Исследование уровня толерантности обучающихся (на примере Хабаровского технического колледжа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стратила, Д. П. Исследование уровня толерантности обучающихся (на примере Хабаровского технического колледжа) / Д. П. Стратила, А. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72456/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня все большее распространение в подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей и подростков, все чаще проникают в образовательные учреждения. Поэтому одной из задач преподавателя становится совершенствование содержания, организации толерантного воспитания, изучение природы толерантности, равно как и способов толерантного взаимодействия.

Ключевые слова: толерантность, социальный опыт, ценностные ориентации, ценностное отношение к человеку.

На одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.

Повсеместное признание актуальности и значимости воспитания толерантности как качества личности у подрастающего поколения, с одной стороны, и недостаточная разработанность педагогического инструментария для решения этой задачи, с другой стороны, обусловили выбор темы и определение цели данного исследования.

Понятие «толерантность» формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносторонние значения, чтобы во всей полноте соответствовать современности.

Следует заметить, что в настоящее время не существует единого, всеми признанного определения толерантности.

В «Новой философской энциклопедии» толерантность определяется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова понятие «толерантность» полностью отождествляется с понятием «терпимый» — способный, умеющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером. В своем широком смысле слово «толерантность», означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Таким образом, анализ литературы позволяет определить толерантность, с одной стороны, как моральное качество личности, с другой — как принцип, как условие взаимоотношений между людьми, которое характеризуется терпимостью, пониманием, стремлением к диалогу с «другим». Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения насилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Для образовательного учреждения профессионального образования проблема формирования толерантности актуальна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между ребятами, пришедшими из разных микросоциумов с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.

Возраст обучающихся в колледже (15–18 лет) характеризуется повышенной чувствительностью к воздействиям взрослого, в этот период происходит расширение сферы социального взаимодействия и, как следствие, увеличиваются возможности для формирования толерантности. [1] Возраст этой социальной группы задаёт априори склонность к конфликтности, экстремизму и проявлениям интолерантного поведения». [1]

Наибольшую сложность для подростков представляет умение уважать чужое мнение, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками, как равным. Поэтому понятие «толерантность» применительно к подросткам связывается с умением участвовать в обсуждениях, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками сотрудничества (умение регулировать конфликты, понять точку зрения другого, объективно оценить другого).

Формирование толерантности требует построения воспитательного процесса с учетом развития всех компонентов и показателей толерантности как личностного качества. Механизмами формирования данных компонентов являются: принятие, присвоение и механизм самоконтроля. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. [2]

Для успешного формирования толерантных качеств в образовательном учреждении необходимо выстраивать целостную систему взаимоотношений и мероприятий, включенную в основной образовательный процесс, жизнь классного коллектива и во внеурочную деятельность обучающихся. Современный обучающийся должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. В процессе воспитания толерантности преподаватели КГБ ПОУ «Хабаровский технический колледж» используют следующие формы и методы работы: работа в группах, подгруппах; беседы, лекции; обсуждение; видеолектории и др.

Стоит отметить, что Хабаровский край является гетерогенным (разнородным) в социально-культурном отношении, включая этнонациональный, религиозный, политический фактор. Так, например, социальное пространство края представлено разнообразными социальными группами, институциализированными в форме общественных объединений (религиозных, молодежных, политических и др.), что фиксирует официальная статистика. Анализ показателей миграции, показывает тенденцию к увеличению количества приезжающих в регион жителей стран СНГ и зарубежных стран. Наиболее значительным обмен населением в 2019 году сложился c Таджикистаном (898 человек), Азербайджаном (169 человек), Казахстаном (122 человека) и Республикой Беларусь (43 человека), как правило, это трудовые мигранты. [3]

По нашему мнению, данная статистика имеет значение в контексте изучения толерантности, поскольку указанные социальные группы выступают носителями специфичных политических культур, т. к. молодёжь (в нашем случае студенты 15–18 лет) рассматривается как «социально-демографическая группа», которая, в силу возрастных особенностей, отличается небольшим социальным опытом, несформированностью ценностных ориентаций, пограничным положением между группой взрослых и группой детей (еще не взрослый, но уже и не ребёнок), а также крайним максимализмом и радикализмом в суждениях. [1]

Чтобы выявить наличие толерантности и ее уровень у обучающихся можно использовать разнообразные методы и приёмы. Они должны быть направлены на проявление ребятами: уважение к другим, к их взглядам, убеждениям, стилям жизни и внешнему образу; понимание богатого многообразия нашего мира; устойчивость к конфликтным ситуациям и отклоняющемуся поведению; умение выражать свое мнению и при этом спокойно и выслушивать мнение другого человека; навык жить в согласии с другими и с самим собой; чувство ответственности.

