В статье автор определяет источники финансового обеспечения здравоохранения, проводит анализ бюджетных расходов на здравоохранение.
Ключевые слова: финансирование здравоохранения, бюджетное финансирование, фонд обязательного медицинского страхования.
В Российской Федерации действует смешанная бюджетно-страховая модель финансирования.
Основным недостатком существующей модели финансирования и организации государственной системы здравоохранения является множественность источников поступления средств для финансирования и недостаточность каждого из них как по отдельности, так и сумме для достаточного финансового обеспечения.
В настоящее время средства обязательного медицинского страхования являются первым базовым источником финансирования (взносы за работающее население 5,1 % фонда оплаты труда, которые уплачивают работодатели и взносы регионов на неработающее население [1]), затем средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Действующие на территории Российской Федерации источники финансового обеспечения здравоохранения детально представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные источники финансирования здравоохранения в Российской Федерации [2]
Основным направлением в системе здравоохранения является увеличение государственных расходов за счет бюджетов бюджетной системы РФ и одновременным усилением роли обязательного медицинского страхования (рисунок 2).
Рис. 2. Расходы бюджетной системы РФ на здравоохранение за 2017–2019 гг. [4]
За рассматриваемый период наблюдается ежегодное увеличение расходов на здравоохранение по всем показателям. Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2019 году увеличились на 34,34 % по сравнению с 2017 годом и составили 3789,7 млрд руб. По расходам федерального бюджета также наблюдается тенденция к увеличению, в 2019 по сравнению с 2017 годом на 62,12 %. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились на 37,76 % и составили в 2019 году 1167,2 млрд руб.
Расходы бюджета ФОМС за 2019 год составили 2,18 трлн. рублей, или 99,8 % от утверждённого размера и от уточнённой сводной росписи (2,19 трлн. руб.) [6]. Расходы увеличились по сравнению с 2018 годом на 198 млрд рублей, или на 10 %. Бюджет фонда за 2019 год исполнен с дефицитом в размере 62,7 млрд рублей, который обеспечен доходами с учётом переходящих остатков средств бюджета фонда. При этом из федерального бюджета в бюджет фонда поступили межбюджетные трансферты в объёме 78,9 млрд рублей (100 % от утверждённого размера). В 2019 году расходы ФОМС на оплату родовых сертификатов составили почти 14 млрд рублей. На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включённой в базовую программу ОМС, было направлено 100,7 млрд рублей. Основные расходы ФОМС связаны с приоритетными направлениями — развитии первичной медико-санитарной помощи, профилактики, повышении доступности и качества медпомощи, мероприятиях по охране материнства и детства, ВМП и формировании здорового образа жизни.
Для более детального анализа финансового обеспечения здравоохранения рассмотрим в таблицах 1 и 2 объемы государственного финансирования здравоохранения по основным статьям расходов за 2017–2019 гг.
Таблица 1
Структура объемов государственного финансирования здравоохранения по основным статьям расходов за 2017–2019 гг.
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|||
Сумма, млрд руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, млрд руб. |
Уд. вес, % |
|
Здравоохранение |
2044,7 |
100 |
3315,9 |
100 |
3789,7 |
100 |
Стационарная медицинская помощь |
125,8 |
6,15 |
474,7 |
14,32 |
550,8 |
14,53 |
Амбулаторная помощь |
138,0 |
6,75 |
317,3 |
9,57 |
378,1 |
9,98 |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
0,1 |
0,005 |
6,4 |
0,19 |
7,5 |
0,20 |
Скорая медицинская помощь |
3,9 |
0,19 |
24,1 |
0,73 |
29,8 |
0,79 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
35,9 |
1,76 |
55,4 |
1,67 |
60,1 |
1,59 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
3,7 |
0,18 |
26,5 |
0,80 |
28,5 |
0,75 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
19,5 |
0,96 |
30,7 |
0,92 |
34,5 |
0,91 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения |
18,9 |
0,92 |
27,1 |
0,82 |
37,1 |
0,98 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
1698,7 |
83,08 |
2353,8 |
70,98 |
2663,3 |
70,28 |
Источник: составлено автором на основании [5]
В структуре объемов государственного финансирования по основным статьям расходов наибольший удельный вес занимает статья другие вопросы в области здравоохранения, ее доля колеблется от 83,08 % до 70,28 % в 2017 г. и в 2019 г. соответственно. Расходы на другие вопросы в области здравоохранения ежегодно увеличиваются в абсолютном значении, однако их доля в общем объеме расходов уменьшается. Также значительную долю занимает статья расходов на стационарную медицинскую помощь, ее доля ежегодно увеличивается и составляет 6,15 %, 14,32 %, 14,53 в 2017 г., 2018 г, 2019 г. соответственно. Наименьшую долю занимает статья медицинская помощь в дневных стационарах всех типов и составляет 0,2 % от общего объема расходов на здравоохранение.
