Современный мир становится все более динамичным и это влияет на качество усваиваемой информации. В эпоху информационного шума внимание зрителя избирательно, работает по принципу настраивания на определенные маркеры по степени привлекательности и интереса для изучения. Без инфографики становится практически невозможно, когда требуется донести до зрителя большое количество однообразной информации, особенно когда это касается цифр и дат. Инфографика «является мощным информационным инструментом, возникшим в результате развития технологий и способов восприятия информации». [5, c. 5] Сегодня основные сферы применения инфографики: медиа, маркетинг, реклама, бизнес, география, образование, статистика, технические тексты. В каждой из этих областей существуют свои особенности инфографики и работы над ней.
Главные задачи инфографики — заинтересовать зрителя, сфокусировать внимание на важной информации, стимулировать изучение, что позволяет лучше запомнить информацию. Инфографика — своего рода информационное кодирование. Информация в таком виде становится более «съедобной». Комбинация «сообщения» и «образов» облегчает человеку восприятие даже сложной информации, заменяет необходимость додумывать или графически представлять смысл, визуализировать информацию. Так как инфографика выстраивается на зрительном восприятии, ее можно также называть дизайном информации. Информация, оформленная в инфографику, хорошо подходит для неподготовленного зрителя, который может не разбираться в тонкостях аналитики и дизайна.
Дизайн наделяет цифры эмоциональным посылом, объясняет информацию. То есть дает понять зрителю какую эмоцию ему следует испытывать и как формировать свое отношение к данной информации. «На самом деле, чтобы построить убедительный график, надо взять достоверную информацию и заставить людей прочувствовать ее — увидеть то, чего они не видели раньше. Изменить их мнение. Побудить к действию». [1] В этом скрыты возможности для манипуляции зрителем и внушения собственных идей. Инфографика для телевидения в большинстве своем имеет развлекательный характер, нацеленный на удержание внимания зрителя. Поэтому отбор материала и форма подачи выбираются с учетом того, сможет ли данная информация и визуальное отображение привлечь внимание зрителя, донести информацию, развлечь, дополнить текстовую и аудиоинформацию.
Большую популярность инфографическая подача получила на спортивных и познавательных телеканалах, однако первое место занимают новостные каналы и новостные выпуски. Инфографика активно применяется не только в обычных новостях, но и в специализированных, таких как экономические, спортивные, погодные и другие. Такой вид графики оказался востребованным в связи с необходимостью перекрывать эфир в момент отсутствия снятого видеоматериала, также она может носить разъяснительный характер.
Оригинальная инфографика представляет собой эксклюзивный контент телеканала по освещаемым темам. Для создания успешной инфографики необходимо аккуратно относиться к выбору формы подачи, а также следовать основным критериям любой успешной инфографики: своевременность, эффектность, понятность, учет целевой аудитории, достоверность. [5, с. 4] Одну и ту же информацию можно преподнести различными способами. И от выбранного способа будет зависеть, станет ли информация простой и понятной, или же произойдет обратное усложнение информации через неправильно выбранную подачу. В инфографике основными средствами визуализации являются графики, диаграммы, таймлайны, таблицы, карты, схемы, изображения. Графики, схемы, таблицы сами по себе позволяют выразить графически данные, однако их сухая сущность достаточно тяжело воспринимается, особенно если данных большое количество.
Существует два противоположных подхода в подаче информации: исследовательский (минималистичный); сюжетный, повествовательный (развлекательный). Сюжетный подход строится на активном использовании изображений и позволяет превратить скучную информацию в захватывающее исследование, внести новые смыслы, сделать информацию привлекательной. Последний подход активно применяется на телевидении. Прием иллюстрирования информации позволяет широко применять метафоры для упрощения восприятия сложной информации. Примером могут служить часто используемые образы деревьев, дорог, гор. Так же широко используется способность человека воспринимать простые условные обозначения, наподобие пиктограмм, кругов, иерархии. Это позволяет значительно сократить текстовую часть инфографики и сделать ее более наглядной. С другой стороны, чрезмерное увлечение иллюстрированием способно переусложнить инфографику и запутать зрителя. Лишние образы будут отвлекать от главной идеи, разрушат структуру и логику изложения информации. Здесь важен баланс, совпадение средств и целей, соединение идеи с содержанием.