Для выявления уровня толерантности у подростков было проведено тестирование, которое проходило в октябре 2019 года. В работе использованы такие диагностические методы как беседа и тематическое тестирование. В тестировании приняли участие 75 человек первого курса и 75 человек третьего курса. Возраст: 1 курс: 15–17 лет, 3 курс: 19–21 год. Исследование уровня толерантности осуществлялось с помощью теста на определение степени толерантности, разработанного Л. Н. Бережновой. Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни проявления толерантности студентов 1 и 3 курсов

.

Всего участников

Низкий уровень толерантности

Средний уровень толерантности

Высокий уровень толерантности

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

1 курс

75

19

25 %

38

51 %

18

24 %

3 курс

75

10

13 %

41

55 %

24

32 %

Результаты педагогического эксперимента показали, что у 18 студентов первого курса и 24 студентов третьего курса высокая степень толерантности. Их балл за тестирования был равен от 13 до 16. Они способны принять любую другую идею, отличную от их, считаются с мнением других, при этом тактично доказывают свою точку зрения, способны принимать и спокойно относиться к своим и чужим ошибкам.

38 человек первого курса и 41 человек третьего курса показали результат от 5 до 12 баллов, тем самым данные студенты были отнесены к категории со средней степенью толерантности. Такие обучающиеся достаточно твердо умеют отстаивать свою точку зрения, но все же способны выслушать собеседника. Также студенты данной категории способны на излишнюю резкость по отношению к другим, но способны принять свою неправоту.

Исследование показало, что в колледже учатся 19 человек первого курса и 10 человек третьего курса с низким уровнем толерантности. Данные обучающиеся очень упрямые и непреклонные. Они не признают чужого мнения. В общении с ними приходиться трудно другим студентам, так как они не способны прийти к компромиссному решению. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты колледжа, в достаточной мере, толерантны. В основном все обучающиеся понимают, что окружающие их люди индивидуальны, со своими внутренними убеждениями и ценностями. Вместе с тем, необходима целенаправленная работа по воспитанию (у кого-то закреплению) у обучающихся толерантности как качества личности.

Авторы считают, что воспитание толерантности у подростков будет эффективным, если применить комплекс мероприятий направленных на формирование доверительных и доброжелательных отношений, умение находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций, на повышение индекса толерантности, социальной преемственности и позитивной этнической идентичности и др.

Литература:

  1. Елисеев С. М. Что значит быть толерантным? К семантическому анализу суждений студентов о том, что такое толерантность / С. М. Елисеев, И. В. Устинова // Население Кольского Севера в период социальных трансфомаций: проблемы и практики культурной адаптации / Ред. В. П. Петров, И. А. Разумова. — Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2008. — С.80–94.
  2. Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы Сибирского федерального университета: коллективная монография / отв. ред. О. Г. Смолянинова. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. — 100 с.
  3. Управление федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, ЕАО и ЧАО.
Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, уровень толерантности, формирование толерантности, человек первого курса, человек третьего курса, чужое мнение, группа, качество личности, образовательное учреждение, педагогический эксперимент.


Ключевые слова

ценностные ориентации, социальный опыт, толерантность, ценностное отношение к человеку

Похожие статьи

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Буккроссинг в дошкольной образовательной организации

В этой статье обсуждается буккроссинг в дошкольной образовательной организации, поскольку одной из приоритетных задач социального и коммуникативного развития детей является развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и ...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников

Изучается стремление дошкольников быть в обществе других детей, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и людьми. Доказано, что формирование аффилиации обусловлено характером взаимоотношений дошкольников с роди...

Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения

В статье рассматривается значимая проблема современной дефектологии. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разно...

Похожие статьи

Организационные условия управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассмотрена актуальность создания организационных условий управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные формы методических мероприятий, направленных на формирование культуры общения педагогов, как в кол...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности на основе личностно ориентированного подхода

В статье рассматривается тема, которая легла как социальная помощь педагога. В ней прослеживается разнообразная среда семей учащихся, их влияние на образовательный процесс. Естественно, что социальный состав во многом определяет интеллектуальные, ком...

Формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия у детей и подростков

Статья посвящена вопросам организации работы педагога с классным коллективом по формированию навыков конструктивного межличностного взаимодействия. Авторы раскрывают содержательные компоненты некоторых направлений и технологий работы по формированию ...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Буккроссинг в дошкольной образовательной организации

В этой статье обсуждается буккроссинг в дошкольной образовательной организации, поскольку одной из приоритетных задач социального и коммуникативного развития детей является развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и ...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

В настоящее время размыты нравственные ориентиры, что выражается в бездуховности, безверии, агрессивности подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения дошкольников вызвана тем, что система общественного воспита...

Потребность в аффилиации в межличностном общении дошкольников

Изучается стремление дошкольников быть в обществе других детей, потребность в создании теплых, эмоционально значимых отношений с другими детьми и людьми. Доказано, что формирование аффилиации обусловлено характером взаимоотношений дошкольников с роди...

Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения

В статье рассматривается значимая проблема современной дефектологии. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разно...

Задать вопрос