Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 13.07.2020

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Цыганко, Н. Г. Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность / Н. Г. Цыганко, С. С. Ходосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 110-113. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72551/ (дата обращения: 16.11.2024).



Воспитание ребенка невозможно представить без игры, потому что игра — это основное занятие, в процессе которого постигается вся система жизненных правил, формируется система творческого развития личности. Игра — это та среда, через которую ребенок постигает все законы окружающего мира, духовно развивается и совершенствуется. Известный российский педагог В. А. Сухомлинский писал, что «игра — это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», тем самым указывая, что данный вид деятельности способствует не только осуществлению развлекательности, но и развитию чувств, способствующих познанию мира.

Опираясь на Концептуальную основу развития дошкольного образования, можем констатировать необходимость применения игровой деятельности, которая будет способствовать оптимизации учебно-воспитательного процесса, в котором будем предоставляться время для самостоятельной игровой деятельности, позволяющей снижать нагрузку на ребенка. С помощью игры, педагог имеет возможность формировать направленность воспитуемого и активизировать мотивационные возможности по направлению к деятельности. Немаловажно учитывать наличие или же зачатки творческого начала. В этой связи немаловажная взаимосвязанная роль всех педагогов, работающих в дошкольной образовательной организации. Умение вплетать в канву воспитательного процесса включение игровой деятельности сделает ребенка психически и физически здоровым, а также привести его к гуманизации отношений на всех уровнях взаимодействия. Совершенно очевидно, что установление доброжелательных отношений между детьми не только внутри одной группы, но и разновозрастными группами, не только необходимо, но и целесообразно. Благодаря игре закладываются основы дисциплины, ответственности, умении преодолевать трудности и мн. др. Таким образом, педагогами применяются современные методы, приемы и формы работы, которые организуют воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения и создают развивающую среду для сохранения здоровье ребенка, формируя все его компоненты в различных видах деятельности, в психологической структуре личности.

Самоценность детства имеет колоссальную значимость развития личности, так как является важнейшим периодом формирования основных физических, умственных, социально-нравственных и эстетических начал дальнейшего становления ребенка.

Принципы гуманистической педагогики, учитывают значимость игровой деятельности, указывая на поступательное развитие ребенка, при этом делая акцент на успешной социализации через воспитание и образование. Создание открытой социально-педагогической системы на базе дошкольного учреждения, позволяющей объединить усилия всех специалистов социальных институтов и всех заинтересованных людей в содействии социального роста воспитанников, будет прогрессивным и своевременным.

Однако наша задача состоит из вопроса научения детей элементарным математическим представлениям. Джордж Сантаяна, американский ученый, писал: «Все искусства тяготеют к музыке; все науки — к математике». Данный афоризм ценен тем, что он очень применим к работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этом возрасте очень важно заложить основы счета, решения арифметических задач, развития способности через несложные математические расчеты постигать окружающий мир, учиться видеть в нем свойства, отношения, зависимости. Применяя игровые приемы на занятиях математики, совершенствуется понимание математической сущности вопроса, отрабатывается система уточнения и формирования математических знаний детей. Одновременно в процессе обучения происходит стимулирование коммуникативных возможностей ребенка, так как игровая деятельность позволяет расширять возможности общения между взрослым и ребенком: воспитанником и педагогом, малышом и его родителем, закладывая в основу взаимодействия непринужденность и позитивную эмоциональность. Не вызывает сомнений, что игра как наиболее эффективное средство формирования у ребенка морально-волевых качеств, способствует не только формированию всех сторон личности человека, но и приводит к значительным положительным изменениям в его психике, влияя на умственное развитие. На своих занятиях часто применяю счетные палочки. На первый взгляд может показаться, что палочки очень незамысловатое подспорье, однако с их помощью можно очень просто, доступно и наглядно объяснить ребенку существование отдельных геометрических фигур, например, треугольник, квадрат, прямоугольник. Детям очень нравится выкладывать палочки, создавая тот или иной орнамент. Или можно предложить выполнить такое задание: составить из счетных палочек два равных треугольника. А затем посчитать, сколько палочек понадобилось. Аналогичное задание с квадратом, которое можно усложнить, если изменим количество первоначально используемых палочек. В данном случае такие упражнения способствуют не только умственному развитию, но и развитию фантазии.

Не менее эффективны игры «Что лишнее», «Найди фигуру» или «Символы». Эти задания достаточно популярны, так как учат пользоваться таблицами, определять свойства предмета, моделировать простейшие математические объекты, составлять примитивные схемы.

