Актуальность выбранной темы связана с тем, что прибыль является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Увеличение прибыли формирует финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства компании и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и сотрудников. Цель исследования состоит в формировании и распределении прибыли и разработке рекомендаций по повышению прибыли и предотвращению потерь от ряда непредсказуемых факторов. Объектом исследования является немецкая транснациональная инженерно-технологическая компания Bosch.
Ключевые слова: прибыль; рентабельность; эффективность; максимизация; анализ.
Ключевыми задачами любой компании являются увеличение прибыли и повышение эффективности работы компании с каждым годом. Мотив прибыли побуждает компании создавать креативные и новые продукты и услуги. Теоретики Милтон Фридман и Фридрих Хайек утверждали, что мотив прибыли является наиболее эффективным способом распределения экономических ресурсов [1, ст. 53].
Своевременный и точный анализ прибыльности дает организациям возможность добиться успеха в быстро меняющейся бизнес-среде. Компании, которые могут выбрать правильную стратегию максимизации прибыли, находятся в лучшем положении, чтобы использовать возможности и реагировать на угрозы.
Данная работа представляет собой попытку комплексно представить вопросы, связанные с повышением прибыли с точки зрения оптимизации финансовых показателей технологической компании, путем внедрения анализа прибыли.
Анализ различных методов увеличения прибыли, направленный на выбор наиболее подходящего, приводит к экономии затрат компании и обеспечению ликвидности.
Прибыль — одна из важнейших финансовых категорий, отражающая результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, то есть его эффективность. Являясь основной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства (за счет налогов), собственников (за счет получения чистого дохода) и работников предприятия (за счет получения заработной платы).
Роль прибыли в полной мере отражает эффективность производства, объем и качество производимой продукции.
Общим критерием экономической эффективности производства является рентабельность. Она отражает использование материальных, трудовых и валютных ресурсов. Прибыльное предприятие — это компания, которая приносит доход. Поскольку приоритетом любого бизнеса является получение прибыли, то основной целью коэффициента является оценка доли выручки к инвестированному капиталу, которая была использована для получения этой выручки.
Под прибылью понимается совокупный доход, полученный предприятием за указанный период времени, а под рентабельностью -операционная эффективность предприятия. Это способность предприятия получать достаточную отдачу от капитала и работников, используемых в хозяйственной деятельности [2, ст. 135].
Анализ прибыльности — это ключ к пониманию того, на чем организации должны сосредоточиться в будущем. Расчёт рентабельности может быть использован для улучшения положения компании в будущем, путем определения того, какие виды деятельности выгодны для организации, а какие нет.
Коэффициенты рентабельности — это класс финансовых показателей, которые используются для оценки способности бизнеса генерировать прибыль относительно его выручки, операционных расходов, балансовых активов и собственного капитала с течением времени, используя данные с определенного момента времени. Для большинства коэффициентов рентабельности наличие более высокого значения по сравнению с коэффициентом конкурента или по сравнению с тем же коэффициентом за предыдущий период указывает на то, что компания работает хорошо.
Организация считается прибыльной, если она покрывает все свои расходы и получает прибыль в результате продажи товаров или услуг. Расходы и прибыль обратно пропорциональны: уменьшение расходов приводит к соответствующему увеличению прибыли и наоборот. Снижение расходов обусловлено целым рядом факторов, способствующих повышению эффективности хозяйственной деятельности. Это важнейший источник роста прибыли организации, соответственно, увеличение средств, выделяемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества. Кроме того, это дает возможность снизить цены, что является важнейшим условием успешной конкуренции на рынке. Снижение цен позволяет компании привлекать больше клиентов, занимать большую долю рынка, вытесняя конкурентов и увеличивая общую прибыль за счет увеличения продаж. Также в таких условиях снижается потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на другие нужды предприятия.
В связи с этим целью экономии затрат и роста прибыли должен быть такой рост выручки, который опережает расходы структурных подразделений или предприятия в целом, что может быть достигнуто как за счет увеличения объемов продаж (реализации услуг), так и за счет изменения ассортимента реализуемой продукции и оказываемых услуг.
