В статье раскрыто экономико-географическое положение края (выгодность ЭГП), дана экономическая оценка природных условий и ресурсов (ТСПР), рассмотрена демографическая ситуация и трудовые ресурсы края, проведена оценка хозяйственного и транспортного комплексов края, проанализированы экологические проблемы Хабаровского края.
Ключевые слова: Хабаровский край, проблемы экономики, пути решения, перспективы.
Хабаровский край — это молодой, динамичный регион на Дальнем Востоке России, располагающий значительными природными ресурсами. Его отличительными чертами являются: выгодное географическое положение, уникальная природная среда, богатые природные ресурсы, промышленный и научный потенциал, развитая транспортная сеть и квалифицированные кадры.
На мировом рынке Хабаровский край известен как производитель продукции в области авиа- и судостроения. Он имеет успех на рынках лесопродукции, черных и цветных металлов, нефтепродуктов, рыбо- и море продукции.
В экономике края доминирующую роль играет промышленность, что находит отражение в высокой степени урбанизации края. В совокупной товарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю промышленности приходится 92 %.
Специфика промышленности края проявляется в высоких затратах на строительство и транспорт, а также в ограниченности только первичной переработкой сырьевых отраслей (лесной и горнорудной промышленности).. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 1 % всех земель края, из них пашня занимает 17 %. В крае выращивают пшеницу, ячмень, сою, картофель и овощи, кормовые культуры, плоды и ягоды. Животноводство имеет мясо-молочную направленность. Развиты оленеводство (на севере края), звероводство и охотничий промысел. За счет собственного производства в крае обеспечиваются на 30–40 % потребности в молоке и мясе, на 55–60 % — в овощах и картофеле. [1]
Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Финансово-экономический кризис внес коррективы в текущие планы и действия Правительства Хабаровского края (далее также — край), однако стратегические задачи и цели развития края остаются неизменными. Напротив, кризисный период позволил более предметно оценить структуру экономики с точки зрения ее устойчивости и сбалансированности, выявить слабые и сильные стороны, наметить меры по устранению имеющихся диспропорций и недостатков в развитии производственного аппарата и социальной сферы.
В результате принятой системы мер в 2010 году в крае не только преодолены кризисные явления, но и превышен уровень докризисного 2008 года по основным макроэкономическим показателям. В экономике и социальной сфере созданы условия, позволяющие обеспечить устойчивый и динамичный характер развития.
Одним из главных инструментов достижения поставленных Правительством края целей выступает проведение структурных реформ, направленных на повышение эффективности государственного управления.
Повышение рождаемости будет достигнуто посредством:
создания семьям условий для более полного удовлетворения имеющейся потребности в детях (возможностей женщинам сочетать материнскую функцию и профессиональные обязанности; усиление государственной помощи семьям, имеющим детей; пропаганда семейных ценностей и семейного благополучия);
охраны материнства и детства;
укрепления репродуктивного здоровья населения.
Коэффициент рождаемости в 2020 г. составит 12,2 родившихся на 1000 населения. Снижение смертности будет достигнуто за счет повышения качества и доступности медицинской помощи, проведения активной просветительской деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения, включая пропаганду здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.
Важнейшими экономическими приоритетами Правительства края остаются: осуществление структурной и технологической модернизации производственного сектора; реализация энергоэффективного и инновационного потенциала экономики; продолжение программ и проектов инфраструктурного обеспечения края. Задачами структурной и технологической модернизации производственного сектора являются: реструктуризация лесопромышленного комплекса, машиностроения, сельскохозяйственного производства; повышение роли малого и среднего бизнеса; укрепление эффективной специализации края в секторах авиастроения, обслуживания цветной и черной металлургии, судостроения, туризма; развитие проектов, обладающих интегральным потенциалом на юге Дальнего Востока.
Для обеспечения устойчивого роста экономики необходимо решение следующих задач:
привлечение инвестиций и формирование нового качества инвестиционной политики края;
реализация инфраструктурных проектов (транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство);
продвижение комплексных и кластерных проектов развития экономики;
программная поддержка регионального экономического развития края.
