодежи от работы, которая характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально квалифицированному и официальному росту. Также в числе проблем — отсутствие подготовки кадров высшей, профессиональной и средней школы для работы в новых условиях; снижение интеллектуального уровня аспирантуры — будущее российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Численность молодежи в сельской местности сократилась, поскольку молодые люди предпочитают работать не в сельском хозяйстве, а на городских предприятиях и в организациях. Внедрение рыночных отношений в современных формах обострило проблему социальной защиты молодежи в сфере труда. Молодые работники первыми сокращаются и пополняют ряды безработных [3].
В настоящее время безработица в России достигла (по официальным данным) 2,5 млн человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38 % всех безработных составляют молодые люди в возрасте до 30 лет.
Молодое поколение, по большей части, оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанных на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за их судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, а с другой стороны, обнаружило, что большинство из них не были готовы вступать в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами [5].
К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо повысить внимание к социальным проблемам молодежи, выявить особенно важные, по мнению молодежи, аспекты жизни, установить обратную связь.
Наиболее востребованными специальностями в 2019 году в Хабаровском крае, а также на начало 2020 года:
специалисты, менеджеры по продажам и руководители отделов продаж;
менеджеры по работе с ключевыми клиентами;
инженеры, технологи, технические специалисты со знанием английского языка;
IT-программисты, web-разработчики;
медицинские представители, региональные менеджеры;
квалифицированные рабочие.
С целью обеспечения высокой конкурентоспособности своих выпускников на рынке труда и их успешную профессиональную деятельность, Ссузам необходимо прививать студентам умения и навыки в решении широкого круга вопросов в сфере своей будущей профессиональной деятельности, а также развивать их личностные качества. В противном случае в условиях современной рыночной экономики при возрастающей конкуренции предприятий на рынках товаров, продуктов интеллектуального труда и услуг выпускники вузов будут испытывать всё возрастающие со временем трудности с трудоустройством, а их успешная профессиональная деятельность на многих предприятиях может стать вообще невозможной.
Литература:
- Алиев, И. М. Экономика труда / И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 478 c.
- Бараненко, С. П. Экономика и социология труда / С. П. Бараненко. — М.: Рос. Акад. предпр., 2011. — 434 c.
- Генкин, Б. М. Экономика и социология труда / Б. М. Генкин. — М.: Норма, 2013. — 464 c.
- Дубровин, И. А. Экономика труда / И. А. Дубровин, А. С. Каменский. — М.: Дашков и К, 2013. — 232 c.
- Лясников, Н. В. Экономика и социология труда / Н. В. Лясников, М. Н. Дудин, Ю. В. Лясникова. — М.: КноРус, 2012. — 288 c.
- Одегов, Ю. Г. Экономика труда / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко. — М.: Юрайт, 2013. — 423 c.