В статье рассматриваются основные особенности реализации государственного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации с точки зрения объекта, порядка осуществления и применяемых мер.
Ключевые слова: подкарантинная продукция, пункт пропуска, растительное происхождение, фитосанитарный сертификат, должностное лицо, карантинный фитосанитарный контроль, фитосанитарный контроль, Государственная граница.
Доля сельскохозяйственных товаров в общей стоимости импорта Российской Федерации составляет, в среднем, 13 % в течение 2013–2019 гг, что свидетельствует о важности и актуальности данной категории товаров для торговли. В связи с этим возникает угроза попадания вредных бактерий, инфекций на территорию государства при ввозе продуктов растительного происхождения. Заражённые партии могут нанести существенный вред как населению приграничных территорий, так и другому населению РФ, проникая вглубь страны. Для контроля за ввозимой продукцией, которая может нанести вред человеку, обществу и безопасности государства в пограничный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в числе прочих, был включён карантинный фитосанитарный контроль.
Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов, направленная на выявление карантинных объектов (карантинных вредных организмов),установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, ввозимой на таможенную территорию ЕАЭС, и выполнение международных обязательствизаконодательства в области карантина растений. [1]
Данный вид контроля отличается от других видов контроля особенным объектом- товары растительного происхождения. Государственный карантинный фитосанитарный контроль применяется в отношении товаров, которые включены в перечень категорий товаров, подлежащих фитосанитарному контролю утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318.
Под карантинный фитосанитарный контроль попадает вся продукция растительного происхождения. Для осуществления наиболее эффективного контроля, вся продукция растительного происхождения разделена на два уровня фитосанитарного риска (табл.1). Для продукции с высоким уровнем риска требуется прохождение фитосанитарного контроля и предъявление фитосанитарного сертификата, а для продукции с низким требуется только прохождение контроля, в результате которого выдается акт фитосанитарного контроля. [4]
В перечне можно увидеть такие товары, как свежие овощи, фрукты, цветы и их части. Данные товары также относятся к скоропортящимся, из-за чего максимальное время их нахождения в пункте пропуска, а также для проведения контрольных мероприятия весьма ограничено и не может превышать 24 часов с момента прибытия в пункт пропуска.
Наличие двухуровневой системы риска также является отличающим признаком данного вида государственного контроля. Данная система позволяет эффективно осуществлять контроль за безопасностью продукции растительного происхождения. Для тех товаров, что имеют высокий риск наличия заболеваний, инфекций, требуется дополнительный документ, подтверждающий безопасность и наличие таковых исследований. А для тех товаров, что также могут быть подвержены риску, но уже прошли определенный вид обработки, в результате чего часть вредных микроорганизмов и бактерий погибает, требуется лишь прохождение контроля в пункте пропуска и месте завершения таможенного оформления.
Таблица 1
Продукция, подлежащая фитосанитарному контролю [1]
Продукция с высоким фитосанитарным риском |
Продукция с низким фитосанитарным риском |
Живые растения и деревья, их части |
Порошок и отходы перьев, костей |
Овощи, фрукты, орехи свежие |
Грибы, овощи сушеные |
Злаки, зерна злаков, кроме злаков в виде хлопьев, молотые |
Пряности, приправы смешанные |
Мука, кроме муки из семян горчицы |
Материалы для плетения, метел, щеток, кроме обработанных |
Кофе нежареный |
Кофе жареный, чай, матча |
Семена, какао-бобы |
Желуди, каштаны |
Косточки фруктов, ягод, шелуха |
Продукты для кормления животных |
Почва, грунты, торф, удобрения |
табачное сырье, отходы |
Живые бактерии |
Необработанные шкуры животных |
Древесина, пиломатериалы, кора |
Бочки, окна, двери, кроме обработанных |
щепа, опилки, лесоматериалы необработанные |
Бумага, ящики, коробки из бумаги и картона |
изделия из дерева |
Шерсть стриженая, волос животного |
Коллекции по зоологии, ботанике |
Волокна |
Особенность государственного карантинного фитосанитарного контроля также заключается в широком числе видов контроля. Так данный надзор включает в себя контроль:
1) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств.
2) в иных местах, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оборудованы пункты карантина растений.
3) в местах хранения и переработки подкарантинной продукции.
4) за выполнением гражданами, юридическими лицами работ, связанных с подкарантинной продукцией или подкарантинными объектами. [2]
В рамках первичного фитосанитарного контроля в отношении товаров, входящих в перечень Решения Комиссии Таможенного Союза № 318, последовательно проводятся следующие мероприятия:
1) документарная проверка;
2) осмотр транспортных средств;
3) осмотр или досмотр подкарантинной продукции;
4) досмотр подкарантинной продукции. [2]
При ввозе на таможенную территорию ЕАЭС в пункте пропуска перевозчик или иное лицо предъявляет должностному лицу таможенного органа коммерческие и транспортные документы, фитосанитарный сертификат и разрешение на ввоз продукции для научно-исследовательских целей, если необходимо. Допускается также представление в электронном виде. На основании представленных документов должностное лицо устанавливает наименование продукции для идентификации продукции, подлежащей контролю, а также страны происхождения в целях применения нетарифных мер таможенного регулирования.
На основе автоматизированной системы управления рисками должностное лицо принимает решение о необходимости проведения досмотра подкарантинной продукции при условии ее соответствия высокому фитосанитарному риску. Оценка автоматизированной системы определяет уровень риска для каждой партии продукции как максимального, повышенного или допустимого. [2]
При перемещении товара через границу ЕАЭС, завершение таможенного оформления которого планируется в ином месте, возникнет проблема прохождения двойного фитосанитарного контроля: в пункте пропуска и в месте назначения. Тогда будет реализован первичный и вторичный фитосанитарный контроль. Следует отметить, что при вторичном будет проведено меньше контрольных мероприятия, хотя осмотр (досмотр) подкарантинной продукции также присутствует. Такой же порядок контроля будет действовать при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита. [4]
Также особенностью является скоординированная деятельность Россельхознадзора и таможенных органов по осуществлению контроля, так как досмотр (осмотр) может проводится как таможенными органами, так и при направлении должностными лицами Россельхознадзора.
Россельхознадзор по результат проведения в пределах своих полномочий контрольных мероприятия принимает одно из следующих решений:
1) Товар относится к высокому фитосанитарному риску, а в документах указано иное либо не предоставлен фитосанитарный сертификат;
2) Неверные сведения о продукции;
3) Фитосанитарный сертификат поддельный или недействительный;
4) Установлен факт заражения продукции, упаковки.
При выявлении данных случае должностное лицо уведомляет перевозчика о запрете к ввозу.
Таким образом, государственный фитосанитарный контроль — особый вид государственного надзора в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, целью которого является выявление карантинных объектов (карантинных вредных организмов), установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, ввозимой на таможенную территорию ЕАЭС, и выполнение международных обязательств и законодательства в области карантина растений. Данный вид контроля отличается особым объектом, наличием системы риска, расширенным числом видов контроля в зависимости от цели, особенным порядком осуществления, а также скоординированной деятельностью государственных органов.
Литература:
- Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 (ред. от 17.03.2017) «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе»;
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2016 г. N 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;
- Приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора»;
- Литавина Д. Н. Организация отдельных видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС // Региональное измерение российско-китайского сотрудничества и взаимодействия в контексте экономического пояса шёлкового пути, 2016, стр. 118–224;
- Доклад на официальном сайте Росельхознадзора https://www.fsvps.ru/fsvps-docs/ru/practice/2019/doklad_19092019.pdf.