Телеинфографика имеет отличия в традиционных средствах инфографики. Это связанно с форматом транслирования информации. В данной среде распространен феномен пассивного восприятия зрителем информации. В условиях отсутствия в телесреде интерактивности и обратной связи со стороны зрителя, действие на экране раскрывается по задумке режиссера, вниманием зрителя управляют. Эфир представляет собой связанные инфоблоки, в содержании которых расставлены смысловые и визуальные акценты. Для заполнения телеэфира не получится просто взять готовые формы из газет, журналов, сайтов и интегрировать их. Такая инфографика плохо воспринимается зрителем, не соответствует задачам и не работает на телеэкране. Зачастую в результате подобной интеграции происходит перенасыщение информацией, теряется легкость восприятия и, как следствие, внимание зрителя.
Значительная часть традиционных приемов инфографики на телевидении не прижилась. Остальную часть пришлось переосмыслить и переработать. В конечном итоге инфографика на телевидении смогла выработать свои собственные форматы. К особым формам телеинфографики можно отнести обвес телеканала (логотип, титры, бегущие строки), инфослайды, цитаты, персонажную анимацию и видеоинфографику. Инфографика для телевидения может быть выполнена в виде статического инфослайда или динамического ролика с использованием видео и анимации. Также применяется инфографика, которая выдается в эфир в реальном времени, без необходимости предварительного просчета.
Процесс создания телеинфографики включает в себя работу нескольких специалистов, выполняющих свою часть. Для этого взаимодействуют режиссер, редактор и дизайнер, что требует от каждого знание технологической цепочки производства инфографики. Техническое задание для инфографики формируют режиссер и редактор, решая какую смысловую нагрузку должен нести материал, на чем должны быть сделаны акценты, в какой последовательности должен подаваться материал. Визуализация инфографики — область творческой деятельности художника. Дизайнер принимает решение о том, в какой форме лучше подавать материал.
При работе над инфографикой дизайнер должен выступать не только как художник, но и как аналитик. Дизайнер должен уметь работать с информацией, систематизировать, анализировать, применять, обладать критическим мышлением и объективно оценивать результаты работы. В его задачи входят: выбор способа передачи информации; выбор и смещение акцентов в отображении информации в зависимости от угла освещения вопроса; формирование визуального ряда с учетом удержания внимания зрителя и предугадывание реакций со стороны зрителя; выстраивание визуального сценария инфографики и разбивка на планы для анимации; контроль информативности инфографики в отсутствие звукового сопровождения; работа с закадровым текстом.
Среди художественных навыков дизайнеру требуется: владение навыками композиционных построений; знание основ колористки и цветовых схем; работа с графическими пакетами для создания статичной и анимированной графики; знание трендов в инфографике. Степень владения приемами создания инфографики непосредственно влияет на результат и на качество усвоения информации. Дизайнеру «необходимо умение отображать факты таким образом, чтобы читатель сам их декодировал через призму своего сознания». [3, с. 84] Однако даже осознанное отношение к созданию инфографики не гарантирует успех в работе. Можно изучить все правила, подогнать шаблоны, расставить все по сетке и не получить в итоге хорошую инфографику.
В работе дизайнеров, создающих инфографику на телевидении, особенно в режиме оперативной графики, есть своя специфика. Она делает данную работу отличной от подобной в других сферах, таких как интернет и печатные публикации. Среди наиболее значимых можно выделить следующие функциональные особенности: сжатые сроки исполнения; соблюдение политики канала; соблюдение стилевого единства канала и программы; тесное взаимодействие с заказчиком/режиссером и умение доносить идею; умение работать коллективно с другими дизайнерами над одним продуктом.
