Настоящая статья представляет собой краткий обзор публикаций на тему цифровизации образования за последние 4,5 года (с 2016 по 2020). Обзор включает в себя наукометрический анализ статей и публикаций, систематизацию данных, сравнение полученной информации, выявление новых решений, а также тенденций их развития в конкретной области; подбор свежих литературных источников по исследуемому вопросу, объективный обзор перспективы будущих исследований.
Ключевые слова: обзор на цифровизацию образования, народное образование, цифровая компетентность, образование, цифровизация, цифровизация образования, цифровая образовательная среда, цифровое образование.
This article is a mini-review of publications on the topic of digitalization of education over the past 4.5 years (from 2016 to 2020). The review includes a scientometric analysis of articles and publications, systematization of data, selection of fresh literature sources on the subject under study, comparison of information received, identification of new solutions, as well as trends in their development in a specific area; an objective review of the prospects for future research.
Key words: review of the digitalization of education, public education, digital competence, education, digitalization, digitalization of education, digital educational environment, digital education.
Введение
Цифровизация образования рассматривается как неизбежный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, разворачивающийся в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде и направленный на достижение целей социально-экономического развития страны в условиях четвертой промышленной революции и становления цифровой экономики [1]. Российская система образования сегодня находится на пороге качественных преобразований, что повышает актуальность исследуемой темы.
Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28.03.1985 г. № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» положило начало информатизации отечественного образования, но в 1990-х годах произошёл откат, для преодоления печальной тенденции требовались усилия на национальном уровне. В 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», ставившая целью создание цифровой образовательной среды, предусматривала восстановление технологической инфраструктуры системы образования, поставку средств вычислительной техники, подключение к Интернету, создание и использование цифровых учебных материалов. Удалось приостановить деградацию технологической инфраструктуры сферы образования. Для достижения целей развития системы образования, поставленных в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г»., разработаны 2 новые федеральные инициативы: приоритетный национальный проект «Образование» и национальная программа «Цифровая экономика РФ». В конце июня 2020 года Правительство РФ опубликовало проект постановления «О проведении в 2020–2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». В данном проекте задействованы 14 субъектов РФ, поэтому особую значимость он имеет для регионов.
Основная часть
Методология исследования
Методология данного исследования придерживается количественных методов, основанных на статистическом анализе. Был использован библиометрический анализ.
Термин «библиометрия» ввел в 1969 г. английский ученый Алан Причард [2]. Метод библиографического свертывания документа представляет документ в более экономичной знаковой системе (библиографической записи). Библиографическая запись устанавливает в документальной форме сведения о документе, позволяющие его однозначно определить, раскрыть состав и содержание для библиографического поиска [3, 272 с.].
Для проведения библиометрического анализа существует различное ПО (программное обеспечение), например пакет прикладных программ ИПС “Ирбис”. Однако, в нашем случае не было возможности воспользоваться этим видом услуг, поэтому все действия производились вручную.
Рабочий план исследования:
1 фаза — поиск данных Все научные публикации, опубликованные с 1.01.16 по 1.07.20 и зарегистрированные в электронной базе данных eLIBRARY.RU Единица анализа — число цитирований |
2 фаза — предварительная обработка 1. Группировка в разрезе тематик исследований. 2. Формирование списка 100 лучших публикаций (критерий — цитирование) 3. Формирование списка 10 лучших публикаций (критерий — цитирование) |
3 фаза — формирование тематических видов 1. Тематика публикаций 2. Тематика наиболее цитируемых публикаций РИНЦ 3. Тематика публикаций, включённых в ядро РИНЦ |
4 фаза — анализ и сравнение результатов |
Отбор научных работ производился в базе данных eLIBRARY.RU с помощью поисковой платформы следующим образом:
Параметр |
Значение |
Что искать |
Цифровизация образования |
Где искать |
В названии публикации; в ключевых словах, в аннотации |
Тип публикации |
Статьи в журналах, книги, материалы конференций, |
Параметры |
Искать с учетом морфологии |
Период |
2016–2020 |
В электронной базе данных eLIBRARY.RU можно найти несколько статей, посвящённых анализу ситуации с цифровизацией образования. В статье “Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований)” был выполнен анализ имеющихся определений, содержания и видов цифровой компетентности, сравнения различных моделей цифровых компетенций и противоречивость результатов эмпирических исследований о пользе и вреде цифровых технологий для психического развития детей” [4, 80–106 с.]. В другой статье — “Информационный контекст культуры в фокусе профессионального обсуждения” представлен “обзор Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Информационный контекст культуры: ресурсы, технологии, сервис» (XI конференция руководителей и специалистов служб информации по культуре и искусству)” [5, 578–583 с.]. Ещё в одной статье — “Цифровизация инженерного образования в глобальном контексте (обзор международных конференций)” дан обзор конференций (21-я Международная конференция по интерактивному обучению в сотрудничестве (ICL) и 47-я международная конференция по инженерному образованию (IGIP)) [6, 94–103 с.].