Для того чтобы определить оптимальный метод для любой организации, важно учитывать специфику хозяйственной деятельности, то есть все факторы, влияющие на изменение показателя прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. Внутренние факторы — это факторы, которые зависят от деятельности самой организации и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самой организации, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на: производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной и другими аналогичными видами деятельности организации. Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли — это средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных факторов, отражающих объем производственных ресурсов, их использование по времени и интенсивных факторов, отражающих эффективность использования ресурсов или способствующих этому.
В процессе осуществления производственной деятельности организации, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема продукции, а с другой — как основные первичные факторы, определяющие издержки производства. Основными функциями, которые выполняет прибыль предприятия, являются:
1. Оценочная. Она дает возможность дать оценку эффективности работы предприятия.
2. Распределительная. Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов.
3. Стимулирующая. Ее сущность заключается в том, что прибыль используется как в интересах предприятия, так и в интересах его работников [3].
В 2019 году мировые расходы на технологическую индустрию составили 3360 миллиардов долларов. Глобальный бизнес и государственные закупки товаров и услуг в технологической отрасли, по прогнозам, достигнут более 3590 миллиардов долларов в 2020 году. Есть несколько факторов, которые стимулируют рост мирового рынка технологий. Увеличение закупок компьютерного и коммуникационного оборудования, программного обеспечения и технологического консалтинга, а также аутсорсинговых услуг-всё это подпитывает рост данной отрасли [4].
Бизнес-технологии приобретают все большее значение в развитых экономиках, где предприятия демонстрируют повышенную уверенность в своих перспективах и, таким образом, сосредоточены на увеличении своих доходов, а не на снижении своих издержек. Кроме того, растущая потребность в дальнейшем технологическом прогрессе и применении технологий в различных областях также будет способствовать росту этой отрасли.
Однако вспышка COVID-19 вызывает широкое беспокойство и экономические трудности для потребителей, предприятий по всему миру. Кризис порождает целый ряд уникальных проблем. Последствия COVID-19 оказывают значительное влияние на технологический сектор, затрагивая поставки сырья, нарушая цепочку создания стоимости электроники и вызывая инфляционный риск для продуктов. Более позитивно то, что это нарушение привело к ускорению удаленной работы и быстрому сосредоточению внимания на оценке и снижении риска сквозной цепочки создания стоимости.
Исследуемая компания в технологической отрасли — Bosch. Robert Bosch GmbH или Bosch — это немецкая многонациональная инженерно- технологическая компания. Штаб-квартира Bosch находится в Герлингене, Германия. Компания была основана немецким предпринимателем и инженером Робертом Бошем в 1886 году. Деятельность Bosch разделена на четыре сектора бизнеса: мобильные решения, промышленные технологии, потребительские товары (включая бытовую технику и электроинструменты) и энергетические и строительные технологии. Основой для будущего роста компании является ее инновационная мощь [5].
Одним из основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации Bosch является прибыль от реализации товаров. Необходимо провести горизонтальный и вертикальный анализ, чтобы увидеть динамику изменения финансовых показателей за ряд отчетных периодов. Результаты реализации продукции за 2015–2019 годы представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика выручки и себестоимости продаж Bosch за 2016 -2019 г.[1]
Прибыль до налогообложения в 2019 году снизилась на 1811 евро или на 35,74 %. На снижение данного показателя повлияли следующие факторы:
− снижение выручки от продаж на 744 евро или 0,95 %;
− снижение себестоимости продаж на 1540 евро или 2,98 %.
Важно учитывать факт того, что компания в настоящее время имеет проблемы с управлением, генерированием и распределением прибыли в связи с COVID-19.
По результатам проведенного анализа были разработаны рекомендации по изменению пропорций распределения прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
Рис. 2. Анализ изменений EBIT Bosch за 2016–2019 г.[2]
Как показано на рисунке 2, EBIT снизился на 2599 евро (- 47,24 %) в 2019 году. Это самое большое снижение по сравнению с другими годами.
В то же время прибыль после налогообложения снизилась на 1514 евро (-42,36 %), а подоходный налог увеличился на 297 евро (-19,89 %).
