Знакомство ребенка с ОВЗ с элементами городского туризма и краеведением способствует всестороннему развитию личности, т.к. данный вид деятельности направлен на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития. Это дает ребенку уверенность чувствовать себя полноправным членом общества, спокойно воспринимать ограниченные возможности своего здоровья. В Государственном Русском музее для детей с ОВЗ более семи лет работает арт-терапевтическая студия, по программе «Шаг навстречу». Проблема включения (инклюзии) детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования в условиях развития современного общества весьма актуальна.
С 2010 года функционирует структурное подразделение «Лекотека» на базе МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства». Специалисты активно включают в свою инклюзивную и коррекционную работу инновационные технологии по данной теме. Одной из наиболее универсальных технологий, применяемой нами, является технология проблемно-диалогового метода. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения. Диалог является основой данного метода и предполагает не просто поочередный обмен информацией, а совместный поиск общих позиций, их соотнесение. Для эффективной работы по предложенной теме мы ставим следующие задачи, согласно ФГОС ДО (таблица 1).
Таблица 1
Задача |
Ожидаемый результат |
Создание единой психологически комфортной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности во время проведения различных досуговых форм с учетом регионального компонента |
– Повышение игровой компетенции у клиентов Лекотеки; – Освоение навыков сотрудничества ребенком в кругу сверстников и взрослых; – Опыт позитивного взаимодействия с внешним социумом; – Воспитание инициативности у ребенка; – Внимание родителей и педагогов к инициативам детей |
Создание элементов интегрированного обучения и развития на основе игровых и диалоговых форм взаимодействия с ребенком |
– Осознание своей успешности у ребенка; – Достижение субъект-субъектных отношений в процессе приобретения социально-культурных навыков |
Приобретение этической и эстетической формы иммунитета участниками досуга |
– Позитивный выход из проблемных ситуаций; – Умение выражать и осознать свои потребности; – Расширение полученного конструктивного опыта семьи в сообществах интернета после посещения мероприятий; – Осознание себя активной единицей общества |
Парковый комплекс «Краснодар» — городская достопримечательность, вхожая в лучшие парковые зоны страны. Архитектура парка включает скейт-парк, скалодром, спиральную смотровую и водную площадки, где можно поплескаться водой из специальных орудий. В детских зонах есть специально оборудованные песочницы, которые установлены так, что ветер не сдувает с них песок; зеленый лабиринт, в котором спрятаны музыкальные инструменты. Данные игровые и арт-объекты являются хорошим инструментарием для таких передовых технологий как сенсорная интеграция в диалоге и метод прелингвистического обучения Милье (это метод следования за ребёнком в игре, исходя из его стартовых возможностей). Зеленая парковая зона наполнена разнообразными уникальными растениями, такими как, например, тропическое дерево Грандифлора из Мадагаскара.
Такой подход способствует обогащению представлений об окружающем мире и пополнению пассивного / активного словаря ребенка. Процесс восприятия искусства и основ краеведения детьми с ОВЗ представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественно-эстетической деятельностью во время посещения достопримечательностей города имеют следующие преимущества:
− способствуют сенсорному развитию детей;
− развивают способности различать цвет, форму, звуки;
− обеспечивают понимание языка различных видов искусства и игровой компетенции.
На базе МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 216 «Кораблик детства» структурное подразделение «Лекотека» систематически проводит мероприятия по посещению достопримечательностей города Краснодара (таблица 2).
Таблица 2
Наименование мероприятия |
Цель мероприятия |
Дата исполнения |
Прогулки на теплоходе по реке Кубань |
Цель: учить детей проявлять эмоциональную палитру чувств, расширять знания о главной реке Кубани. Закрепить понятие о том, что у всякой реки существует свой животный и растительный мир. Развивать наблюдательность, расширять кругозор, формировать интерес к познанию окружающего мира. Отметить то, что вода — это дом для рыб, растений и животных, о необходимости охраны водных ресурсов |
сентябрь |
Посещение Океанариума г. Краснодара |
Цель: расширить представление и знания ребят об океанариуме и его обитателях; создать атмосферу океана и водного мира для детей. |
октябрь |
Путешествие в «Мир сказок» |
Цель: развивать эмоциональную отзывчивость и коммуникативные способности. Воспитывать устойчивый интерес к художественной литературе. Формировать интерес к русским народным сказкам; умение договариваться и действовать в коллективе. |
январь |
Посещение контактного зоопарка |
Цель: познакомить детей с представителями разных видов диких животных Краснодарского края и других обитателей флоры и фауны. Воспитывать бережное отношение к животным, к охране природы. Обогащать сенсорный опыт ребенка. |
апрель |
Прогулка на Станцию «Юннатов» |
Цель: уточнить понятие «Станция юннатов», «сад», «огород», «цветник», «теплица», «газон». Познакомить с названиями растений цветника; с обитателями зооуголка. Обратить внимание на порядок и чистоту — результат работы многих людей. |
май |
Примерный план игровой образовательной ситуации в парковой зоне с детьми и родителями (таблица 3).