В статье “Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций” авторами была сделана “попытка структурировать и охарактеризовать существующие цифровые образовательных инструменты с точки зрения функций и возможностей для пользователей, а также характеристик взаимодействий пользователей”. Это исследование ценно ссылками на другие исследования в т. ч. в области образования. Т. к. в статье заявлен анализ проблем и тенденций, автором были рассмотрены следующие вопросы: “феномен геймификации в образовательном процессе”, “дизайн мобильных приложений для дистанционного обучения”, “типы нетрадиционных способов обучения”. И задеты проблемы “социальной идентификации”, “поколений”, “дистанционного образования”, “вовлечённости молодёжи в образование”. Перспективой будущих исследований может стать вопрос о “цифровой компетентности”, так как чёткого определения этого понятия нет, а потому отсутствуют критерии оценки уровня освоения преподавателями новых технологий [7, 61–73 с.].
В другой статье “К вопросу о цифровизации образования” описана “история развития цифровизации образования, различные аспекты этого явления, особое внимание уделяется изменениям в организации учебного процесса”. Рассмотрены такие понятия как «Big Data», «Educational Data Mining», «lifelong-learning», «advanced-learning-technologies». [8, 61–73 с.]
Другая обзорная статья “К вопросу о цифровой компетентности в образовательных контекстах — обзор литературы” (On the issues of digital competence in educational contexts — a review of literature) посвящена вопросу цифровой компетентности в международных исследованиях последних 10-и лет в рассмотрении с точки зрения политики, организационной инфраструктуры, стратегического лидерства, а также учителей и их педагогической практики.
В статье были предложены перспективы для будущих исследований: “более всесторонне теоретизировать и операционализировать педагогические аспекты цифровой компетентности для развития связей между политикой, организационной инфраструктурой, стратегическим лидерством и преподавателями и педагогической практикой”, “знания об организационной инфраструктуре и цифровом компетентном руководстве нуждаются в дальнейшем рассмотрении”, “разработка новых подходов к повышению цифровой компетентности в образовательных контекстах”, “такого рода обзор следует регулярно повторять” [9, 158–165 с.]
В 2019 издательским домом ВШЭ была выпущена серия коллективных монографий, посвящённых трудностям и перспективам цифровой трансформации образования, и исследующие такие вопросы как цифровые технологии в российском образовании (шаги развития), перспективы цифровых технологий, цифровая трансформация обучения, основные направления работ цифровой трансформации образования [10].
Результаты библиометрического анализа.
Результатом поискового запроса стали более 2.9 тыс. Публикаций, причём данные выборки показывают, что в России по теме цифровизация образования материалов конференций (47,2 %) почти столько же, сколько и статей в журналах (48,4 %). Книг всего 4,4 %.
Анализ данных также показал, что количество публикаций с каждым годом увеличивается (спад в 2020 объясняется незаконченностью года).
Для каждого года есть процентное соотношение по ключевым тематикам. Исходя и предыдущей диаграммы, мы видим, что 2016 и 2017 года оказались недостаточно публикуемыми, зато начиная с 2018, публикации увеличились. Исходя из данных диаграммы ниже, можно говорить о востребованности “Народное образование. Педагогика” и “Экономика. Экономические науки” категорий для темы цифровизации в образовании. На диаграмме соотношений тематик (%) для каждого года (1–2016 … 5–2020).
Самой публикуемой тематикой оказалось “Народное образование. Педагогика”. Тематические направления 100 лучших по цитированию научных публикаций и их долевое соотношение в %.
