В данной статье рассмотрены педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий мир».
Ключевые слова: Белгородская область, краеведческий характер, родной край, природа, краеведческое образование, эколого-краеведческое воспитание
Передовые отечественные и зарубежные педагоги всегда понимали, что отрыв обучения от жизни, от окружающей природы приводит к снижению познавательной активности детей. Отсутствие самостоятельной работы по изучению местных природных объектов противоречит психологическим особенностям младших школьников [2, с. 94]. Раскрывая психологические мотивы использования местного материала в обучении, Н. Х. Вессель писал, что такое обучение «поднимает ребёнка со ступени чувственного смотрения и восприятия на первую ступень осмысленного созерцания и наблюдения окружающего мира; оно приводит детей к первоначальному сознательному смотрению, к соединению чувственной деятельности с мыслительной…» [4, с. 61].
Остановимся на опыте организации экскурсий краеведческого характера по Белгородской области. Они проводятся при изучении сезонных изменений в природе, форм земной поверхности, экосистем леса, луга, водоёма. Задания для таких экскурсий даются в региональных «Дневниках наблюдений над природой Белогорья», учебных пособиях «Природа Белгородской области». Фиксация результатов проводится ребятами в тетрадях на печатной основе. Подготовка к экскурсии начинается примерно за неделю до её проведения. Учитель определяет тему, цели, посещает место для проведения экскурсии, где выбирает природные объекты для наблюдений и исследований. Составляются задания для самостоятельной работы учащихся, пишется конспект. Дети заранее познакомятся с темой экскурсии и с заданиями [2, с. 163].
Общим предметом изучения на экскурсии является природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура Белгородской области. Цель краеведческого образования — формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей стране и регионе, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края. Задачи эколого-краеведческого образования: формирование экологической культуры, понимание особенностей нашего региона на основе системы знаний о природе Приосколья, его истории, населения, быте, культуре.
Не менее важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой. Такая организация краеведческой работы способствует осознанию своего места в окружающем мире («Я — мой город»), значения родного края в истории и культуре России («Я — мой город, мой край, моё Отечество»). В начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств [4, с. 63]. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать.
Осознанному восприятию понятий и терминов курса «Окружающий мир» способствует игра «Третий лишний». Для освоения понятий и их грамотного написания полезно разгадывание кроссвордов и ребусов, тематика которых самая разнообразная. При написании сочинений на темы «Краски осени», «Зимняя сказка», «Отдых в лесу» дети ярко, образно передают свои чувства, умение использовать богатство родного языка. Уроки внеклассного чтения педагоги начальной школы проводят в форме игры «Угадай строку», «Краеведческое лото». Они помогают прививать любовь к книге, знакомить с литературным наследием земли оскольской [3, с. 42].
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра-турнир формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На уроках в школе первой ступени наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личностное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идеи о пути её решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами. Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы [1, с. 82].
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры, турниры. Они строятся с учетом возрастных особенностей детей, уровня их подготовки, специфических целей предмета. Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к личностно значимым.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого. Получая определенную систему знаний на уроках курса «Окружающий мир», обучающиеся также могут усвоить нормы и правила нравственно-экологического поведения в природе.
Основными и достаточными для совершенствования эколого-краеведческого образования младших школьников являются педагогические условия: четкая организация и сплочение детского коллектива на основе совместной деятельности; сочетание учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию; экологическая культура учителя; использование возможностей семьи в формировании у детей бережного отношения к природе; усиление практической направленности природоохранной деятельности младших школьников; совокупность учебных заданий краеведческого характера; оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения [3, с. 57].
Литература:
- Верзилин, Н. М. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее / Н. М. Верзилин, Н. М. Вахрушев. — Москва, 2016. — 157 c.
- Соколова, И. В. Краеведческая работа в начальных классах / И. В. Соколова. — Москва, 2017. — 224 c.
- Кузьмичева, Ж. А. Экологическая культура как важный фактор решения экологической проблемы / Ж. А. Кузьмичева. — Ярославль, 2018. — 200 c.
- Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т. И. Тарасова. — Текст: непосредственный // Начальная школа. — 2018. — № 10. — С. 61–68.