Ключевые слова: административное наказание, административная ответственность, административное правонарушение, административное правонарушение в области предпринимательской деятельности, цели административного наказания, понятие административного наказания, предпринимательская деятельность.
Совершение административного правонарушения в области предпринимательской деятельности влечет применение к лицу мер административной ответственности, т. е. назначение административного наказания. В действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях за совершенные административные правонарушения законодатель предусматривает не административные взыскания, а административные наказания, что соответствует целям и задачам построения демократического, правового и справедливого государства.
Законодатель, отказавшись от прежнего термина «административные взыскания», заменив его термином «административные наказания», подчеркнул всю суть карательных санкций. Стоит отметить, что не все ученые-административисты и практические работники согласились с введением в КоАП РФ нового термина. Практики сослались на трудности правоприменения из-за смешения терминов «административное наказание» и «административное взыскание». Д. Н. Бахрах, наоборот, указал, что «новое название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты этих видов ответственности» [1, с.276].
В ч.1 ст.3.1 КоАП РФ содержится определение понятия «административное наказание». На его основе можно говорить об административном наказании за совершение правонарушения в области предпринимательской деятельности как об установленной государством мерой ответственности за совершенное административное правонарушение в указанной области, а также оно является мерой, применяемой в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителем, так и другими лицами.
Некоторые ученые считают, что термин «административное наказание» и «административная ответственность» тождественны. Но, следует отметить, что эти два термина соотносятся между собой как целое и часть. Этого мнения придерживается, например, К. С. Бельский, который отмечает важность категории административной ответственности и утверждает, что ставить знак равенства между административной ответственностью и административным наказанием означает обезличить категорию «ответственность», тем самым лишить её смысла существования [2, с.12]. Многие административисты придерживаются мнения о невозможности сведения ответственности только к наказанию.
Наказание является структурным элементом административной ответственности, который представляет собой результат рассмотрения дела об административном правонарушении. Административное наказание — это самое эффективное и достаточное средство, которое ограничено необходимостью адекватной реакции государства на правонарушение и позволяющее, благодаря принципам справедливости, правовой безопасности, гарантировать защиту конституционных ценностей, прав и свобод человека и гражданина [3, с.526].
Административные наказания находят себе применение при нарушении норм административного, конституционного, трудового, финансового, гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и других отраслей права.
Необходимо отметить, что административное наказание — это разновидность административного принуждения. От других мер административного принуждения они отличаются тем, что являются наказаниетельными санкциями, преследуют специфические цели, применяются в строго урегулированном процессуальном порядке. Административными признаются только принудительные меры, установленные статьями Кодекса об административных правонарушениях РФ, порядок назначения которых также определяется соответствующими нормами Кодекса.
Такие меры административного принуждения, как приостановление органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, работы пожароопасного производственного участка; запрещение органами государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ транспортировку пищевых продуктов в случаях нарушения санитарных правил; отзыв лицензии и ряд иных принудительных действий, предусмотренных различными актами и применяемых в административном порядке, не являются административными наказаниями.
Административные наказания налагаются «карательными» органами и должностными лицами путем издания специальных индивидуальных актов. Наказания защищают правопорядок косвенно, не могут непосредственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая дополнительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стимулируют его будущее поведение.
Отличие наказаний от иных средств административного принуждения в том, что обычно их применение создает для нарушителей «состояние наказанности», которое прекращается, если лицо в течение года не совершило нового административного правонарушения, и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.
Говоря о цели административного наказания необходимо сказать, что цель принимают как конечный результат, которого стремится достичь государство, применяя ту или иную меру административного наказания. Применение мер административного наказания несёт в себе порицание виновного за совершение административного правонарушения [4, с.63].
Правовые теории определяют различные цели наказания: устрашение, возмездие как справедливость и месть, заглаживание или искупление вины, удовлетворение потерпевшего, государства и общества, общее предупреждение, особые психические переживания потерпевшего или же простое реагирование на учиненное. Некоторые авторы ссылаются на то, что административные наказания существуют для оказания значительного влияния на состояние правопорядка в стране, предупреждения как административных правонарушений, так и преступлений.
Главной целью при применении административного наказания является частная превенция (специальное предупреждение) и общая превенция (общее предупреждение) правонарушений в различных сферах жизнедеятельности.
Частная превенция является своего рода воздействием административного наказания на правонарушителя, после применения которого он в будущем не будет иметь желания совершать новые правонарушения, возможно из-за страха перед предстоящим наказанием. Специальная превенция — это предупреждение не только нового административного правонарушения, но и преступления со стороны того лица, которое уже привлекалось к административной ответственности.
Общая превенция предупреждает правонарушения со стороны иных лиц, которые склонны к совершению правонарушения. Это больше касается так называемых неустойчивых и незаконопослушных граждан. Данных лиц от совершения административного правонарушения может удержать возможность реального применения административного наказания, например, угроза лишения каких-либо благ.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
На основании вышеизложенного, приходим к выводу, что административное наказание за правонарушение в области предпринимательской деятельности представляет собой меру ответственности за совершенное административное правонарушение в указанной сфере.
Существует множество точек зрения об основных целях административного наказания, но в качестве основных целей административного наказания следует рассматривать, прежде всего, восстановление социальной справедливости, установление общественного порядка и общественной безопасности, а также порядка осуществления государственной власти.
Административные наказания являются важным и необходимым средством в борьбе с нарушением норм административного и других отраслей права, а также во многом способствуют предупреждению совершения административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и преступлений.
Литература:
- Бахрах, Д. Н. Административное право России / Д. Н. Бахрах. — 5-е изд. — Москва: Эксмо, 2010. — 608 c. — Текст: непосредственный.
- Бельский, К. С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура / К. С. Бельский. — Текст: непосредственный // Государство и право. — 1999. — № 12. — С. 12–17.
- Никитина, А. Н. О понятии и признаках административного правонарушения / А. Н. Никитина. — Текст: непосредственный // Молодой учёный. — 2014. — № 21 (80). — С. 525–527.
- Оноколов, Ю. П. Предупреждение правонарушений и преступлений — основная цель административных наказаний / Ю. П. Оноколов. — Текст: непосредственный // Право и практика. — 2013. — № 2. — С. 60–68.