Зачастую процесс бурения наклонно-направленных скважин (ННБ) может сопровождаться различного рода технико-технологическими осложнениями [1]. При этом непрерывный и эффективный процесс бурения наклонно-направленных и горизонтальных скважин (ННГС) имеет высокую зависимость от компетенции инженерно-технического персонала, который обязан оперативно принимать сложные решения в условиях производственной неопределенности.
Разрабатываемая для решения задачи повышения компетенции инженеров ННБ программа-тренажер состоит из сложных математических и имитационных моделей [2], программный алгоритм представлен разветвленно-циклическим типом, а человеко-машинный интерфейс (ЧМИ) адаптирован под пользователя путем оптимизации размеров управляющих графических объектов диалоговых окон (Рис. 1)., состава и расположения блоков ЧМИ для информирования и управления имитируемым процессом (Рис. 2).
Функциональными преимуществами тренажера выступают не столько возможности дублирования производственного программного обеспечения для обработки параметров кривизны скважины, сколько имитация производственных процессов, которые благодаря личной научно-исследовательской работе автора имеют высокие показатели подобия с реальным производством.
Несмотря на то что тренажер находится на активной стадии завершения разработки, с начала разработки 2017 года было опубликовано несколько статей в научно-популярных и социально-массовых издательских ресурсах [2,3], в том числе на официальной странице социальной сети Минобрнауки РФ, получено два авторских свидетельства, апробирован в рамках научно-технической конференции [4].
Ориентированный на повышение качества обучения в учебно-образовательных учреждениях и отработку действий инженера ННБ тренажер не остался без внимания колледжей, вузов, производственных компаний. К маю 2020 года тренажер успешно коммерциализирован и применяется в Пермском колледже и в двух производственных предприятиях. Покупатели отметили яркий интерес среди их пользователей, ведь благодаря работе в режиме конкурсного соревнования проявляется азарт не только по отношению к тренажеру, но и производственной деятельности в целом.
Рис. 1. Человеко-машинный интерфейс диалоговых окон тренажера: настройки параметров тренировки (слева), имитации процесса бурения направленной скважины (справа)
Рис. 2. Человеко-машинный интерфейс диалоговых окон тренажера: трехмерная модель траектории направленной скважины (слева), имитации расчета скважинного оборудования (справа)
Несмотря на то что релиз модернизированных версий тренажера запланирован на несколько лет вперед, уже сейчас ведется работа по непосредственному по расширению функционала с уклоном на геймификацию, что позволит проводить обучение в игровой форме, а свидетельства о достигнутых результатах в тренажере послужат подтверждением компетенции соискателя на собеседовании.
В сфере HR тренажер может успешно помочь решать кадровые вопросы в компаниях, оказывающих сервис по технико-технологическому сопровождению бурения нефтяных и газовых скважин. Тренажер значительно облегчает процесс оценки квалификации и компетенций кандидатов при приеме инженеров на работу, моделируя производственную среду в специализированном виде. Потенциальные сотрудники при помощи тренажера могут продемонстрировать свои навыки проводки горизонтальной скважины, строительства бокового ствола, бурения с аномальными условиями, а также при возникновении множества возможных рисковых ситуаций.
Литература:
- Исмаков Р. А., Рахматуллин Д. В., Мухаметгалиев И. Д. Проектирование профиля наклонно-направленной скважины с применением ЭВМ // Электронное учебно-методическое пособие. Уфа. 2014. С. 18.
- Агзамов З. В., Мухаметгалиев И. Д. Экспертная система формирования компоновки низа бурильной колонны для управления направленным бурением скважин // Проблемы автоматизации технологических процессов добычи, транспорта и переработки нефти и газа. — 2017. — С. 134–140.
- Исмаков Р. А., Хафизов А. Р., Мухаметгалиев И. Д., Гуменников С. Г., Галлямов М. Р. Анализ работы имитационных тренажерных комплексов для обучения практическим навыкам бурения // Нефтегазовое дело. 2016. № 4 (14). С. 9–13.
- Мухаметгалиев И. Д., Исмаков Р. А., Чиглинцев С. С. Аккредитация кадров и рационализация набора полевого персонала объектов бурения. Материалы II научно-технической конференции «Сервисные услуги в добыче нефти // Уфимский государственный нефтяной технический университет. 2015. С. 148–154.