Тема |
РИНЦ |
Народное образование. Педагогика |
63 |
Экономика. Экономические науки |
26 |
Государство и право. Юридические науки |
3 |
Информатика |
2 |
Культура. Культурология |
1 |
Психология |
1 |
Сельское и лесное хозяйство |
1 |
Социология |
1 |
Статистика |
1 |
Философия |
1 |
Наиболее цитируемой публикацией оказалась статья Т. В. Никулиной и Е. Б. Стариченко. В статье рассматриваются информационные ресурсы, система цифрового образования, направления применения цифровизации. Делается акцент на значимости цифровой грамотности педагогов [11, 107–113 c.].
Интересно, что в данный список попали работы, посвящённые инженерному делу. Возможно, это свидетельствует о повышенном интересе к данному виду работ.
В некоторых работах приводится анализ текущей ситуации и результаты исследований. Например, по оценкам исследователей треть студентов вузов обучается с использованием электронного обучения или дистанционных образовательных технологий; в российской системе образования создан необходимый задел по созданию ИТ-инфраструктуры, нормативно-правовому обеспечению, лучших практик в области применения ИТ в учебном процессе, который должен стать основой для участия российских вузов в цифровой экономике [12, 16–28].
Был замечен интерес к теме онлайн образования, онлайн-курсов. В ходе анализа международного рынка МООК (массовые открытые онлайн-курсы) были выделены свободные ниши и очерчены перспективы их заполнения российскими курсами. Даны рекомендации Университетам России по созданию онлайн-курсов на английском языке, а также перспективы дальнейших исследований этого поля (исследование спроса на рынке МООК, в рамках которого анализировались бы данные с платформ о популярности курсов указанных тематик, портреты слушателей, которые их выбирают, информация о прибыли от продажи сертификатов, а также результаты опросов потенциальных потребителей онлайн-курсов) [13, 173–197 c.].
Были выявлены возможности и угрозы цифровизации образовательной среды. Были освящены проблемы социализации, передачи неявного знания. Даны характеристики рынка цифрового образования. Важным показалась мысль — “Система образования — это то поле, где у нас пока еще есть шансы. Тем более что речь идет о не очень масштабных инвестициях. Главное — это новые идеи.” [14, 3–12 c.].
Список 10 лучших по цитируемости публикаций по теме цифровизация образования.
№ |
Публикация |
Тип |
Год |
Тема |
Цит. |
1 |
Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление ( Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. ) |
Статья в журнале |
2018 |
Народное образование. Педагогика |
168 |
2 |
Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе ( Тульчинский Г. Л. ) |
Статья в журнале |
2017 |
Философия |
66 |
3 |
Процесс цифровизации образования в России ( Кудлаев М. С. ) |
Статья в журнале |
2018 |
Народное образование. Педагогика |
55 |
4 |
Оценка готовности российского образования к цифровой экономике ( Днепровская Н. В. ) |
Статья в журнале |
2018 |
Народное образование. Педагогика |
54 |
5 |
Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы ( Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. ) |
Статья в журнале |
2018 |
Экономика. Экономические науки |
48 |
6 |
Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России ( Семенова Т. В., Вилкова К. А., Щеглова И. А. ) |
Статья в журнале |
2018 |
Народное образование. Педагогика |
36 |
7 |
Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций ( Калимуллина О. В., Троценко И. В. ) |
Статья в журнале |
2018 |
Экономика. Экономические науки |
33 |
8 |
Механизм использования цифровой образовательной среды в инженерном образовании ( Молоткова Н. В., Ракитина Е. А., Попов А. И. ) |
Статья в журнале |
2018 |
Народное образование. Педагогика |
30 |
9 |
Цифровизация и цифровые технологии в образовании ( Петрова Н. П., Бондарева Г. А. ) |
Статья в журнале |
2019 |
Народное образование. Педагогика |
29 |
10 |
Инженерное образование в цифровом мире ( Иванов В. Г., Кайбияйнен А. А., Мифтахутдинова Л. Т. ) |
Статья в журнале |
2017 |
Народное образование. Педагогика |
24 |
В ядро РИНЦ входит более 1000 журналов, но по теме цифровизации образования были найдены лишь несколько публикаций. Показалось интересным два случая. Был замечен интерес к этой теме у казахстанских исследователей и исследователей аграрного сектора в сфере образования.
Публикации (статьи) включённые в ядро РИНЦ.