Bosch распределяет и использует свою чистую прибыль в следующих областях:
− аккумулирование для финансирования инвестиций в основной капитал, направленных в соответствии с законодательством, в том числе на следующие цели: создание и приобретение основных фондов, включая строительство, реконструкцию, модернизацию и другие капитальные работы;
− резервирование части в соответствии с законом и правилами организации;
− приобретение и создание нематериальных активов, а также их совершенствование;
− погашение займов;
− покрытие убытков прошлых лет;
− пополнение оборотных средств.
Таким образом, проведённые анализы показывают, что Bosch имеет негативную тенденцию финансовых показателей с 2016 по 2019 год. Наиболее значительное снижение произошло в последний период, и компания вынуждена придерживаться определённой стратегии, чтобы не потерять свои позиции на рынке.
Деятельность любого предприятия направлена на получение определенных результатов. Залогом успеха компании является хорошее финансовое состояние. Компании необходимо эффективно использовать ресурсы при хорошем финансовом состоянии, оперативно реагировать на обязательства, обладать достаточным количеством собственных средств для устранения высоких рисков и иметь положительные перспективы получения прибыли. С помощью финансового анализа можно понять, насколько эффективным и рентабельным является текущее финансовое состояние Bosch. Целью данного анализа является установление “болевых точек” финансового механизма Bosch, прогнозирование на основе наблюдаемых тенденций возможного развития событий, выработка необходимых управленческих решений по снижению, предотвращению или устранению негативного воздействия.
Данная глава включает анализ рентабельности на основе метода коэффициентов для оценки финансовых показателей Bosch. На основе данных, собранных из годовых отчетов Bosch за 5 лет (2015–2019 г.).
Таблица 1
Анализ рентабельности [3]
2019 |
2018 |
2017 |
2016 |
2015 |
|
Коэффициенты рентабельности |
|||||
EBITDA |
8 164 |
9 755 |
9 208 |
7 579 |
8 946 |
Валовая маржа |
31,5 % |
34,1 % |
35,8 % |
34,8 % |
33,9 % |
Маржа чистой прибыли |
2,7 % |
4,6 % |
4,2 % |
3,2 % |
5,0 % |
Оборот Чистых Активов |
7,5x |
6,4x |
8,7x |
10,7x |
12,8x |
Чистые Активы |
10 327 |
12 182 |
8 982 |
6 856 |
5 535 |
Рентабельность задействованного капитала |
4,3 % |
8,9 % |
7,9 % |
5,4 % |
7,7 % |
Рентабельность собственного капитала |
5,0 % |
9,1 % |
8,7 % |
6,6 % |
10,3 % |
Рентабельность активов |
2,3 % |
4,3 % |
4,0 % |
2,9 % |
4,6 % |
Целью анализа коэффициента рентабельности является предоставление информации о способности бизнеса генерировать прибыль. Полученные результаты, представленные в таблице 4, показали, что рентабельность предприятия в 2019 году имеет тенденцию к снижению по сравнению с уровнем, зафиксированным в 2018 году, что является негативным аспектом хорошего управления материальными и трудовыми ресурсами. Общая ситуация показывает, что в последнее время прибыльность компании снижается.
Необратимые изменения в экономической, экологической, технологической и социальной сферах нашей жизни формируют сложную картину взаимодействия и влияния на конкретные предприятия. Чтобы выжить и развиваться, необходимо адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого важно принимать и реализовывать осознанные экономические решения. Всегда существует проблема снижения издержек, то есть повышения долгосрочной и краткосрочной эффективности производства.
Для того чтобы максимизировать прибыль, в таблице 8 показаны несколько способов ее реализации. Факторы, влияющие на стратегию, выявляются на основе метода стратегического планирования (SWOT-анализ), анализа формирования и распределения прибыли компании и анализы коэффициентов.
Таблица 2
Факторы роста прибыли [4]
Пути реализации |
Факторы максимизации прибыли |
|||||
увеличение объемов |
повышение цен продажи |
снижение затрат |
изменения структуры компании |
увеличение разницы между ценой и стоимостью |
увеличение объема услуг и прибыли |
|
Предоставление новых услуг |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обновление и реконструкция программного обеспечения |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
Разработка стратегии развития компании |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Важным направлением использования факторов увеличения прибыли является снижение себестоимости работ. Наиболее приемлемым способом снижения издержек Bosch является снижение уровня заработной платы.
