Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Речевое развитие согласно ФГОС ДО — это становление коммуникативной компетенции ребенка. Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность. Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии детей. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Разрешение проблем речевого развития детей дошкольного возраста требует поиска наиболее эффективных путей. Одним из эффективных методов в работе с детьми в направлении речевого развития является технология проектной деятельности. Она основывается на интересах детей, определяет творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом — продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция — один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка. Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя — это обозначить и сформулировать проблему таким образом, чтобы дети захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное — поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка. [2]
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников объясняется негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. [3]
В практике современных дошкольных учреждений используются типы проектов, применение которых возможно при развитии у дошкольников интереса к истории предметного мира: 1) исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок; 2) творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения; 3) структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается эффективным для речевого развития дошкольников; 4) информационно-практикоориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей [1].
В содержание проектов могут быть включены игры и упражнения, которые широко используются в психокоррекционной и психопрофилактической работе с детьми. Они разработаны по методике Н. Ю. Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение); «Улыбка» (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему улыбку); «Комплимент» (дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье.».. — «Спасибо. Мне очень приятно!») [4].
Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары. Совместно с родителями проводятся акции «Подари книжку в группу», создали «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей), осуществили выпуск газеты «Ладушки», родители принимали активное участие в изготовлении стенгазеты «Наши дети рассказывают», Для родителей так же размещается материал на сайте детского сада и наглядная информации в родительских уголках по теме проекта. Участие родителей в проектах по развитию речи помогает им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повышает их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением технологии проектной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста, а также с организованной развивающей предметно — пространственной средой речевое развитие детей становиться наиболее полноценным и эффективным.
Литература:
- Вербенец А. М. Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 1.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ «Сфера», 2006
- Левшина Н. И. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников. // Дошкольная педагогика. — 2014 — № 10
- Иванова В. П. Развитие невербальных средств коммуникации у старших дошкольников / В. П. Иванова, Н. И. Левшина // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 10