№ |
Публикация |
Год |
Тема |
Цит. |
1 |
Инженерное образование в цифровом мире ( Иванов В. Г., Кайбияйнен А. А., Мифтахутдинова Л. Т. ) |
2017 |
Народное образование. Педагогика |
24 |
2 |
Цифровизация инженерного образования в глобальном контексте (обзор международных конференций) ( Барабанова С. В., Кайбияйнен А. А., Крайсман Н. В. ) |
2019 |
11 |
|
3 |
О влиянии цифровизации общества на казахстанское образование ( Ашилова М. С., Бегалинов А. С., Бегалинова К. К. ) |
2019 |
Философия |
1 |
4 |
Практико-ориентированное построение учебной дисциплины с применением электронных образовательных ресурсов ( Гришмановский П. В. ) |
2019 |
Народное образование. Педагогика |
0 |
5 |
Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры ( Андрюхина Л. М., Садовникова Н. О., Уткина С. Н., Мирзаахмедов А. М. ) |
2020 |
0 |
|
6 |
Правовой режим создания безопасной цифровой образовательной среды (Бокова Людмила Николаевна) |
2020 |
0 |
|
7 |
Методология высшего аграрного образования: полипарадигмальный подход ( Кубрушко П. Ф., Назарова Л. И. ) |
2019 |
0 |
Самые свежие литературные источники среди наиболее значимых публикаций — “Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры” и “Правовой режим создания безопасной цифровой образовательной среды”.
Первое исследование значимо обзором литературы, описанием исследований применения цифровых технологий, противоречий и рисков цифровизации, вреда, наносимого цифровой средой и ссылками на эти исследования, также оно ценно результатами своего исследования. Где “выделены и систематизированы незримые факторы, препятствующие обсуждаемому процессу. Обнаруженные барьеры классифицированы на рискологические, имиджевые и дидактические. Предложены рекомендации по их преодолению.” [15, 116–147 c.]
Особенность второй статьи в том, что в ней рассматриваются правовые аспекты использования информационных технологий в образовании. В статье рассматриваются актуальные направления совершенствования законодательства об информационной безопасности образовательной среды; точка зрения, согласно которой необходимо создавать и внедрять программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве и осуществлять профилактику интернет-зависимости; особенности понимания термина «безопасность образовательной среды»; правоотношения сложившиеся в сфере использования информационных технологий в образовании, предложено авторское определение правового режима создания современной и безопасной информационной образовательной среды. Автором сформулированы приоритетные направления совершенствования указанной деятельности.
Достижениями стали введение в научный оборот правоведения понятия «безопасность образовательной среды»; предложения по актуальным законотворческим инициативам в рассматриваемой сфере. Оставлен простор для дальнейших исследований — заявляется, что в научных работах по юриспруденции данной проблематике уделено недостаточное внимание. “До сих пор не исследованы юридические конструкции понятий «интернет-зависимость», «цифровая образовательная среда», «онлайн-обучение», «цифровая инфраструктура». Правовой режим безопасной цифровой образовательной среды в России окончательно не сформирован” [16, 274–292 c.].
Трудности при работе с электронной базой данных
В ходе работы также были замечены недочёты работы поиска базы данных eLIBRARY.RU. При запросе со следующими параметрами:
Параметр |
Значение |
Что искать |
Цифровизация образования |
Где искать |
В названии публикации; в ключевых словах; в аннотации |
Тип публикации |
Статьи в журналах; книги; материалы конференций |
Тематика |
Астрономия |
Параметры |
Искать с учетом морфологии |
Период |
2016–2020 |
одним из результатов была статья “Реализация активных методов преподавания математики в условиях цифровизации образования” (Педагогический журнал), что, по нашему мнению, имеет смутное отношение к данной тематике (астрономия). Такие недочёты замечены ещё в нескольких тематиках. Из-за этого некоторые статьи содержатся в тематике, которая может частично или совсем не относиться к публикации.
Также были замечены следующие неточности. При запросах с теми же параметрами, как и в предыдущем примере, но другой тематикой — электротехника и энергетика была замечена одна и та же публикация “Перспективы применения технологий промышленной революции 4.0 для цифровизации в образовании”. Это требует особого внимания во избежание дублирования.