Играя, дети порой не замечают, что выполняют математические задания. Достаточно часто в образовательном процессе используются загадки. Так на занятиях по формированию элементарных математических представлений, использую загадки математического содержания, которые способствуют развитию самостоятельного мышления. Кроме того важно сформировать у детей умение доказывать правильность суждения, свою точку зрения или свое мнение, опираясь на совершенные им умственные операции по проведении аналитико-синтезирующих, сравнительно-обобщенных действий. Правильный ответ ребенка — это не просто радость, удовольствие, которое он испытывает, но и мыслительный процесс, способствующий решению логических задач.

Дети любят складывать пазлы, головоломки, создавать из плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Такое конструирование на плоскости способствует формированию представлений предметов или фигур в пространстве. Кроме того, упражнение в котором необходимо задать маршрут движения товарищу, развивает ориентировку в пространстве, а включение динамических пауз, снижает мышечный тонус, развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия.

Математические задачи, на первый взгляд, могут носить непринужденный характер. Например, сколько концов у обруча? А сколько концов у гимнастической палки? Активизировать внимание детей возможно через развивающие математические игры, благодаря которым закрепляются полученные умения и навыки. Воспитателем называются числа в последовательности, но с отдельным пропуском и ребенку нужно назвать пропущенное число. Внимательность, сосредоточенность, пространственное воображение, усидчивость и другие качественные характеристики личности развиваются в результате усвоения числового ряда и иных математических действий.

Немаловажное значение на занятиях по математике имеют дидактические игры, которые способствуют формированию организационных отношений. Стоит отметить, эффективность в использовании игр с цифрами, числами, путешествия во времени, развивающие логическое мышление и построение геометрических фигур. Их воспитательное содержание позволяет расширять познавательные возможности детей. Всем известен мультипликационный фильм про козленка, который умел считать до десяти. Основа этой незамысловатой истории может быть использована и интерпретирована, при этом получая положительный результат. Такие сказочные и шуточные сюжеты, в основе которых цифра, стимулирует детей, например, не только на познание образования чисел в пределах 10, но и осуществлению сравнительных действий — равных и неравных групп предметов. Знакомство детей с названиями дней недели, месяцев, их последовательности, способствует изучению числительных. Дидактические игры и упражнения помогают сформировать умение, благодаря которому можно определять словесно положение одного предмета относительно другого. Например, игра «Что есть что» пользуется популярностью не только у детей дошкольного возраста, но и более старшего. Когда предлагается посмотреть на предмет, например, на тарелку, стол, лист бумаги, и ответить на какую геометрическую фигуру похоже. Без сомнения, что такие математические задачи на смекалку несут в себе определенную умственную нагрузку.

Достаточно много существует пословиц и поговорок, считалок и скороговорок, в которых встречаются числительные.

Учитывая положения в ФГОС ДО, регламентирующие взаимодействие детского сада и родительской общественности, необходимо активно пропагандировать игры, направленные на изучение математики, родителям для использования в семейном кругу.

Формирование элементарных математических представлений через игровую деятельность — процесс плодотворный, захватывающий, эмоционально насыщенный. Детям нравится погружаться в мир математических знаний, выполнять сложные задания, получать хороший результат от своей деятельности и радоваться.

Литература:

  1. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1 / Н. Б. Истомина. — М.: Ассоциация XXI век, 2015. — 354 c.
  2. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помораева, В. А. Позина. — М.: Мозаика-Синтез, 2015–248 c.
  3. Чудакова, А. Выше — ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4–6 лет / А. Чудакова. — М.: ГНОМ и Д, 2011. — 496 c.
  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — М: Изд-во: Концептуал. — 2018. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игровая деятельность, ребенок, игра, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, задание, задача, окружающий мир, палочка, умственное развитие.


Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование элементарных математических представлений средствами театрализации

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Формирование элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью посредством Лего-конструктора

Воспитание экологического мышления через занятия

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования

Формирование фонематических процессов у младших школьников

Похожие статьи

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Формирование элементарных математических представлений средствами театрализации

Формирование математических представлений у дошкольников посредством занимательных игр

Формирование экологических представлений у дошкольников посредством использования экспериментальной деятельности

Формирование элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр

Формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью посредством Лего-конструктора

Воспитание экологического мышления через занятия

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования

Формирование фонематических процессов у младших школьников

Задать вопрос