Продажи занимают значительную долю в структуре прибыли компании в отчете о финансовом положении. Величина прибыли формируется под влиянием следующих факторов: себестоимости продукции и услуг, объема продаж и уровня текущих цен на реализуемые товары. Себестоимость реализованной продукции имеет большую долю в структуре цен, в связи с чем снижение себестоимости реализованной продукции существенно отражается на росте прибыли.
В целом анализ деятельности компании позволяет сделать следующие выводы:
− достаточная финансовая стабильность;
− выручка от продаж снизилась;
− дебиторская задолженность достаточно стабильна.
Компания характеризуется высокой долей постоянных затрат, что отрицательно сказывается на рентабельности и, как следствие, рентабельности собственного капитала. Высвобождение финансовых ресурсов может быть осуществлено путем реализации части основных фондов, которые не используются в производстве компанией Bosch. В то же время это обеспечит увеличение текущей ликвидности. Более того, снижение финансовой устойчивости компании не является критичным.
Для улучшения финансовых показателей компании Bosch необходимо принять следующие меры:
- систематически проводить анализ финансовой деятельности;
- разработатьмероприятия по сокращению рабочего времени и организовать комфортные условия труда вне офиса (в период изоляции);
- обеспечить выполнение плана производственных показателей;
- усилить работу по привлечению сторонних заказов, провести маркетинговые исследования с целью привлечения дополнительных заказов;
- увеличить рост производительности труда.
На уровень прибыли компании существенное влияние оказывает динамика рыночного спроса. В то же время она определяется темпами роста граждан, уровнем доходов потребителей, а также величиной цен на продукцию. Продукция компании, пользующаяся быстро растущим спросом, имеет более высокий уровень рентабельности.
Влияние структуры рынка на прибыль, где работает компания, особенно очевидно, когда услуги ограничены. В то же время, по мере увеличения концентрации услуг на рынке, его рентабельность снижается, соответственно, маркетинговая кампания Bosch нуждается в совершенствовании своей работы в направлении исследования спроса на предоставляемые услуги.
К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости продаж, относятся использование передовых технологий, рост производительности труда, совершенствование использования программного обеспечения компании и оптимизация затрат на управление.
Для совершенствования организационной деятельности предприятия необходимо решить проблемы в функционировании системы управленческого учета, препятствующие повышению эффективности деятельности предприятия в целом.
Еще одним направлением снижения издержек и увеличения прибыли для Bosch является создание условий для повышения производительности труда, сокращения потерь рабочего времени (устранение скрытой безработицы), формирование объективной экономической заинтересованности в росте прибыли для сотрудников, совершенствование существующей системы оплаты труда и материального стимулирования работников. В связи с этим особый интерес представляет система оплаты труда, основанная на участии работников в получении прибыли и создании оборотного имущества. Внедрение такой системы приведёт к повышению производительности труда в среднем на 10–15 % в течение двух лет. Это может быть достигнуто путем более тесной привязки сотрудников к результатам работы компании, развития чувства сопричастности и сопричастности, включения резервов мотивации собственника.
Таким образом, приоритетными направлениями экономической деятельности Bosch можно назвать совершенствование системы учета затрат компании.
Существует несколько стратегических рекомендаций и выводов относительно способности Bosch увеличить свою прибыль на основе текущего финансового состояния Bosch. Компания имеет возможность закупать сырье у своих поставщиков по более низкой цене. Если затраты или продукты не подходят Bosch, компания может заменить своих поставщиков, также есть возможность иметь несколько поставщиков в своей цепочке поставок. Например, у Bosch могут быть разные поставщики для разных географических объектов. Таким образом, организация может обеспечить эффективность в рамках своей цепочки поставок. Поскольку отрасль является важным заказчиком для своих поставщиков, Bosch может извлечь выгоду из развития тесных отношений со своими поставщиками, где обе стороны выигрывают.
