В статье рассматриваются вопросы, связанные с реализацией иностранными гражданами права на труд в Российской Федерации, особенности правового регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами, отражающие направления государственной политики в отношении привлечения иностранных работников на территорию нашего государства.
Ключевые слова: иммигранты, патент, право на труд, трудовой договор
The article deals with issues related to the implementation of the right to work by foreign citizens in the Russian Federation, the features of legal regulation of labor relations with foreign citizens, reflecting the direction of state policy in relation to attracting foreign workers to the territory of our state.
Keywords: immigrants, the patent, right to work, employment contract
На протяжении многих лет в Российскую Федерацию приезжают устраиваться на работу трудовые мигранты как легально, так и нелегально. В их приезде заинтересованы как сами мигранты, приезжающие в поисках работы, так и российские работодатели. Так потребность в трудовых мигрантах на 2020 год определена в размере 104 993 человека, что составляет 72,6 % от потребности на 2019 год [7]. Из них 96,5 % составляют квалифицированные иностранные работники. Анализ показателей за последние три года позволяет сделать вывод о снижении числа приглашаемых в Российскую Федерацию иностранных работников, причет доля приглашаемых квалифицированных работников возрастает.
Как и российские граждане, иностранные рабочие также имеют права и обязанности в сфере труда. Они имеют специфические особенности по сравнению с гражданами России. Так иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства [2,с.3032].
Выделяют следующие статусы иммигрантов:
временно пребывающий — то есть иностранный гражданин, который имеет карту мигранта с регламентированной конечной датой нахождения в пределах России;
временно проживающий — нерезидент РФ, который располагает разрешением на временное проживание в течение 3 лет;
постоянно проживающий — иностранный житель, чье нахождение регламентируется видом на жительство, которое действует на протяжении 5 лет.
На иностранных граждан, как и на граждан РФ, также распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так по общему правилу иностранные граждане могут вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении восемнадцатилетнего возраста. С ними заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в некоторых случаях — срочный трудовой договор.
Иностранным гражданам предоставляется право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничении.
Наряду с общими сведениями в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином, указываются сведения о:
разрешении на работу или патенте — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
разрешении на временное проживание в Российской Федерации — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
виде на жительство — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства [1,с.3].
Также одним из обязательных условий, включаемых в трудовой договор, является заключение договора добровольного медицинского страхования или заключение работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику. Этот договор будет обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Работодатель может привлекать и использовать иностранных работников при наличии у него данного разрешения, а иностранный гражданин может осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии, не указанной в разрешении на работу. Однако с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации.
Статья 327.6 Трудового кодекса Российской Федерации содержит специальные основания прекращения трудового договора с иностранными работниками. При этом указанная статья предусматривает обстоятельства (юридические факты), служащие основаниями для прекращения трудовых отношений, которые носят типично административный характер, что, безусловно, существенным образом ограничивает право иностранных граждан на труд и является неоправданным исключением из их равноправного правового статуса, зафиксированного ст. 327.1 ТК РФ.
Обращаясь к данным статистике, следует отметить, что за первое полугодие 2019 года 2,4 миллиона трудовых мигрантов въехали в Россию. Подавляющее число из них — граждане СНГ [4].
За январь-декабрь 2019 года было оформлено 126 879 разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, 1 767 254 патента [6].
Одним из направлений государственной политики в области занятости является международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм [3]. Основная задача — сделать так, чтобы было комфортно и для трудовых мигрантов, и для российских работодателей. Для этого можно создавать различные программы трудовой миграции, по которой иностранным гражданам будут помогать проходить процедуру въезда и трудоустройства, а также привлекать их к дальнейшему сотрудничеству. В этом случае работодатели будут уже знать, кого берут на работу и могут в будущем поддерживать с ними связь, а также для них это тоже облегчит процедуру трудоустройства.
Нельзя не отметить, что в настоящее время в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и ослаблением курса рубля наблюдается отток рабочей силы, особенности неквалифицированной, в страны СНГ. При этом законодателем введены квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на осуществление трудовой деятельности. Согласно положениям п. 1 ст. 18 Закона № 115-ФЗ квота выдается в зависимости от ситуации с занятостью в конкретном регионе России и возможностью обустройства привлекаемых иностранных граждан.
Имеющаяся к настоящему времени практика выдачи регионами Российской Федерации квот на привлечение иностранных работников позволяет сделать ряд выводов относительно результатов привлечения иностранных работников к использованию предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
В настоящее время сохраняется тенденция сокращения числа квот, выдаваемых иностранцам на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. В 2019 г. данная квота сократилась на 7,6 % по отношению к 2018гоу и составила показатель 83 480 работников. В 2017 году данный показатель существенно выше — 110 160. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что многие иностранные граждане, приезжающие на территорию Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности, из стран — участников ЕАЭС, могут работать без оформления разрешительной документации, численность трудовых мигрантов из стран с визовым режимом пребывания составляют весомую долю рынка труда Российской Федерации. К примеру, в конце 2018 года число выданных иностранным гражданам разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности составило 1,81 млн, при этом порядка 1,1 млн трудовых мигрантов могли работать без оформления разрешений на работу и патентов (граждане из стран –участников ЕАЭС).
