Проведено исследование основных закономерностей распространения коррупционной преступности в Республике Беларусь с 2015 по 2019 гг. Установлено, что имеется стойкая тенденция роста числа лиц, осужденных за коррупционные преступления. В то же время в 2019 году отмечено снижение количества выявленных случаев взяточничества. Объективно важны совместные усилия гражданского общества, заинтересованность населения в обнаружении и пресечении фактов коррупции и ликвидация причин, ее порождающих.
Ключевые слова: коррупция, борьба, динамика, Республика Беларусь.
Борьба с коррупцией является важнейшим и неизменным направлением деятельности всех структур власти в Республике Беларусь. Коррупция подрывает авторитет и стабильность любой системы государственного управления, разрушает экономику государства, препятствует эффективному развитию страны и представляет серьезную угрозу национальным интересам.
Коррупция является проблемой не только национальной, но и мировой. Как явление общественной жизни коррупция существует во всех странах мира вне зависимости от формы правления, формы государственного устройства, политического режима, экономических условий или социального развития гражданского общества. Несмотря на то, что Республика Беларусь проводит последовательную, взвешенную антикоррупционную политику, в связи с постоянным изменением общественных и экономических отношений появляются и новые коррупционные риски. Это вызывает необходимость постоянного совершенствования законодательства Беларуси [1].
В Республике Беларусь правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией определяет Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией». Также имеется утвержденный перечень коррупционных преступлений, который включает в себя статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК): 210, 235, 424, части 2 и 3 ст. 235, части 2 и 3 ст. 424, части 2 и 3 ст. 425, части 2 и 3 ст. 426, 429, 430, 431, 432, часть 1 ст.455 [2, с. 11].
10 мая 2019 принят декрет Президента Республики Беларусь № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией», который фактически упразднил применение институтов замены неотбытой части наказания более мягким и условно-досрочного освобождения для осужденных лиц, совершивших коррупционные преступления.
Под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом, либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц. Таким образом, любое использование служебных полномочий или служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности, включая получение взятки за соответствующие действия по службе в интересах взяткодателя, образует коррупционное правонарушение.
Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. Коррупция оказывает исключительно негативное влияние на экономику, политику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе. Как один из наиболее опасных факторов общественной жизни, коррупция крайне отрицательно влияет на состояние национальной безопасности государства в целом и систем ее обеспечения.
Целью данной статьи является выяснение основных закономерностей распространения коррупционной преступности в Республике Беларусь с 2015 по 2019 гг. В ходе исследования были проанализированы официальные данные с пресс-конференций Верховного Суда Республики Беларусь (далее — ВС) и статистические сведения ВС о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по делам о коррупционных преступлениях, а также официальные данные Министерства внутренних дел Республики Беларусь по зарегистрированным случаям взяточничества в Республике Беларусь за 2015–2019 гг.
Так, по информации с пресс-конференции ВС от 25.02.2016 г. было отмечено, что в 2015 г. 485 лиц было осуждено за совершение преступлений коррупционной направленности [3, с. 2]. Установлено, что в 2017 г. 694 лица осуждено за совершение преступлений коррупционной направленности, то есть на 22,0 % больше, чем в 2016 г. [4]. В 2018 г. также отмечается динамика роста: было осуждено 1005 лиц, что на 44,8 % больше, чем в 2017 г. [5]. Тенденция к росту числа осужденных за коррупционные преступления сохранилась и в 2019 году — было осуждено 1007 лиц, что пусть и незначительно, но на 0.2 % больше, чем в предыдущем 2018 г. [6].
Сводные данные пресс-конференций ВС и статистических сведений ВС с 2015 по 2019 гг. по преступлениям коррупционной направленности приведены в таблице 1.
Таблица 1
Количество лиц, осужденных за коррупционные преступления с 2015 по 2019 гг. по данным Верховного Суда Республики Беларусь
Наименование коррупционного преступления |
2015 год |
2016 год |
Т.р., % |
2017 год |
Т.р., % |
2018 год |
Т.р., % |
201 9 год |
Т.р., % |
Получение взятки (ст. 430 УК) |
112 |
119 |
106,3 |
154 |
129,4 |
313 |
203,2 |
336 |
107,3 |
Дача взятки (ст. 431 УК) |
75 |
120 |
160 |
126 |
105,0 |
247 |
196,0 |
207 |
83,8 |
Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК) |
48 |
56 |
116,7 |
108 |
192,9 |
60 |
55,6 |
91 |
151,7 |
Превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК) |
27 |
24 |
88,9 |
34 |
141,7 |
40 |
117,6 |
72 |
180,0 |
Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) |
204 |
225 |
110,3 |
240 |
106,7 |
299 |
124,6 |
261 |
87,3 |
Всего |
485 |
569 |
117,3 |
694 |
122,0 |
1005 |
144,8 |
1007 |
100,2 |
По данным таблицы 1 видно, что имеет место постоянная динамика роста преступлений коррупционной направленности, причем не только в общем, но и по каждой отдельно взятой статье УК. Временное снижение по количеству осужденных лиц было зафиксировано только в 2016 г. по сравнению с 2015 г. за превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК) с 27 до 24 лиц (темп прироста составил -11,1 %) и в 2018 г. по сравнению с 2017 г. по злоупотреблению властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК) со 108 до 60 лиц (темп прироста составил — 44,4 %). Также в 2019 году отметилось значительное снижение количества осужденных лиц за дачу взятки (ст. 431 УК) с 247 до 207 (темп прироста составил -26.2 %) и за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК) с 299 до 261 (темп прироста составил -22.7 %).