Таблица 2
Динамика объемов государственного финансирования здравоохранения по основным статьям расходов за 2017–2019 гг., в млрд руб.
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Темп роста, 2019/2017 |
Здравоохранение |
2044,7 |
3315,9 |
3789,7 |
185,34 % |
Стационарная медицинская помощь |
125,8 |
474,7 |
550,8 |
в 4,37 раза |
Амбулаторная помощь |
138,0 |
317,3 |
378,1 |
в 2,73 раза |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
0,1 |
6,4 |
7,5 |
в 75 раза |
Скорая медицинская помощь |
3,9 |
24,1 |
29,8 |
в 7,64 раза |
Санаторно-оздоровительная помощь |
35,9 |
55,4 |
60,1 |
167,41 % |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
3,7 |
26,5 |
28,5 |
в 7,7 раз |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
19,5 |
30,7 |
34,5 |
176,92 % |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения |
18,9 |
27,1 |
37,1 |
196,30 % |
Другие вопросы в области здравоохранения |
1698,7 |
2353,8 |
2663,3 |
156,78 % |
Источник: составлено автором на основании [5]
Рассматривая динамику объемов государственного финансирования здравоохранения по основным статьям расходов, отмечается ежегодная тенденция к увеличению по всем статьям расходов. В целом расходы на здравоохранение увеличились на 85,34 %. Основное увеличение по статьям другие вопросы в области здравоохранения и стационарная медицинская помощь.
Эти средства, прежде всего, направлены на выполнение Указа Президента РФ по повышению заработной платы медицинских работников, а также новых видов помощи.
В 2018 году введены в строй 350 новых врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, что также привело к увеличению расходов. До 31 декабря 2024 года реализуется национальный проект «Здравоохранение» с бюджетом 1725,9 млрд руб., что также находит свое отражение в увеличении объемов государственного финансирования здравоохранения [3].
По расчетам экспертов Всемирной организации здравоохранения для эффективного функционирования системы здравоохранения финансирование должно составлять не менее 6–8 % от валового внутреннего продукта страны. В России данный показатель на протяжении нескольких десятилетий составляет не более 4 % (рисунок 3). Россия находится на 70-м месте в мире по финансированию здравоохранения и на 55-м месте по его эффективности.
Это говорит о том, что имеющийся объем бюджетных средств, направленных на развитие системы здравоохранения недостаточен. В современных условиях финансирование отечественного здравоохранения требует дополнительных источников финансирования, такие как государственно-частное партнерство, доходы от предпринимательской деятельности, государственная грантовая поддержка.
Рис. 3. Доля бюджетных расходов на здравоохранение в % к ВВП [4]
Здравоохранение является приоритетным направлением социально-экономического развития РФ. В связи с этим становится актуальным вопрос определения источников и размеров финансирования системы здравоохранения.
Литература:
- Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107289/ ;
- Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 8 июня 2020 года) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ . — Режим доступа: http://base.garant.ru/12191967/ ;
- Государственный доклад о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за 2018 год [Электронный ресурс]. — М.: Министерство здравоохранения РФ, 2018. — 197 с. — Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/sfere-ohrany-zdorovya-za-2018 ;
- Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ ;
- Официальный сайт Федерального Казначейства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.roskazna.ru/ ;
- Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ffoms.gov.ru/ ;