Расширение образовательной безбарьерной среды и социализация детей с ОВЗ посредством регионального компонента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 12.07.2020

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Казакова, А. С. Расширение образовательной безбарьерной среды и социализация детей с ОВЗ посредством регионального компонента / А. С. Казакова, А. В. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 142-146. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72590/ (дата обращения: 16.11.2024).



Знакомство ребенка с ОВЗ с элементами городского туризма и краеведением способствует всестороннему развитию личности, т.к. данный вид деятельности направлен на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития. Это дает ребенку уверенность чувствовать себя полноправным членом общества, спокойно воспринимать ограниченные возможности своего здоровья. В Государственном Русском музее для детей с ОВЗ более семи лет работает арт-терапевтическая студия, по программе «Шаг навстречу». Проблема включения (инклюзии) детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.

С 2010 года функционирует структурное подразделение «Лекотека» на базе МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства». Специалисты активно включают в свою инклюзивную и коррекционную работу инновационные технологии по данной теме. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемой нами, является технология проблемно-диалогового метода. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения. Диалог является основой данного метода и предполагает не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. Для эффективной работы по предложенной теме мы ставим следующие задачи, согласно ФГОС ДО (таблица 1).

Таблица 1

Задача

Ожидаемый результат

Создание единой психологически комфортной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности во время проведения различных досуговых форм с учетом регионального компонента

– Повышение игровой компетенции у клиентов Лекотеки;

– Освоение навыков сотрудничества ребенком в кругу сверстников и взрослых;

– Опыт позитивного взаимодействия с внешним социумом;

– Воспитание инициативности у ребенка;

– Внимание родителей и педагогов к инициативам детей

Создание элементов интегрированного обучения и развития на основе игровых и диалоговых форм взаимодействия с ребенком

– Осознание своей успешности у ребенка;

– Достижение субъект-субъектных отношений в процессе приобретения социально-культурных навыков

Приобретение этической и эстетической формы иммунитета участниками досуга

– Позитивный выход из проблемных ситуаций;

– Умение выражать и осознать свои потребности;

– Расширение полученного конструктивного опыта семьи в сообществах интернета после посещения мероприятий;

– Осознание себя активной единицей общества

Парковый комплекс «Краснодар» — городская достопримечательность, вхожая в лучшие парковые зоны страны. Архитектура парка включает скейт-парк, скалодром, спиральную смотровую и водную площадки, где можно поплескаться водой из специальных орудий. В детских зонах есть специально оборудованные песочницы, которые установлены так, что ветер не сдувает с них песок; зеленый лабиринт, в котором спрятаны музыкальные инструменты. Данные игровые и арт-объекты являются хорошим инструментарием для таких передовых технологий как сенсорная интеграция в диалоге и метод прелингвистического обучения Милье (это метод следования за ребёнком в игре, исходя из его стартовых возможностей). Зеленая парковая зона наполнена разнообразными уникальными растениями, такими как, например, тропическое дерево Грандифлора из Мадагаскара.

Такой подход способствует обогащению представлений об окружающем мире и пополнению пассивного / активного словаря ребенка. Процесс восприятия искусства и основ краеведения детьми с ОВЗ представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественно-эстетической деятельностью во время посещения достопримечательностей города имеют следующие преимущества:

− способствуют сенсорному развитию детей;

− развивают способности различать цвет, форму, звуки;

− обеспечивают понимание языка различных видов искусства и игровой компетенции.

На базе МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства» структурное подразделение «Лекотека» систематически проводит мероприятия по посещению достопримечательностей города Краснодара (таблица 2).

Таблица 2

Наименование мероприятия

Цель мероприятия

Дата исполнения

Прогулки на теплоходе по реке Кубань

Цель: учить детей проявлять эмоциональную палитру чувств, расширять знания о главной реке Кубани. Закрепить понятие о том, что у всякой реки существует свой животный и растительный мир. Развивать наблюдательность, расширять кругозор, формировать интерес к познанию окружающего мира. Отметить то, что вода — это дом для рыб, растений и животных, о необходимости охраны водных ресурсов

сентябрь

Посещение Океанариума г. Краснодара

Цель: расширить представление и знания ребят об океанариуме и его обитателях; создать атмосферу океана и водного мира для детей.

октябрь

Путешествие в «Мир сказок»

Цель: развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные способности. Воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе.

Формировать интерес к русским народным сказкам; умение договариваться и действовать в коллективе.

январь

Посещение контактного зоопарка

Цель: познакомить детей с представителями разных видов диких животных Краснодарского края и других обитателей флоры и фауны.

Воспитывать бережное отношение к животным, к охране природы. Обогащать сенсорный опыт ребенка.

апрель

Прогулка на Станцию «Юннатов»

Цель: уточнить понятие «Станция юннатов», «сад», «огород», «цветник», «теплица», «газон». Познакомить с названиями растений цветника; с обитателями зооуголка.

Обратить внимание на порядок и чистоту — результат работы многих людей.

май

Примерный план игровой образовательной ситуации в парковой зоне с детьми и родителями (таблица 3).