Таблица 3
Часть |
Минутка вхождения в проблему |
Применяемые приемы (релаксация и позитивная установка) |
I часть |
Игра «Мое имя» |
прием установления причинно-следственной связи |
Игра «Собери рюкзачок» |
прием классификации и обобщения |
|
Игра «Цапли и Лягушки» |
обучение внимательно слушать и запоминать задание |
|
Игра «Кочки» |
использование приема сенсорной интеграции |
|
Упражнение «Раз, два, три – к дереву беги» |
использование приемов нейропсихологии и логоритмики |
|
II часть |
Игра «Мельница» |
метод игровых стратегий (актуализации желаний) |
Упражнение с игровым набором Фребеля |
метод сопровождения ребенка в игре (А. М. Казьмина) |
|
Игра «Громкие сигналы» |
обучение детей различать одинаковые звукокомплексы по громкости |
|
Этюд «Волшебная тучка» |
психогимнастика с элементами медитации |
|
III часть |
Рефлексия с использованием метода активного слушания |
технологии успешного общения с детьми Ю. Б. Гиппенрейтер, метод АМО |
Танец «Дружбы» |
флешмоб (под динамическую музыку), с сопровождением танцевально-двигательной терапии |
|
Ритуал прощания: игра «До свидания» |
использование стратегии на положительное подкрепление |
Говоря о педагогическом воздействии культурно-массовых мероприятий на ребенка, нельзя не отметить еще один важный момент – психотерапевтическое воздействие на ребенка. Как видно из исследований последних лет Воронова А. А. [1] и Демченко О. А. [4], процесс социализации и развития детей нужно рассматривать в контексте. Совместное участие в досуге клиентов «Лекотеки» расширяет их социальный опыт, учит взаимодействию, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы. Психокоррекционный эффект воздействия арт-терапии и сил природы на ребенка выражается также в эффекте «очищения» от накопившихся негативных переживаний.
В аспекте данной проблемы мы применяем следующие методики (таблица 4).
Таблица 4
Методики |
|
Арт-терапевтические технологии |
Лечение искусством, решение задач знакомства со своим внутренним «Я». Формирует представления о себе, как о личности; снимает психоэмоциональное напряжение; развивает мелкую моторику. Развивает коммуникативные навыки, способность к творчеству. |
«Дары Фребеля» |
Эффективная технология по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. Применение технологии Фребеля в игровых ситуациях способствует развитию эмоционального интеллекта дошкольников (составление пиктограмм), закреплению навыков совместных действий. Детали конструктора легко размещаются на горизонтальных поверхностях и легко транспортируются в детских рюкзачках. |
Метод активного слушания |
Это способ ведения беседы с детьми, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего. Применение этого метода позволит развить чувство эмпатии у детей группы. Метод разрешает конфликтные ситуации во время досуга. |
Песочная терапия |
Направление арт-терапии, благоприятствует развитию эмоционального интеллекта, позволяет стимулировать переживания чувств успеха у нерешительных детей, помогает детям определять эмоции, актуализировать свои желания во время и после посещения мероприятий. |
Здоровьесберегающая технология |
Медитация, дыхательная гимнастика, которые способствуют освоению детьми приемов само-релаксации, снятию психо-мышечного напряжения и профилактике детской агрессии. |
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) |
Позволяют заинтересовать и привлечь внимание детей во время прогулок и образовательной ситуации. В группах WhatsApp и Facebook, Instagram сети родители делятся полученным опытом и расширяют пространство безбарьерной среды. |
Полученный опыт работы имеет практическую и теоретическую значимость на пути создания безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ. Нужно отметить, что качественно изменились взгляды родителей – клиентов «Лекотеки»: они стали внимательней к инициативам своих детей, у них появилась терпимость к негативному восприятию социумом особенностей развития их ребенка. Это позволило повысить социальную культуру детей и родителей, изменить взгляды на адаптационные возможности ребенка и его здоровья. Данный опыт будет полезен педагогам и специалистам в инклюзивной работе с детьми с ОВЗ. Практический материал на основе инновационных технологий помогает эффективному достижению субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса.
Литература:
- Источник: https://uchebasovet.ru/vopros-otvet/oformlenie-stati-v-spiske-literatury-po-gostu.html1.Арт-терапия для дошкольников. Учеб.-метод. пособие /Воронова А. Сфера, 2018. – 128 с.
- В гостях у песочной Феи. / Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук. Речь, 2011. – 61с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?». М., АСТ, 2016.
- Демченко О. А. Социально-культурные технологии рекреаций городского населения в парках культуры и отдыха. Автореферат на соискание к.п.н. МГУКИ, 2007 г.
- Молчанова Е. 300 игр для развития слухового внимания ребенка. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2020.
- Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста. учеб. метод. пособие /: А. С. Галанов. М.: Вентана-Граф, 2015. – 64с.
- Привет, Ножки!. Сер.: / Перевод.: Серебренникова Н. А. М.: Генезис, 2010. – 143с.
- Карпова Ю. В. Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: Метод. рекомендации / Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова; Под. общ. ред. В. В. Кожевниковой. — М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», Самара, 2014. — 44 с.