Сегодня все большее распространение в подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей и подростков, все чаще проникают в образовательные учреждения. Поэтому одной из задач преподавателя становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.
Ключевые слова: толерантность, социальный опыт, ценностные ориентации, ценностное отношение к человеку.
На одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.
Повсеместное признание актуальности и значимости воспитания толерантности как качества личности у подрастающего поколения, с одной стороны, и недостаточная разработанность педагогического инструментария для решения этой задачи, с другой стороны, обусловили выбор темы и определение цели данного исследования.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.
Следует заметить, что в настоящее время не существует единого, всеми признанного определения толерантности.
В «Новой философской энциклопедии» толерантность определяется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие».
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова понятие «толерантность» полностью отождествляется с понятием «терпимый» — способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером. В своем широком смысле слово «толерантность», означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.
Таким образом, анализ литературы позволяет определить толерантность, с одной стороны, как моральное качество личности, с другой — как принцип, как условие взаимоотношений между людьми, которое характеризуется терпимостью, пониманием, стремлением к диалогу с «другим». Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения насилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
Для образовательного учреждения профессионального образования проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между ребятами, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Возраст обучающихся в колледже (15–18 лет) характеризуется повышенной чувствительностью к воздействиям взрослого, в этот период происходит расширение сферы социального взаимодействия и, как следствие, увеличиваются возможности для формирования толерантности. [1] Возраст этой социальной группы задаёт априори склонность к конфликтности, экстремизму и проявлениям интолерантного поведения». [1]
Наибольшую сложность для подростков представляет умение уважать чужое мнение, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками, как равным. Поэтому понятие «толерантность» применительно к подросткам связывается с умением участвовать в обсуждениях, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, объективно оценить другого).
Формирование толерантности требует построения воспитательного процесса с учетом развития всех компонентов и показателей толерантности как личностного качества. Механизмами формирования данных компонентов являются: принятие, присвоение и механизм самоконтроля. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. [2]
Для успешного формирования толерантных качеств в образовательном учреждении необходимо выстраивать целостную систему взаимоотношений и мероприятий, включенную в основной образовательный процесс, жизнь классного коллектива и во внеурочную деятельность обучающихся. Современный обучающийся должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. В процессе воспитания толерантности преподаватели КГБ ПОУ «Хабаровский технический колледж» используют следующие формы и методы работы: работа в группах, подгруппах; беседы, лекции; обсуждение; видеолектории и др.
Стоит отметить, что Хабаровский край является гетерогенным (разнородным) в социально-культурном отношении, включая этнонациональный, религиозный, политический фактор. Так, например, социальное пространство края представлено разнообразными социальными группами, институциализированными в форме общественных объединений (религиозных, молодежных, политических и др.), что фиксирует официальная статистика. Анализ показателей миграции, показывает тенденцию к увеличению количества приезжающих в регион жителей стран СНГ и зарубежных стран. Наиболее значительным обмен населением в 2019 году сложился c Таджикистаном (898 человек), Азербайджаном (169 человек), Казахстаном (122 человека) и Республикой Беларусь (43 человека), как правило, это трудовые мигранты. [3]
По нашему мнению, данная статистика имеет значение в контексте изучения толерантности, поскольку указанные социальные группы выступают носителями специфичных политических культур, т. к. молодёжь (в нашем случае студенты 15–18 лет) рассматривается как «социально-демографическая группа», которая, в силу возрастных особенностей, отличается небольшим социальным опытом, несформированностью ценностных ориентаций, пограничным положением между группой взрослых и группой детей (еще не взрослый, но уже и не ребёнок), а также крайним максимализмом и радикализмом в суждениях. [1]
Чтобы выявить наличие толерантности и ее уровень у обучающихся можно использовать разнообразные методы и приёмы. Они должны быть направлены на проявление ребятами: уважение к другим, к их взглядам, убеждениям, стилям жизни и внешнему образу; понимание богатого многообразия нашего мира; устойчивость к конфликтным ситуациям и отклоняющемуся поведению; умение выражать свое мнению и при этом спокойно и выслушивать мнение другого человека; навык жить в согласии с другими и с самим собой; чувство ответственности.
Для выявления уровня толерантности у подростков было проведено тестирование, которое проходило в октябре 2019 года. В работе использованы такие диагностические методы как беседа и тематическое тестирование. В тестировании приняли участие 75 человек первого курса и 75 человек третьего курса. Возраст: 1 курс: 15–17 лет, 3 курс: 19–21 год. Исследование уровня толерантности осуществлялось с помощью теста на определение степени толерантности, разработанного Л. Н. Бережновой. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни проявления толерантности студентов 1 и 3 курсов
. |
Всего участников |
Низкий уровень толерантности |
Средний уровень толерантности |
Высокий уровень толерантности |
|||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
||
1 курс |
75 |
19 |
25 % |
38 |
51 % |
18 |
24 % |
3 курс |
75 |
10 |
13 % |
41 |
55 % |
24 |
32 % |
Результаты педагогического эксперимента показали, что у 18 студентов первого курса и 24 студентов третьего курса высокая степень толерантности. Их балл за тестирования был равен от 13 до 16. Они способны принять любую другую идею, отличную от их, считаются с мнением других, при этом тактично доказывают свою точку зрения, способны принимать и спокойно относиться к своим и чужим ошибкам.
38 человек первого курса и 41 человек третьего курса показали результат от 5 до 12 баллов, тем самым данные студенты были отнесены к категории со средней степенью толерантности. Такие обучающиеся достаточно твердо умеют отстаивать свою точку зрения, но все же способны выслушать собеседника. Также студенты данной категории способны на излишнюю резкость по отношению к другим, но способны принять свою неправоту.
Исследование показало, что в колледже учатся 19 человек первого курса и 10 человек третьего курса с низким уровнем толерантности. Данные обучающиеся очень упрямые и непреклонные. Они не признают чужого мнения. В общении с ними приходиться трудно другим студентам, так как они не способны прийти к компромиссному решению. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты колледжа, в достаточной мере, толерантны. В основном все обучающиеся понимают, что окружающие их люди индивидуальны, со своими внутренними убеждениями и ценностями. Вместе с тем, необходима целенаправленная работа по воспитанию (у кого-то закреплению) у обучающихся толерантности как качества личности.
Авторы считают, что воспитание толерантности у подростков будет эффективным, если применить комплекс мероприятий направленных на формирование доверительных и доброжелательных отношений, умение находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, на повышение индекса толерантности, социальной преемственности и позитивной этнической идентичности и др.
Литература:
- Елисеев С. М. Что значит быть толерантным? К семантическому анализу суждений студентов о том, что такое толерантность / С. М. Елисеев, И. В. Устинова // Население Кольского Севера в период социальных трансфомаций: проблемы и практики культурной адаптации / Ред. В. П. Петров, И. А. Разумова. — Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2008. — С.80–94.
- Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета: коллективная монография / отв. ред. О. Г. Смолянинова. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. — 100 с.
- Управление федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, ЕАО и ЧАО.