Одновременно с этим отмечается, что сокращение численности выдаваемых квот влечет сокращение численности прибываемых на территорию Российской Федерации иностранных граждан, и, как следствие этому, сокращение преступности со стороны иностранных граждан [5].
В свою очередь сокращение численности выдаваемых иностранным трудовым мигрантам квот на осуществление трудовой деятельности влечет образование очередей за их получением, беспорядкам среди самих иностранных граждан, желание их получить в нарушение установленного порядка посредством коррупционных и мошеннических действий.
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что в настоящее время распространение квот среди иностранных происходит в отсутствие единого механизма.
Наличие очередей трудовых мигрантов за получением разрешений на работу на территории нашей страны при отсутствии единого установленного механизма осуществления оценки соответствия обратившегося иностранного гражданина установленным критериям, влечет повышенную нагрузку на лиц, ответственных за выдачу квот, и коррупционному поведению указанных должностных лиц.
Помимо коррупционных рисков, ограниченная численность квот и трудности в получении иностранными мигрантами разрешений на временное проживание, влечёт возникновение различного рода посредников и преступных групп, занимающихся нелегальным предоставлением разрешений на осуществление трудовой деятельности иностранным мигрантам. В результате всей этой деятельности происходит больше нарушений, чем пользы. Поиск иностранных граждан, желающих на возмездной основе незаконно встать на миграционный учёт, без фактического пребывания по месту регистрации; получение от иностранного гражданина необходимых документов, в том числе, удостоверяющих личность; составление уведомлений о прибытии иностранного гражданина в место пребывания; составление уведомлений о подтверждении своего проживания в Российской Федерации и сопутствующих ему документов, в том числе в виде трудовых договоров; составление уведомлений о заключении трудовых договоров; внесение в документы заведомо ложных сведений о месте пребывания иностранных граждан, а также, об осуществлении ими трудовой деятельности; подачу вышеуказанных документов в отдел УФМС России.
В настоящее время в открытом доступе имеется информация о поиске фиктивного супруга (мужа, жены). Вступление в брак с гражданином Российской Федерации, позволяет трудовым мигрантам получить без учета утверждаемой квоты разрешение на временное проживание. Представляется необходимым с учетом имеющихся в настоящее время у правоохранительных органов возможностей уже на стадии размещения объявления привлекать к ответственности и лиц, размещающих данные объявления, и лиц, пользующимися данными услугами.
Сейчас в открытом доступе размещаются такие объявления, как «ищу фиктивного мужа/жену». На наш взгляд, уже на данном этапе требуется вмешательство государства. Современный уровень информационных технологий позволяет выявить и того, кто размещает объявление, и того, кто откликается на него.
Для решения проблемы предоставления иностранным гражданам разрешений на временное проживания и осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации МВД РФ предлагает внести изменения в статью 6 Закона № 115-ФЗ, закрепив распределение квот на основании решения комиссии, которая создается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации при участии заинтересованных представителей федеральных органов исполнительной власти (в сфере безопасности, миграции, социальной защиты). Указанное предложение свидетельствует о наличии проблем в указанной сфере. Между тем, данный вариант решения не приведет к эффективному разрешению указанного вопроса.
С одной стороны, квота на выдачу разрешений на временное проживание выдается органами власти соответствующего региона с учетом анализа демографической ситуации в регионе и возможностей обустройства иностранцев в регионе. Кроме того, региональные органы власти имеют еще одно полномочие, посредством которого могут регулировать численность трудовых мигрантов на своей территории. В соответствии с положениями п. 3 ст. 18 закона № 115-ФЗ органам государственной службы занятости субъекта Российской Федерации предоставлено право выдачи заключений, на основании которого органы внутренних дел предоставляют разрешение на привлечение и использование организациями-работодателями трудовых мигрантов.
С другой стороны, анализ правоприменительной деятельности позволяет сделать вывод о том, что квоты региональными органами власти распределяются не всегда добросовестно. Так, из пояснительной записки к вышеуказанному законопроекту МВД РФ указано на неравномерность расходования квоты в России. К примеру, квоты, установленные в Челябинской и Свердловской области в первой половине 2019года распределены в полном объеме. Между тем, в Тверской и Волгоградской областях указанная квота распределена лишь на 20 %. В этой связи следует отметить, что многими регионами реальная потребность в привлечении иностранных работников определяется ненадлежащим образом. При этом какая-либо ответственность за ненадлежащее определение указанных квот отсутствует.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации» 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. С. 3.
- Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. С. 3032.
- Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2019г.) // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
- Данные сайта РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/16/08/2019/5d5560979a7947af4fa8a883 (дата обращения: 14.06.2020)
- Огиенко А. С. О некоторых проблемах трудовой миграции в РФ // Российское правоведение: трибуна молодого ученого: сб. статей / Отв. ред. В. А. Уткин. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. — Вып. 19. С. 40–42.
- Основные показатели по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2019 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/19364859/ (дата обращения: 14.06.2020)
- Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/38579/ (дата обращения: 13.06.2020).