Bosch необходимо сосредоточиться на инновациях и дифференциации, чтобы привлечь больше покупателей. Дифференциация продукции и качество продукции важны для покупателей внутри отрасли, и Bosch может привлечь большое количество клиентов, сосредоточившись на них. Bosch необходимо создать большую клиентскую базу, так как переговорная сила покупателей слаба. Это можно сделать с помощью маркетинговых усилий, направленных на формирование лояльности к бренду. Компания Bosch также имеет возможность воспользоваться преимуществом экономии на масштабе, чтобы получить преимущество в издержках и продавать продукцию по более низким ценам малообеспеченным покупателям отрасли. Таким образом, Bosch сможет привлечь большое количество покупателей.
Кроме того, Bosch необходимо сосредоточиться на обеспечении более высокого качества своей продукции. В результате покупатели будут выбирать продукцию, которая обеспечивает более высокое качество по более низкой цене по сравнению с продуктами-заменителями, которые обеспечивают более высокое качество, но по более высокой цене. Bosch нужно сосредоточиться на дифференциации своей продукции. Покупатели увидят свою продукцию как уникальную и не будут легко переходить на замену продукции, которая не обеспечивает этих уникальных преимуществ. Чтобы предоставить уникальные преимущества своим клиентам, важно лучше понимать их потребности с помощью маркетинговых исследований и предоставляя то, что хочет клиент.
Кроме того, компания Bosch должна сосредоточиться на дифференциации своей продукции, чтобы действия конкурентов оказывали меньшее влияние на ее клиентов, которые ищут уникальные продукты. Bosch может проводить маркетинговые исследования, чтобы понять ситуацию спроса и предложения в отрасли и предотвратить перепроизводство.
В связи с пандемией коронавируса Bosch ожидает серьезных вызовов для мировой экономики в этом году. Весь технологический рынок переживает глобальную рецессию, которая также окажет значительное влияние на производительность Bosch в 2020 году. Исходя из имеющихся результатов, Bosch в настоящее время ожидает, что производство автомобилей сократится как минимум на 20 % в 2020 году. В первом квартале текущего года продажи Группы Bosch упали на 7,3 %, а это значит, что они уже значительно ниже в годовом исчислении. Только в марте 2020 года продажи упали на 17 %. Учитывая ряд непредсказуемых факторов, трудно сделать прогноз на год. Чтобы добиться хотя бы сбалансированного результата, важно придерживаться определенного алгоритма. В этом тяжелом кризисе диверсификация Bosch, работающая в различных секторах бизнеса, доказывает свое преимущество.
Основное внимание должно быть сосредоточено на крупномасштабных мерах по снижению издержек и обеспечению ликвидности. Это включает в себя сокращение рабочего времени и производства, сокращение заработной платы специалистов и менеджеров, а также увеличение сроков инвестирования. Также совершенствуется маркетинговая кампания по возврату к 7 % марже от операционной деятельности в среднесрочной перспективе.
Непредсказуемость 2020 года связана с пандемией, а также включает в себя многочисленные текущие геополитические ситуации, такие как закрытие границ или различные противоречия в международной торговле. Кроме того, агрессивно протекционистские экономические меры в виде санкций или выхода из соглашений о свободной торговле угрожают интересам покупателей и инвестициям бизнеса. Тем не менее, придерживаясь рекомендаций, Bosch имеет возможность развиваться, опережать рынки и поддерживать высокий уровень прибыли в текущем году.
Прибыль используется для финансирования деятельности по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, также для увеличения фонда оплаты труда своих работников. Прибыль также приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Основной целью управления прибылью является максимизация благосостояния собственников в текущем и будущем периодах.
В теоретической части работы было выявлено, что прибыль является конечным финансовым результатом предприятия. Однако прибыль — очень сложная экономическая категория. Финансовый результат является оценочным показателем и выражает экономическую эффективность деятельности организации. Рентабельность — это коэффициент, полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быть использована сумма чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от различных видов деятельности предприятия.
Практическая часть данной работы была посвящена обзору методологии анализа прибыли и рентабельности компании Bosch. Таким образом, по результатам проведенного анализа установлено, что эффективность использования активов предприятия снижается, что обусловлено снижением чистой прибыли предприятия, в то время как, эффективность основной деятельности растет, о чем свидетельствует рост рентабельности продаж.