Таблица 3

Часть

Минутка вхождения в проблему

Применяемые приемы

(релаксация и позитивная установка)

I

часть

Игра «Мое имя»

прием установления причинно-следственной связи

Игра «Собери рюкзачок»

прием классификации и обобщения

Игра «Цапли и Лягушки»

обучение внимательно слушать и запоминать задание

Игра «Кочки»

использование приема сенсорной интеграции

Упражнение «Раз, два, три – к дереву беги»

использование приемов нейропсихологии и логоритмики

II

часть

Игра «Мельница»

метод игровых стратегий (актуализации желаний)

Упражнение с игровым набором Фребеля

метод сопровождения ребенка в игре (А. М. Казьмина)

Игра «Громкие сигналы»

обучение детей различать одинаковые звукокомплексы по громкости

Этюд «Волшебная тучка»

психогимнастика с элементами медитации

III

часть

Рефлексия с использованием метода активного слушания

технологии успешного общения с детьми Ю. Б. Гиппенрейтер, метод АМО

Танец «Дружбы»

флешмоб (под динамическую музыку), с сопровождением танцевально-двигательной терапии

Ритуал прощания: игра «До свидания»

использование стратегии на положительное подкрепление

Говоря о педагогическом воздействии культурно-массовых мероприятий на ребенка, нельзя не отметить еще один важный момент – психотерапевтическое воздействие на ребенка. Как видно из исследований последних лет Воронова А. А. [1] и Демченко О. А. [4], процесс социализации и развития детей нужно рассматривать в контексте. Совместное участие в досуге клиентов «Лекотеки» расширяет их социальный опыт, учит взаимодействию, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия арт-терапии и сил природы на ребенка выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний.

В аспекте данной проблемы мы применяем следующие методики (таблица 4).

Таблица 4

Методики

Арт-терапевтические технологии

Лечение искусством, решение задач знакомства со своим внутренним «Я». Формирует представления о себе, как о личности; снимает психоэмоциональное напряжение; развивает мелкую моторику. Развивает коммуникативные навыки, способность к творчеству.

«Дары Фребеля»

Эффективная технология по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Применение технологии Фребеля в игровых ситуациях способствует развитию эмоционального интеллекта дошкольников (составление пиктограмм), закреплению навыков совместных действий. Детали конструктора легко размещаются на горизонтальных поверхностях и легко транспортируются в детских рюкзачках.

Метод активного слушания

Это способ ведения беседы с детьми, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Применение этого метода позволит развить чувство эмпатии у детей группы. Метод разрешает конфликтные ситуации во время досуга.

Песочная терапия

Направление арт-терапии, благоприятствует развитию эмоционального интеллекта, позволяет стимулировать переживания чувств успеха у нерешительных детей, помогает детям определять эмоции, актуализировать свои желания во время и после посещения мероприятий.

Здоровьесберегающая технология

Медитация, дыхательная гимнастика, которые способствуют освоению детьми приемов само-релаксации, снятию психо-мышечного напряжения и профилактике детской агрессии.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Позволяют заинтересовать и привлечь внимание детей во время прогулок и образовательной ситуации. В группах WhatsApp и Facebook, Instagram сети родители делятся полученным опытом и расширяют пространство безбарьерной среды.

Полученный опыт работы имеет практическую и теоретическую значимость на пути создания безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ. Нужно отметить, что качественно изменились взгляды родителей – клиентов «Лекотеки»: они стали внимательней к инициативам своих детей, у них появилась терпимость к негативному восприятию социумом особенностей развития их ребенка. Это позволило повысить социальную культуру детей и родителей, изменить взгляды на адаптационные возможности ребенка и его здоровья. Данный опыт будет полезен педагогам и специалистам в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ. Практический материал на основе инновационных технологий помогает эффективному достижению субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса.

Литература:

  1. Источник: https://uchebasovet.ru/vopros-otvet/oformlenie-stati-v-spiske-literatury-po-gostu.html1.Арт-терапия для дошкольников. Учеб.-метод. пособие /Воронова А. Сфера, 2018. – 128 с.
  2. В гостях у песочной Феи. / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук. Речь, 2011. – 61с.
  3. Гиппенрейтер, Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., АСТ, 2016.
  4. Демченко О. А. Социально-культурные технологии рекреаций городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание к.п.н. МГУКИ, 2007 г.
  5. Молчанова Е. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2020.
  6. Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. учеб. метод. пособие /: А. С. Галанов. М.: Вентана-Граф, 2015. – 64с.
  7. Привет, Ножки!. Сер.: / Перевод.: Серебренникова Н. А. М.: Генезис, 2010. – 143с.
  8. Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Метод. рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под. общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», Самара, 2014. — 44 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, краснодар, таблица, III, активное слушание, Детский сад, игровая компетенция, посещение мероприятий, сенсорная интеграция, структурное подразделение.


Похожие статьи

Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной педагогики

Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия социального партнерства (из опыта работы)

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при трудоустройстве и со-циальной адаптации

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Создание условий для взаимодействия педагогов ДОО с семьей и социумом

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте

Похожие статьи

Технологии инклюзивного образования как средства для создания безбарьерного обучения детей с ОВЗ

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ посредством музейной педагогики

Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через мероприятия, проводимые в рамках взаимодействия социального партнерства (из опыта работы)

Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия специалистов ДОУ с родителями детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Повышение мобильности выпускников учреждений СПО при трудоустройстве и со-циальной адаптации

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Создание условий для взаимодействия педагогов ДОО с семьей и социумом

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте

Задать вопрос