Ещё один недочёт был обнаружен при запросе:
Параметр |
Значение |
Что искать |
Цифровизация образования |
Где искать |
В названии публикации; в ключевых словах; в аннотации |
Тип публикации |
Статьи в журналах; книги; материалы конференций |
Тематика |
Металлургия |
Параметры |
Искать с учетом морфологии |
Период |
2016–2020 |
Первым результатом была статья “Пути снижения рисков при построение в России цифровой экономики. Образовательный аспект”, причём в ключевых словах отсутствовала “цифровизация образования”, в статье акцент был сделан на цифровизации экономики. Такие же недочёты были замечены и в некоторых других тематиках. В ключевых словах некоторых статей из данных тематик присутствовала “цифровизация”, но рассматривался иной аспект. Аннотации данных статей давали понять, что акцент был сделан не на интересующем нас аспекте, поэтому следует проявить аккуратность при подборе и поиске статей.
Выводы
В данной статье были рассмотрены обзоры прошлых лет по теме цифровизация образования. Была сделана попытка библиометрического анализа публикаций российской электронной базы данных по теме цифровизация образования. Проведён анализ полученных данных. Освящены наиболее значимые исследования. Приведена свежая литература по данному вопросу. Выделены перспективы исследований по данной теме. Исходя из полученных данных можно сделать заключение, что тема цифровизации нова и актуальна и может стать предметом исследования многих сфер науки. Тема цифровизации образования наиболее исследована в сфере педагогики и экономики. Цифровизация экономики наиболее актуальная, чем цифровизация образования. Перспектив для исследований достаточно как для конференции, так и для диссертации. Освящённые источники помогут исследователям разных сфер, но преимущественно гуманитарной направленности. А результаты этой статьи помогут выявить тенденции развития и показать перспективы для будущих исследований в области трансформации образования.
Литература:
- А. Ю. Уваров (Институт образования НИУ ВШЭ); С. Ван, Ц. Кан, Х. Су, П. Цао, С. Цзян, Ю. Чжан, С. Чжу (Национальный институт педагогических исследований Министерства образования КНР) (2019). Перевод с китайского Н. С. Кучмы (раздел «Проблемы и перспективы информатизации образования в Китае»). II российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект»
- Naukometrya (Наукометрия) // Сайт Новосибирского государственного технического университета. URL: http://edu.nstu.ru/courses/ibo/naukometriya.htm (дата обращения: 22.11.2009).
- В. А. Фокеев (2008). Библиографическая наука и практика: терминологически словарь / Под науч. ред. Г. В. Михеева. СПб.: Профессия, 272 с.
- И. Н. Погожина, М. В. Сергеева, В. А. Егорова (2019). Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований). Вестник московского университета. Серия 14: Психология, 4, 80–106.
- И. П. Тикунова (2019). Информационный контекст культуры в фокусе профессионального обсуждения. Обсерватория культуры, 16 (6), 578–583
- С. В. Барабанова, А. А. Кайбияйнен, Н. В. Крайсман (2019). Цифровизация инженерного образования в глобальном контексте (обзор международных конференций). Высшее образование в России, (1), 94–103.
- О. В. Калимуллина, И. В. Троценко (2018). Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций. Открытое образование, 22 (3), 61–73
- В. М. Гребенникова, Т. В. Новикова (2019). К вопросу о цифровизации образования. Историческая и социально-образовательная мысль, 11 (5), 158–165
- F. Pettersson, On the issues of digital competence in educational contexts — a review of literature. Educ Inf Technol 23, 1005–1021 (2018). https://doi.org/10.1007/s10639–017–9649–3
- А. Ю. Уваров (рук. авт. кол.; гл. 1, 2, 3, 4); Э. Гейбл (приложение); И. В. Дворецкая (разд. 4.4); И. М. Заславский (разд. 2.2.3); И. А. Карлов (разд. 2.1); Т. А. Мерцалова (разд. 1.3, 1.4.1, 1.4.2 и 1.4.3); П. А. Сергоманов (заключение, приложение); И. Д. Фрумин (гл. 4) (2019). Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Издательский дом Высшей школы экономики.
- Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко (2018). Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России, (8), 107–113.
- Н. В. Днепровская (2018). Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике. Статистика и экономика, (4), 16–28.
- Т. В. Семенова, К. А. Вилкова, И. А. Щеглова (2018). Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России. Вопросы образования, (2), 173–197.
- Е. В. Устюжанина, С. Г. Евсюков (2018). Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы. Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, (1 (97)), 3–12.
- Л. М. Андрюхина, Н. О, Садовникова, С. Н. Уткина, А. М. Мирзаахмедов (2020). Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры. Образование и наука, 22 (3 (172)), 116–147
- Л. Н. Бокова (2020). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. Правовой режим создания безопасной цифровой образовательной среды, 24 (2), 274–292