Речь представляет собой исторически сложившуюся форму коммуникации через использование языковых конструкций, созданных в опоре на специфические правила [5]. Фразовая речь включает в себя формирование и формулирование мыслей через речевые средства. Но также она зависит от восприятия языковых конструкций и их верное понимание.
На развитие психических функций младшего школьника влияет нормальное функционирование слухового аппарата [6]. Объясняется это тем, что именно через слух ребенок воспринимает информацию из окружающей среды [4]. Фразовая речь выступает в роли универсального средства общения, позволяющего познавать мир. В современном мире язык как средство общения занимает главенствующую позицию. Нельзя переоценить роль фразовой речи в качестве средства общения.
При освоении фразовой речи у слабослышащих детей возникают трудности, так как овладение речью не происходит самопроизвольно из-за нарушения языковой способности. При этом фразовая речь выступает в качестве фактора всестороннего развития слабослышащего ребенка, способствующая его нормальной адаптации. В российской сурдопедагогике сложилась система формирования фразовой речи слабослышащего ребенка [1]. Систематическое использование специальных приемов и методов в обучении слабослышащих детей помогает создать условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов [2].
На основе теоретического анализа по развитию фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста были поставлены цели и задачи, на основе которых было проведено обследование детей. В исследовании приняли участие 5 слабослышащих учащихся 2 класса, коррекционной общеобразовательной школы. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком и в первую половину дня для наиболее эффективного получения результата.
Основной целью исследовательской работы является выявление уровня развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- Подобрать и описать диагностические задания для выявления уровня развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
- Провести обследование по выявлению уровня развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- Изучение специальной литературы.
- Систематизация диагностических заданий для выявления уровня развития фразовой речи.
- Проведение обследования уровня развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
- Анализ диагностических данных.
Для практической части обследования, для изучения уровня развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста за основу была взята методика обследования связной речи, предложенная В. П. Глуховым [3]. Методика предназначена для детей в возрасте от 7 лет. Задания диагностической работы предполагают балльно-уровневую систему оценивания. За каждое выполненное задание ученик может получить от 0 до 4 баллов. Исследование связной речи с помощью серии заданий. Автор В. П. Глухов [3].
Задание 1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).
Цель: определить способность детей составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы.
Задание 2. Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически.
Цель: определить способность детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы — высказывания.
Задание 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель — определить способность детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов − эпизодов.
В рамках нашей работы было проведено диагностическое обследование, направленное на выявление уровня развития фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста. Для проведения диагностического исследования на базе коррекционной общеобразовательной школы-интерната была организованна группа учащихся 2 класса из 5 человек. У всех детей врожденная двухсторонняя тугоухость разной степени.
При проведении диагностики соблюдались следующие условия:
- диагностика проводилась в отдельном помещении;
- диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально;
- при проведении диагностических методик соблюдалось единообразие при предъявлении инструкции;
- использовался одинаковый стимульный материал.
Констатирующий этап был проведен с 27 января по 10 февраля 2020 г. во втором классе. На данном этапе осуществляется первичная диагностика слабослышащих учащихся 2 класса на состояние уровня фразовой речи. По итогам проведенного исследования были выявлены следующие результаты о состоянии уровня фразовой речи у слабослышащих учащихся 2 класса.
Первое задание было направлено на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия). Детям предлагалось рассмотреть картинку и составить по ней предложение. Результаты исследования навыка составлять предложения по отдельным ситуационным картинкам учащихся 2 класса с нарушением слуха.
3 детей показали удовлетворительный уровень. Они самостоятельно составляли предложения, но при этом их требовалось стимулировать вопросами. При составлении фразы они в основном соблюдали грамматические нормы родного языка. Предложения были в основном простые, но встречались и сложные.
2 ребенка показали недостаточный уровень. Они составляли предложения с постоянным побуждением и с использованием стимулирующих вопросов, у них наблюдались некоторые смысловые несоответствия и отдельные морфолого-синтаксические нарушения. Никто из 5 детей не показал низкий уровень.
