В рамках данной статьи автором, на основе анализа норм действующего законодательства и трудов ученых, исследуется признаки (черты) правового положения органа публичной власти. По результатам проведенного исследования автором формулируется собственное понятие органа публичной власти.
Ключевые слова: орган публичной власти, правовое положение органа публичной власти, признаки органа публичной власти.
Введение. Теоретическое осмысление отдельных признаков органа публичной власти позволяет не только лучше понять правовую природу исследуемого явления, но и фактически является отправной точкой в понимании места и роли государственных органов, как особых субъектов механизма функционирования государства. При этом отметим, что вопросы, связанные с понятием и основными признаками правового положения органа публичной власти, традиционно постоянно находятся в «поле зрения» ученых. Так, исследованию понятия и основных признаков правового положения органа публичной власти посвящены работы А. Б. Венгерова [1, c. 177]., И. Б. Григорьева [3, c. 193]., М. Н. Марченко [4, c. 108] и других авторов. Проанализировав мнения вышеуказанных исследователей, мы установили следующее.
Основной раздел. Всовременной юридической доктрине и политико-правовой литературе присутствует плюрализм мнений относительно как самого определения понятия органа публичной власти, так и относительно основных признаков его правового положения.
Так, классическим определением «публичного (государственного) органа» в современной литературе является понимание его как создаваемого в установленном законом порядке и наделенного властными полномочиями, организованный коллектив людей, призванных решать установленные законом задачи и осуществлять функции государства в определенной сфере жизни общества. В многочисленных трудах по теории государства и права данное определение является устоявшимся и активно используется авторами в своих работах [7, c.44].
Но вместе с тем, присутствуют и иные определения публичного органа. Так, согласно точке зрения Е. В. Суслина, публичный орган — это относительно самостоятельное, обособленное звено государственного аппарата, созданное государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенного при этом соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на материальную, организационную и принудительную силу государства [5, c.133].
Согласно точке зрения, высказанной А. С. Шабуровым, орган публичной власти есть индивид или организация, наделенная государственно-властными полномочиями для осуществления функций государства [8, c.51].
Другой автор А. А. Клишас в своей работе представляет сразу три подхода к понимаю органа публичной власти: во-первых, это составная часть механизма государства, наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государства; во-вторых, это политическое учреждение, созданное для осуществления функций государства и наделенное для этого полномочиями публично-властного характера; в-третьих, это организация или единоличное должностное лицо, наделенное властными полномочиями, проявляющимися в издании решений, обязательных для лиц, которым они адресованы, и осуществляющие контроль за их исполнением [6, c.133].
Подводя итог проведенному анализу мнений ученых, мы можем сделать несколько промежуточных выводов. Во-первых, представляется возможным поставить знак равенства между «органом публичной власти» и органом «государственной (тут, и ниже по тексту, говоря о государственной власти мы имеем в виду также и власть муниципальную) власти». Во-вторых, все ученые которые исследовали данную категорию, в целом, хотя и по-разному формулируют понятие публичного органа, но все по сути говорят об одних и тех же чертах органа государственной (публичной власти) которые предопределяет его правовое положение.
Далее отметим, что на наш взгляд можно выделить следующие черты (признаки) органа государственной (публичной) власти. Во-первых, орган публичной власти всегда действует от имени «основного субъекта власти» — государства, т. е. орган публичной власти реализует ту или иную деятельность только по поручению государственного образования, без государства и его поручения (выполненном в установленном законом порядке) орган публичной власти не может осуществлять ту или иную деятельность.
Во-вторых, что (следует из первого признака) орган публичной власти всегда наделяется определенными властными полномочиями государства по управлению в той или иной сфере общества, т. к. без властных полномочий осуществление управления обществом фактически невозможно. Кроме того, набор властных полномочий не может быть безграничным (в случае с демократическим государством) и должны существовать четкие пределы ограничения полномочий органа публичной власти, система сдержек и противовесов и т. д. Но подчеркнем, что этот признак обязателен для демократических режимов, тогда как в антидемократических режимах наоборот, компетенция отдельных органов государственной власти по сути может быть безгранична или очень сильно «размыта» в сторону увеличения.
В-третьих, орган публичной власти всегда имеет организованный характер, т. е. в подавляющем большинстве случаев он не только имеет в своем основании четкую систему и структуру, т. е. разделен на соответствующие внутренние подразделения, которые выполняют и/или обеспечивают выполнение те или иные функции данного государственного органа.
В-четвертых, орган публичной власти по своей сути является «основным» элементом государственного аппарата, т. е. посредством деятельности органов публичной власти осуществляется функционирование государственного аппарата в частности и государства в целом.
В-пятых, орган публичной власти всегда представляет собой объединение определенных физических лиц, либо же в отдельных случаях одно физическое лицо. Органы публичной власти могут функционировать только за счет той деятельности, которую внутри них осуществляют индивиды.
Отметим, что вышеуказанные признаки не являются исчерпывающими, по сути можно выделять признаки органа публичной власти очень долго, т. к. вполне возможно разбить вышеуказанные нами признаки на более мелкие и в свою очередь более мелкие также разделить еще раз. Но представляется, что это не целесообразно, т. к. познать правовое положение органа публичной власти вполне возможно посредством вышеуказанных признаков, а кроме того, подавляющее большинство ученых выделяет 4–6 признаков органа публичной власти для целей понимания его природы и положения.
Заключение. Таким образом, проанализировав мнения ученых касательно определения понятия органа публичной власти, а также выделив отдельные признаки данного органа мы попробуем сформулировать собственное определение данной категории и далее определим особенности правового положения орган публичной власти.
Орган публичной власти (государственный орган) — особый элемент института государства, созданный публичным образованием и для осуществления его функций, обладающий набором полномочий (компетенцией) властного (публично-правого характера), являющий собой объединение индивидов (одного индивида). Сущностью правового положения публичного органа является то, что он (в рамках своей сферы деятельности) представляет собой государство в целом (в определенной сфере деятельности) и от него не отделим, т. е. деятельность публичного органа рассматривается как деятельность государства в целом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, правовое положение органа публичной власти предопределяется теми средствами правового регулирования, которыми государства регламентирует его деятельность (в-первую очередь компетенцию).
Литература:
- Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Омега-Л, 2014. С. 177.
- Грандонян К. А. Теория государства и права: учебное пособие. Саратов: Из-во РЕУ им. Г. В. Плеханова, 2018. С. 38 и т. д.
- Григорьева И. В. Теория государства и права. М.: Проспект, 2019. С. 193.
- Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Проспект», 2016. С. 108.
- Суслин Э. В. Теория государства и права: учебное пособие. Спб.: СПб.: АНО ВО «СЮА», 2018. С. 133.
- Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А. А. Клишаса. М.: Статут, 2019. С. 133.
- Честнов И. Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Спб.: Из-во Санкт-Петербургского университета Прокуратуры Российской Федерации, 2019. С. 44.
- Шабуров А. С., Жайкбаев Ж. С. Теория государства и права: учебное пособие — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2019. С. 51.