в результате намеченных мер по повышению инвестиционного имиджа края, созданию комфортных и привлекательных условий для инвесторов, поддержке инвестиционной деятельности, развитию государственно-частного партнерства в 2017–2020 годах темпы прироста инвестиций будут ежегодно увеличиваться, их объем возрастет к докризисному 2008 году почти в 1,4 раза.
соотношение инвестиций и валового регионального продукта (ВРП) в 2020 году составит около 33 процентов против 30,6 процента в 2008 году. В этот период планируется завершить реализацию 69 инвестиционных проектов на общую сумму 272,5 млрд. рублей.
Объем промышленного производства в 2020 году возрастет к уровню 2008 года на 43,4 процента, при этом доля обрабатывающих производств увеличится с 58 до 66 процентов. К сожалению, пока изменить вектор развития не удается. Тенденции по основным макропоказателям в Хабаровском крае негативные. Миграционный отток, как и государственный долг — наибольшие из всех субъектов макрорегиона (четыре тысячи человек и 54,9 миллиарда рублей). Стоящие перед краем проблемы обусловлены, прежде всего, слабой адаптацией его диверсифицированной экономики к рыночным условиям хозяйствования.
В 2019 г., по оценке, среднегодовая численность занятых в экономике составит 689,5 тыс. человек (на уровне 2018 года).
К 2030 г. по консервативному варианту прогноза ожидается снижение численности занятых в экономике до 674,5 тыс. человек.
По базовому сценарию развития до 2022 г. численность занятых в экономике планируется сохранить на уровне 2019 г. (689,5 тыс. человек). С 2023 года численность занятых в экономике будет ежегодно увеличиваться на 0,1–0,3 процента и составит в 2035 г. около 700,0 тыс. человек. При целевом сценарии развития численность занятых в экономике на протяжении всего прогнозируемого периода будет расти на 0,2–0,3 процента в год и к 2035 году составит 753,5 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде до 2035 года на рынке труда края изменений, которые могут существенно повлиять на уровень безработицы, не ожидается. Привлечение в край квалифицированных специалистов, в том числе в рамках региональной программы «Повышение мобильности трудовых ресурсов», не окажет значительного влияния на уровень безработицы, поскольку потребность предприятий в трудовых ресурсах необходимой квалификации не может быть обеспечена за счет безработных граждан края. [2]
Проект Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года («Стратегия 2035») прошел процедуру согласования в Министерстве экономического развития РФ и в апреле. Как и любой долгосрочный документ «Стратегия 2035» содержит три сценария развития. Первый — консервативный, хотя правильнее было бы назвать его «пессимистическим». Он подразумевает ухудшение внешнеэкономических условий, усиление санкций, ускорение инфляции и рост стоимости финансовых ресурсов. Инвестиции резко снизятся, внедрение инноваций замедлится. Второй — базовый или умеренно-оптимистичный . Он предполагает текущее сохранение всех экономических процессов. Третий — целевой, оптимальный или чересчур оптимистичный . Он подразумевает реализацию в крае всех ключевых федеральных программ и проектов, а также краевой программы «Энергия развития».
Проекты, которые будут реализованы в крае
- Региональные программы «Цифровая экономика», «Производительность труда», «Умный город», «Безопасный город», «Умная энергетика» и цифровизация системы здравоохранения.
- Создать в крае общественно-консультационные советы из числа наиболее активных членов местного сообщества разной отраслевой направленности, мыслящих и действующих творчески, являющихся новаторами в своей профессиональной среде.
- Создание центра поддержки одаренных детей (по аналогии с центром «Сириус»), где можно проводить выявление, развитие и дальнейшую профессиональную поддержку одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в искусстве, естественно-научных дисциплинах, а также добившихся успеха в техническом творчестве.
- Создание специализированного института с электронной платформой «Банк идей» для сбора новаторских идей, способных изменить жизнь к лучшему.
- Создание регионального (общественного) фонда «Строим будущее вместе» с участием в нем государства, бизнеса и активных граждан. [3]
Литература:
- Гранберг А., Ишев В. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья // Экономист, 2009. — № 9.
- Труд и занятость в Хабаровском крае. Статистический сборник. — Хабаровск: Хабаровскстат, 2017. — 144 с.
- Прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на долгосрочный период до 2035 года (с изменениями на 11 ноября 2019 года) от 23 декабря 2016 года № 1022-рп.