Развитие системы образования в Российской Федерации осуществляется в различных направлениях, одним из которых является инклюзивное образование. Закон об образовании в РФ гарантирует «обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [10]. Важность этого во многом связана с существенным увеличением за последние двадцать лет в общеобразовательных учреждениях нашей страны обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Трансформации в социальной и культурной жизни российского общества инициируют необходимость разработки и внедрения различных подходов к образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Каждый год количество таких детей неуклонно растет. В настоящее время практически в каждой школе учатся дети, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Сегодня задача государства и общества — сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья.
Инклюзивное образование рассматривается как образовательная система, суть которой состоит в том, что все дети разные, и они не должны отвечать всем требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка, приспособиться к различным нуждам всех детей.
Создание условий для обучения детей с ОВЗ в современной школе регламентируется соответствующим ФГОС, а общие и профессиональные компетенции педагога, согласно профессиональному стандарту «Педагог» включают в себя как понимание особенностей познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ, так и владение ими педагогическими приёмами для обучения детей с ОВЗ [9].
При работе с детьми с ОВЗ учитель должен знать и учитывать психологические особенности каждой категории таких детей. Это необходимо для создания адаптированных рабочих программ, организации эффективного образовательного процесса по ним.
Школьный учитель любого предмета, биологии в том числе, сталкивается с большим количеством проблем, связанных с организацией обучения таких детей. Кроме специализированных предметных знаний учитель должен владеть знанием нормативно-правовой документации, регламентирующей данный вопрос, методики работы с такими детьми, образовательными технологиями и другим методическим инструментарием, уметь на основе этих знаний организовывать учебно-воспитательный процесс по каждому предмету, биологии в том числе. Все вышеизложенное и обусловило актуальность темы нашего исследования «Нормативно-правовые и методические основы организации учебного процесса по биологии с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Организация учебного процесса с обучающимися с ОВЗ в отечественной школе в настоящее время регламентируется рядом нормативно-правовых документов, учитывающих опыт международной образовательной деятельности в этом направлении.
Право на получение образования детьми с ОВЗ гарантирует Конституция РФ. Статья 43 данного документа отмечает, что каждый имеет право на образование. Кроме того, Конституцией гарантируется его общедоступность и бесплатность [1].
Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указывает на поддержку семьи в целях обеспечения обучения детей [11].
Статья 5 Закона об образовании в РФ прописывает следующую норму: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [10, с.6–7].
При этом к категории детей с ОВЗ он относит «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [10, с. 2].
Детей с ОВЗ подразделяют на несколько категорий: дети с нарушением слуха; дети с нарушением зрения; дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с нарушением речи; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением интеллекта; дети с множественными нарушениями; дети с расстройством аутистического спектра [10, с.69].
Более конкретные аспекты образовательной деятельности с детьми данных групп определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ [7] и Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью [8], в которых прописаны требования реализации адаптированных программ образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Реализация данных стандартов предполагает обучение разных групп детей с ОВЗ либо в массовой общеобразовательной школе, либо в специальном (коррекционном) образовательном учреждении [4], либо в форме семейного образования [5,6].
Выбор формы обучения необходимо осуществлять в соответствии с психофизическими особенностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На конец 2019–2020 учебного года в городе Арзамасе общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста (1- 9 классы) составляло 251 человек. 230 детей с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями обучаются в коррекционной школе 8 вида города Арзамаса. 21 ребенок, относящийся к группе детей с задержкой психического развития, обучается в общеобразовательных учреждениях № № 2,6,13,14,15,17 города.
В городе проживают и обучаются также дети-инвалиды. 102 из них обучается в общеобразовательной школе, 134 — в коррекционной школе 8 вида. Группы детей инвалидов: 4 — с нарушением слуха, 6 — с нарушениями зрения, 13 — с нарушениями опорно-двигательной системы.
Среди детей инвалидов, обучающихся в коррекционной школе, 1 ребенок переведен на семейную форму обучения.
В Арзамасском муниципальном районе в 15 общеобразовательных учреждениях обучается 228 детей с ограниченными возможностями здоровья, 50 из которых обучаются в отдельных классах коррекции (8 классов с умственной отсталостью общей численностью 44 человека, 1 класс детей с задержкой психического развития, численностью 6 человек). Остальные 178 детей обучаются в 95 классах с обычными детьми по общей и адаптированной программе (слабослышащих — 2 человека, детей с приобретенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата — 2 человека, задержкой психического развития — 25 человек, умственной отсталостью — 145 человек, нарушениями аутистического спектра — 1 человек, дети с множественными дефектами — 1 человек, с иными ограниченными возможностями здоровья — 2 человека). Из 178 человек 59 детей составляют инвалиды. Из 50 человек, обучающихся в отдельных классах, детей — инвалидов 10 человек. Общее количество детей инвалидов без ограничений возможностей здоровья в Арзамасском районе составляет 25 человек.