Таким образом, способность составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы у слабослышащих учащихся 2 класса недостаточно развита, так как у детей периодически наблюдались грамматические и синтаксические нарушения внутри предложений, а также смысловые несоответствия.
Вторым заданием было составить рассказ по серии сюжетных картинок.
3 ребенка показали «удовлетворительный» уровень. Дети составляли предложение с некоторой помощью, но верно, ими установлены логико-смысловые отношения между предметами и переданы в виде законченной фразы-высказывания, использованы все три картинки.
2 ребенка показали недостаточный уровень. Данные дети составляли предложение с некоторой помощью, при этом упускали в нем одну из трех картинок.
Следовательно, способность устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы − высказывания у данной группы учащихся недостаточно развита, при составлении предложения дети упускали сюжетную картинку.
Третье задание было направлено на составление рассказа по серии сюжетных картинок.
4 детей показали удовлетворительный уровень. Они составили рассказ с некоторой помощью, но достаточно полно отразили содержание картинок. У них наблюдались нерезкое выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
1 ребенок показал недостаточный уровень. его рассказ был составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь, наблюдалось нарушение связности повествования, пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.
Результаты выполнения задания свидетельствуют о том, что у многих слабослышащих детей возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, порой отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Следовательно, способность составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов − эпизодов у второклассников с нарушением слуха недостаточно развита, их предложения характеризуются лексической бедностью, в неполной степени соответствуют сюжету, упускается ряд деталей сюжета.
Обобщив результаты выполнения заданий, нами были выделены уровни сформированности фразовой речи.
Стандартный уровень сформированности фразовой речи: 12–10 баллов.
Средний уровень развития фразовой речи 9–7 баллов.
Низкий уровень развития фразовой речи 6 баллов и меньше
Таким образом, высокий уровень сформированности фразовой речи не выявлен ни у одного из детей. У четырех детей с нарушением слуха средний уровень развития фразовой речи и у 1 ребенка низкий уровень развития фразовой речи.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что фразовая речь у второклассников с нарушением слуха развита недостаточно. Дети часто испытывали затруднения в начале и окончании высказывания, в основной части ограничивались перечислением основных событий. При составлении рассказов дети с нарушением слуха использовали преимущественно короткие фразы. Сложные предложения в большинстве случаев были неправильно оформлены. Это свидетельствует о недостаточном уровне использования фразовой речи, что затрудняло детям составление связного развернутого сообщения.
При оценке содержания рассказов нами учитывалась степень их информативности, определяемая количеством значимых элементов, несущих ту или иную информацию по заданной теме. Определение числа информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия, или их развернутое описание) позволяло определить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения. Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность, длительные паузы на границах фраз или их частей могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний.
Таким образом, способность составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха представляет собой перечисление предметов, при этом части предложения часто не согласуются между собой. Только 3 ребенка с нарушенным слухом, принимающих участие в обследовании давали наиболее развернутый ответ. При этом краткий ответ могли дать все дети, хотя в различных ситуациях могли избегать общения. Также недостаточно развита способность устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы − высказывания, при составлении предложения некоторые дети упускают одну ̶ две сюжетные картинки. Способность составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов − эпизодов показала более хорошие результаты по сравнению с двумя предыдущими методиками, но предложения характеризуются лексической бедностью, в неполной степени соответствуют сюжету, некоторые дети упускают ряд деталей сюжета.
Результаты обследования показывают актуальность темы исследования и необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений фразовой речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Литература:
- Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя, 2е изд., исп. Москва: Просвещение, 1988.
- Власова, Т. М. Фонетическая ритмика /Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. Москва: Просвещение, 1998. 240 с.
- Головчиц, Л. А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей /Л. А. Головчиц, Л. В. Дмитриева, [и др.]: Под ред. Л. А. Головчиц. Москва: ГРАФПРЕСС, 2003. 160 с.
- Корсунская, Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи /Б. Д. Корсунская. Москва: Просвещение, 1969. 295 с.
- Лапшин, В. А. Основы дефектологии /В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. Москва: Просвещение, 1991. 143 с.
- Носкова, Л. П. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста /Л. П. Носкова. Москва: АПН ССС, 1982. 92 с.