С технической стороны на работу дизайнера влияют следующие факторы: ограничение рабочей плоскости горизонтальным форматом телевещания 4:3 или 16:9; ограничение рабочей зоны обвесами канала; ограничение художественных возможностей (тонкие линии, ограничения по ярким цветам, читабельности текста); ограничение хронометражем; отсутствие возможности длительной демонстрации графики и возвращения для уточнения информации; чтение и рассматривание инфографики со значительного расстояния. Для облегчения работы над инфографикой в рамках уже существующих программ телеканала, создаются наработки по шаблонам. Сюда могут входить утвержденные шрифты, модульная сетка и правила верстки, готовые композиционные решения и структуры, набор пиктографических иконок и графических элементов, персонажи, цветовая палитра, утвержденные приемы анимации.
Существует ряд специфических ограничений и требований к инфографике, связанных с телевизионным форматом. Компания «Меркатор» приводит следующие пять базовых требований: наглядность, понятность, сочетание с закадровым текстом, визуальная привлекательность, динамика. [2, с. 6] Инфографика для телевидения должна быть доступной, то есть строиться на понятных ассоциациях для увеличения степени запоминаемости. Для этого активно используются визуальные образы, рождающие эмоциональный отклик зрителя и способствующие вовлечению в процесс рассматривания. Не должно быть и обратного явления — склонности к «украшательству», созданию инфографики только ради красивой иллюстрации, в ущерб информативности. Из-за отсутствия возможности длительного рассматривания и значительного расстояния до экранов телевизоров, инфографика выстраивается на основе иерархических приемов. Делается акцент на главное, соблюдаются крупности текстовой информации и важных элементов. Постепенная градация с учетом важности информации подчеркивается композицией, размером элементов, цветовыми решениями и характером анимации.
Инфографика для телевидения может носить характер дополнительного иллюстрирующего материала к основной теме, что сказывается на полноте отображения информации в кадре. Для сохранения интриги телеинфографика в процессе анимации выдается постепенно. Фрагментарность данных и возможность непоследовательного изложения материала накладывают требование сохранения композиции кадра даже при частично отображенных данных в процессе анимации.
Создание инфографики — это последовательный процесс с расставлением приоритетов, вечный баланс между функцией и красотой, простотой и оформлением. Даже сложная информация в виде инфографики превращается в легкий формат. Над телеинфографикой работает целый коллектив специалистов, и дизайнерская подача является неотъемлемой составляющей телеинфографики. Ее составляющие отличаются большей простотой визуального ряда по сравнению с другими сферами применения инфографики.
В погоне за зрителями телеканалы находятся в постоянном поиске новых и свежих идей, способных привлечь зрителя. Инфографика — один из наиболее действенных приемов с большим потенциалом для развития и применения. Хорошая инфографика даже в режиме следования стилистике телеканала и программ стремится сохранять эффект визуальной новизны. Особенности создания и ограничения художественных приемов, связанные с телевизионным форматом, диктуют свои правила существования и развития инфографики в данной среде. Однако эти факторы не оказывают сковывающего влияния на разнообразие визуальных решений, а наоборот стимулируют создание своих собственных видов и приемов инфографики.
Литература:
- Беринато С. Визуализация, которая работает // Harvard Business Review Россия. 2017. [Электронный ресурс]: URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/a19761/ (дата обращения: 03.07.2020).
- Кондратьев, Г. Приемы телевизионной инфографики / Г. Кондратьев, А. Скворцов, О. Соловьев. — М.: Группа «Меркатор», 2008. — 38 с.
- Крапивина Т. В. Инфографика как средство визуализации информации в рекламе // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2016. № 1. С. 82–85.
- Симакова С. И. Инфографика на телевидении // Вестник ЧелГУ. 2016. № 9 (391).
- Юфкина С. Б. Инфографика как конвергентный жанр в современных СМИ // Огарёв-Online. 2015. № 19 (60). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-konvergentnyy-zhanr-v-sovremennyh-smi (дата обращения: 03.07.2020).