Проблема преемственности в изучении текстовых задач в детском саду и начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 15.07.2020

Статья просмотрена: 256 раз

Библиографическое описание:

Лямина, О. И. Проблема преемственности в изучении текстовых задач в детском саду и начальной школе / О. И. Лямина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72653/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор анализирует методические подходы к обучению решению текстовых задач в детском саду и начальной школе; пути их преемственности.

Ключевые слова: преемственность , текстовая задача, дошкольник, младший школьник.

Выявление и исследование факторов, влияющих на развитие обучающихся и на осознанное усвоение ими программного материала на каждой ступени образования является актуальной педагогической проблемой и для теории, и практики обучения. Особое место в решении данной проблемы отводится разработке вопросов преемственности между детским садом и начальной школой.

Проблема преемственности издавна интересовала ученых. Еще Я. А. Коменский говорил о необходимости установления «стройной единой системы школ», преемственной на всех ступенях. Свой вклад в развитие этого направления в педагогике внесли И. Г. Песталоцци, Ф.Фребель, Г.Оуэн, И. Ф. Герберт, П. Лесгафт, П. Каптеров, К. Д. Ушинский и другие.

С точки зрения педагогической науки преемственность определяется, как «установление необходимых связей и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях обучения» [5, с. 485], как связь, «когда новый материал логически связывается с ранее изученным материалом, опираясь на него» [2, с.75].

Особенно актуальным вопрос преемственности на дошкольной и начальной школе ступенях образования звучит в настоящее время, когда в ДОУ и начальной школе действует многообразие различных авторских программ.

Е. Н. Асмолова выделяет следующие основания преемственности, которые, как утверждает автор, обеспечивают общую готовность детей к освоению программы начальной школы, являются исходными ориентирами начального общего образования:

– «развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика;

– развитие способностей ребенка, как способов самостоятельного решения творческих и других задач;

– формирование творческого воображения, как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

– развитие коммуникативности, как необходимого условия успешности учебной деятельности» [1].

Одной из важнейших задач деятельности образовательных учреждений современной системы образования сопряжена с отождествлением мира дошкольника и ребенка младшего школьного возраста. Достаточно часто задачи «общего развития ребенка» в дошкольных учреждениях отходят на второй план, уступая место обучению. Более того, содержание, методы и приемы, формы организации образовательного процесса не всегда соответствуют возрастным и психолого-педагогическим особенностям детей дошкольного возраста. Зачастую в детский сад механически переносятся школьные методы работы: фронтальные формы обучения, опросы детей, ответы у доски, иногда задавание домашнего задания и т. п.

Все это негативно сказывается на здоровье детей, вызывая отрицательную эмоциональную реакцию у ребенка, и как результат, нежелание идти в школу. К тому же раннее предметное обучение порождает у части первоклассников иллюзию, что они уже знают материал, что приводит к потере интереса к школьному обучению уже с первых школьных, тормозит процесс формирования навыков учебной деятельности, умственного развития.

В связи с этим следует пересмотреть на данных ступенях образования:

– общие подходы к организации воспитательно-образовательного процесса;

– принципы построения программы и методик работы;

– принципы отбора и подготовки педагогических кадров и т. д.

В рамках данной статьи мы рассматриваем пути решения проблемы преемственности на примере изучения текстовых задач в детском саду и начальной школе.

Так, Л. П. Стойлова, А. М. Пышкало определяют понятие «текстовая задача», как «описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения» [7, с. 112]. Иными словами, текстовая задача может трактоваться как описание реальной жизненной ситуации, в которой даны числа и требуется выполнить арифметическое действие (действия) над ними для ответа на поставленный вопрос.

Обучение решению задач занимает особое место и в детском саду и начальной школе. Целесообразность включения задач в курс математики начальной школы и ДОУ обусловлена следующими положениями:

– используемые в текстовых задачах житейские понятия и представления являются исходными для формирования у учащихся первоначальных математических понятий − с другой стороны, такие задачи позволяют учащимся видеть за математическими понятиями и отношениями вполне реальные жизненные ситуации;

– решение арифметических задач позволяет ребёнку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в процессе изучения математики в детском саду и начальной школе;

– обучая дошкольников и младших школьников решению текстовых задач, педагоги имеют возможность формировать у ребенка «общие методы» работы над задачей, развивать математическую речь;

– учащиеся знакомятся с явлениями окружающей действительности, имеющими важное мировоззренческое значение и основой для формирования моральных качеств (дисциплина, аккуратность, воля). Следовательно, текстовые задачи выступают и как объект изучения, и как средство формирования математических понятий.

Содержание понятия «задача» и процесс обучения ее решения на дошкольной и начальной школьной ступенях образования опираются на жизненный опыт детей, уровень развития их предметно-действенного и предметно-образного мышления, что обеспечивает постепенное вхождение обучающихся в мир математических понятий, терминов, символов, что способствует развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.