По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее МВД), число зарегистрированных случаев взяточничества с 2015 по 2019 гг. имело стойкую тенденцию к росту до 2019 года: в 2015 г. зарегистрировано 1112 преступлений (Т.р. составил 142,2 % по сравнению с предыдущим годом), в 2016 г. — 1254 (Т.р. — 112,8 %), в 2017 г. — 1922 (Т.р. — 153,3 %) и в 2018–1999 (Т.р. — 104,0 %). В то же время в 2019 году наметился переломный момент: число зарегистрированных случаем взяточничества снизилось по сравнению с предыдущим 2018 г. и составило 1876 (Т.р. — 93,8 %) [7]. Сводные данные по количеству зарегистрированных случаев взяточничества в Республике Беларусь с 2015 по 2019 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Количество зарегистрированных случаев взяточничества в Республике Беларусь с 2015 по 2019 гг. по данным МВД
Наименование преступления |
2015 год |
2016 год |
Т.р., % |
2017 год |
Т.р., % |
2018 год |
Т.р., % |
201 9 год |
Т.р., % |
Взяточничество |
1112 |
1254 |
112,8 |
1922 |
153,3 |
1999 |
104,0 |
1876 |
93,8 |
По данным международной организации Transparency International, при анализе индекса восприятия коррупции в Республике Беларусь в целом наблюдается положительная либо стабильная динамика [8]. Однако наша страна по-прежнему занимает невыигрышные позиции в таком рейтинге, что, в свою очередь, указывает на недостаточную эффективность проводимых мероприятий по снижению коррупционных преступлений (таблица 3).
Таблица 3
Индекс восприятия коррупции в Республике Беларусь и ее место в рейтинге стран по данным международной организации Transparency International
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
201 9 г. |
Индекс восприятия коррупции |
32 |
40 |
44 |
44 |
45 |
Место в рейтинге стран |
107 |
79 |
68 |
70 |
66 |
Меры уголовной ответственности в сфере коррупции направлены на достижение поставленных уголовным законом целей исправления лиц, совершивших подобные преступления, и на предупреждение совершения преступлений как этими, так и иными лицами. Вместе с тем применяемых мер явно недостаточно для реального противодействия коррупции, что, к сожалению, подтверждается стойкой тенденцией роста числа лиц в нашей стране, осужденных за коррупционные преступления.
В 2019 г. было ужесточено уголовное законодательство и упразднено применение институтов замены неотбытой части наказания более мягким и условно-досрочного освобождения для осужденных лиц, совершивших коррупционные преступления, что, как ожидается, в перспективе должно переломить негативную тенденцию. В борьбе с коррупционными преступлениями важны усилия всего гражданского общества, выявление, оценка и ликвидация коррупционных рисков, заинтересованность населения в обнаружении и пресечении фактов коррупции, и первостепенно — ликвидация причин, ее порождающих.
Литература:
- Чепелев, С. Н. О динамике борьбы с коррупционной преступностью в Республике Беларусь за период с 2014 по 2018 год / С. Н. Чепелев, А. Н. Чепелев, Е. Н. Чепелева, В. В. Сажина // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 371–373.
- Конюк, А. В. Прокурорско-судебная практика по уголовным делам о коррупционных и других преступлениях против интересов службы: практ. пособие / А. В. Конюк, В. В. Лосев; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. — Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2018. — 336 с.
- Пресс-конференция от 25 февраля 2016 г. [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь. — Минск, 2020. — Режим доступа: http://www.court.gov.by/upload/111111/fakt_2016.pdf. — Дата доступа: 08.07.2020.
- Сведения за 2017 г. о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по уголовным делам о коррупционных преступлениях [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь. — Минск, 2020. — Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/statistika1/113da1bbb2b2441c.html. — Дата доступа: 08.07.2020.
- Сведения за 2018 г. о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по уголовным делам о коррупционных преступлениях [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь. — Минск, 2020. — Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/statistika1/6ed5eb4b3f9f44b8.html. — Дата доступа: 08.07.2020.
- Сведения за 2019 г. о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания по уголовным делам о коррупционных преступлениях [Электронный ресурс] / Верховный Суд Республики Беларусь. — Минск, 2020. — Режим доступа: http://www.court.gov.by/ru/statistika1/6a368a3c47e940bf.html. — Дата доступа: 08.07.2020.
- Преступность в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. — Минск, 2020. — Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/upload-belstat/upload-belstat-excel/Oficial_statistika/Godovwe/Crime-2019.xls. — Дата доступа: 08.07.2020.
- Corruption perceptions index [Electronic resource] / Transparency International. — Berlin, 2020. — Mode of access: https://www.transparency.org/en/cpi/2019/results/table. — Date of access: 08.07.2020.