В городе Арзамасе Нижегородской области обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляет муниципальное казенное образовательное учреждение «Коррекционная школа № 8». По состоянию на 01.01. 2020 г. численность обучающихся в школе составляла 283 учащихся.
Учебный процесс в образовательном учреждении осуществляется по 2 вариантам специальной адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности детей с нарушениями интеллектуального развития. Они разработаны на основе Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программы включают в себя не только общеобразовательные предметы, но и блок специальных коррекционных мероприятий. Целью данных программ является оказание помощи обучающимся в достижении ими навыков и умений, необходимых для социальной адаптации.
Программы включают 3 раздела: целевой, содержательный, организационный.
В их основу положен дифференцированный и деятельностный подходы, позволяющие учитывать все особые потребности учащихся с интеллектуальными нарушениями.
В содержательной части программ представлены рабочие программы всех дисциплин, включая предметы «Природоведение», «Биология», «Окружающий природный мир», «Человек».
Реализация данных программ осуществляется с преимущественным использованием иллюстративного метода, символической наглядности, вопросов учителя, постоянной сменой видов деятельности (заданий), многократного повторения, использования дидактических игр.
Достаточно много времени на первых уроках естественнонаучной направленности в 5 классе уделяется подготовительному знакомство детей с оборудованием и приборами. В школе это делается с использованием уроков по биологии в системе «Российская электронная школа» [2,6], где в режиме наглядности, доступности и в необходимой интенсивности выборочных просмотров уроков можно за подготовительный период сформировать у школьника общее представление о новом для них предмете «Биология».
Для развития социальных навыков при совместной учебной деятельности, а также навыков общения обычных детей с особенными в школе используют индивидуально-групповую методику обучения, предложенную В. В. Пасечником [3].
Инклюзивная образовательная среда, формируемая на уроках биологии, за счет отдельных особенностей предмета (преобладание наглядных методов обучения), представляется более емкой и требовательной к организации процесса обучения, в том числе за счет расширения инструментария инклюзивного образования в связке с современными техническими инновациями.
При организации учебного процесса учитывается также специфика предмета «Биология», который является одной тех дисциплин, где возможна более эффективная организация образовательного процесса в основной школе. Учитель биологии имеет профессиональную подготовку в области анатомо-морфологических и физиологических особенностей развития человека, что позволяет быстрее других учителей-предметников разбираться со спецификой создания особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ на основании имеющегося диагноза. Биологические знания, знакомство с окружающим миром, его законами, с другими объектами живой природы могут быть эффективны для развития коммуникативных умений и социального опыта обучаемых с ОВЗ при создании в процессе их обучения условий, которые соответствуют их успешной социализации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — 4398 с.
2. Обучение детей с ОВЗ. — Текст: электронный // педагогическая копилка: [сайт]. — URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/obuchenie-detei-o-ovz.html (дата обращения: 17.10.2019).
3. Пасечник, В. В. Биология: методика индивидуально- групповой деятельности: учебное пособие для общеобразовательной организации / В. В. Пасечник. — Москва: Просвещение, 2016. — 109 c. — Текст: непосредственный.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-150/06 от 18.04.2008 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». — Текст: электронный // консультант плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=433853#06281908240779186 (дата обращения: 23.11.2019).
5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № НТ-1139/08 от 15.11.2013 года «Об организации получения образования в семейной форме». — Текст: электронный // Гарант: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70417012 (дата обращения: 01.12.2019).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ № 137 от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» / — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2005. — № 3848. (дата обращения 11.12.2019).
7. Приказ Министерства образования и науки РФ N 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с –URL: https://base.garant.ru/70862366 (дата обращения: 06.11.2019).
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». — Текст: электронный // Консультант плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175316 (дата обращения: 10.11.2019).
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544 н от 18 октября 2013 г. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего — URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 17.05.2020).
10. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» / — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2012. — № 5976. — С. 277. (дата обращения: 04.01.2020).
11. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». — Текст: электронный // Российская газета: [сайт]. — URL: https://rg.ru/1998/08/05/detskie-prava-dok.html (дата обращения: 11.12.2019).