Налаженная система управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности дает огромное преимущество на рынке, так как способствует избавлению от убыточных направлений, повышению продуктивности сотрудников, а главное, позволяет продумать действия компании на шаг впереди конкурентов.
Разработанные рекомендации увеличивают прибыль Bosch, а также делают структуру оборотных активов более сбалансированной.
Для Bosch нет никаких сомнений в том, что компания может вести бизнес только в долгосрочной перспективе. Во все времена целью компании является обеспечение её долгосрочного успеха и в то же время защита окружающей природной среды, от которой зависят нынешние и будущие поколения. Компания поставила перед собой амбициозные новые задачи на 2025 год и наращивает усилия по адаптации своей деятельности к вызовам, стоящим перед обществом.
Оценка экономической эффективности данных рекомендаций свидетельствует не только о дополнительном размере прибыли, но и о положительной динамике показателей рентабельности. Таким образом, разработанные мероприятия можно считать экономически эффективным и целесообразным.
Литература:
- Solow Robert M. Hayek, Friedman and the illusions of conservative economics. — Harvard University Press, 2012. — 53 p.
- Auerbach A., Bond E. Almanac of business and industrial financial ratios. — 34th Edition, 2003. — 135 p.
- Бланк И. А., Управление прибылью: Учебное пособие — 3-е издание, 2007. — 46 с.
- PwC’s COVID-19 CFO Pulse Survey from May 2020. — [Electronic source] — URL: https:// www.pwc.com/gx/en/issues/crisis-solutions/covid-19/global-cfo-pulse.html (Accessed 11.05.2020).
- Bosch Global: Official website. — [Electronic resource]. URL: https:// www.bosch.com/company/ (accessed 10.04.2020).
- Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно- методическое пособие / М. М. Алексеева. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 288 с.
- Белобородова В. А. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / В. А. Белобородова. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 200 с.
- Горбачева Л. А. Анализ прибыли и рентабельности: Учебное пособие / Л. А. Горбачева. — М.: Экономика, 2015. — 195 с.
- Макеева Е. В. Антикризисное управление и методы финансового оздоровления организации // Бухучет в строительных экономический субъектах, 2016, Nо8. — 154 с.
- Михаленко В. Е. Финансовый менеджмент организации. — М.: Экономика, 2016. — 452 с.
- Муравьев В. В. Организация налогового планирования на предприятии / В. В. Муравьев. Москва: ФБК-ПРЕСС, 2016. — 40 с.
- НиколаеваМ.А.Финансовыйменеджмент.Теоретические основы. Учебник для ВУЗов. — М.: Норма, 2016. — 387 с.
- Савицкая Г. В. Экономический анализ. Учебник / Г. В. Савицкая. М.: Новое знание, 2016. — 679 с.
- Besley T., Ghatak M. Profit with purpose? A theory of social enterprise. — American Journal: Economic Policy, 2017. — 24 p.
- Edom G. O., Inah E. U., Adanma E. S. Impact of human resource accounting on the profitability of a firm: Empirical evidence from access bank of Nigeria PLC. European Centre for research training and development UK, 2015. — 81 p.
- Hall M. Firm Size and Profitability, Review of Economics and Statistics / L.Weiss. — John and Sons, Inc., 3rd Edition, 1967. — 320 p.
- Rathakrishnan L. Small and medium enterprises under globalization: challenges and opportunities, 2009. — Part 2, 129 p.
[1] Составлено автором на основе на основе численных данных взятых из Bosch Global: Official website. – [Electronic resource]. URL: https://www.bosch.com/company/ (accessed 20.03.2020).
[2] Составлено автором на основе на основе численных данных взятых из Bosch Global: Official website. – [Electronic resource]. URL: https://www.bosch.com/company/ (accessed 20.03.2020).
[3] Составлено автором на основе на основе численных данных взятых из Bosch Global: Official website. – [Electronic resource]. URL: https://www.bosch.com/company/ (accessed 15.04.2020).
[4] Составлено автором на основе проведенных анализов (анализа формирования и распределения прибыли компании и анализа коэффициентов).