Сравнительный анализ методических подходов в изучении задач в ДОУ и начальной школе показывает, что в зависимости от принципов / основных концептуальных положений, лежащих в основе каждой программы, определяются методы и приемы работы. Наиболее созвучны, что естественно, с данной точки зрения, традиционные программы детского сада (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) и начальной школы (Программа М. И. Моро (УМК «Школа России»)).

Изучив многообразие методических рекомендаций, связанных с обучением младших школьников решению задач, можно выделить два принципиально отличающихся друг от друга подхода.

Один подход нацелен на формирование у детей умения решать определённые типы задач, сначала простых, а затем составных. В русле этого подхода простая задача является основным средством формирования понятий (смысл сложения, увеличить на …, уменьшить на …, разностного сравнения) ― программа М. И. Моро. В связи с этим к решению простых задач ребята приступают уже во второй четверти первого класса. На этом этапе решение простой задачи происходит как выполнение предметной операции, и ученик не осознаёт, что в данном случае он произвёл то или иное арифметическое действие. При этом следует отметить, что, соотнося данное учителем описание (текст задачи) и его предметную иллюстрацию, дети могут ответить на вопрос задачи и, не выполняя арифметического действия, используя счёт предметов. Другими словами, выбор арифметического действия и запись решения задачи не воспринимаются ребёнком как осознанная необходимость. Поэтому главным способом организации деятельности младших школьников является показ образца решения задачи и его закрепление в процессе выполнения однотипных упражнений (задач).

Цель другого подхода — научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей — программа И. И. Аргинской. Этот подход сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними, осознанно использовать математические понятия при выборе арифметических действий для ответа на вопрос задачи. Процесс решения задач рассматривается при этом как переход от словесной модели к модели математической или схематической.

Методика изучения задач в детском саду и начальной школе предполагает соблюдение определенных этапов: подготовительный, этап введения и закрепления. Методические подходы к реализации каждого этапа имеют свои определенные особенности. Так, в основе раскрытия понятия «задача» по традиционным программам обучения в ДОУ и начальной школе лежит работа с предметными множествами. Дальнейшее развитие темы также определено преемственностью в содержании, методах и приемах. Однако, система развивающего обучения требует своего особенного подхода.

Таким образом, реалии нашей жизни ставят перед педагогами одну из важнейших задач современного образования — соблюдение преемственности в обучении при здоровье сберегающим условии.

Литература:

  1. Асмолова Е. Н. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования // Дошкольное воспитание. 1994. — № 6. С. 17−22.
  2. Казанский Н. Г., Назарова Т. С. Дидактика (начальные классы). — М.: Просвещение, 1978.
  3. Моро М. И. Математика. Программа и планирование учебного курса. 1–4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М. И. Моро, С. В. Степанова, Г. В. Бельтюкова, М. А. Батанова, Ю. М. Колягин, С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2010.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  5. Педагогическая энциклопедия. — М.: Просвещение, Т.3. 1998.
  6. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара. Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2015.
  7. Стойлова Л. П. Основы начального курса математики. / Л. П. Стойлова, А. М. Пышкало. М.: Просвещение, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, детский сад, задача, арифметическое действие, подход, ступень образования, особое место, простая задача, текстовая задача, учебная деятельность.


Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование литературных стихотворных диалогов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В материале раскрывается актуальность использования литературного диалога для решения коррекционных, а также, развивающих задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье поднимается проблема преемственности в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматривается исторический аспект преемственности, изучаются основные взгляды на преемственность между дошкольными учреждениями...

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников

В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.

Дидактические игры в средней группе детского сада

В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Системный подход в обучении цветоведению учащихся детской школы искусств

Автор рассматривает вопросы применения системного подхода в обучении цветоведению учащихся детской школы искусств. Приводятся этапы проведения занятий по цветоведению в концепции системного подхода.

Похожие статьи

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Использование литературных стихотворных диалогов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В материале раскрывается актуальность использования литературного диалога для решения коррекционных, а также, развивающих задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

Преемственность в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста

В статье поднимается проблема преемственности в математическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассматривается исторический аспект преемственности, изучаются основные взгляды на преемственность между дошкольными учреждениями...

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр и приемов на уроках русского языка

В статье автор исследует влияние дидактических игр и приемов на развитие основных свойств внимания младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе.

Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников

В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.

Дидактические игры в средней группе детского сада

В статье раскрыты аспекты дидактической игры и ее влияние на развитие и социализацию детей в средней группе детского сада.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование с различными материалами

Статья посвящена обсуждению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством экспериментирования. В ней отдельно рассматриваются принципы и подходы детского экспериментирования. А так же в статье приведен опыт по эксп...

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Статья посвящена исследованию развития познавательного интереса у старших дошкольников. В работе представлены актуальность темы исследования, цели, задачи исследования, обоснована и апробирована комплекс занятий по формированию познавательного интере...

Системный подход в обучении цветоведению учащихся детской школы искусств

Автор рассматривает вопросы применения системного подхода в обучении цветоведению учащихся детской школы искусств. Приводятся этапы проведения занятий по цветоведению в концепции системного подхода.

Задать вопрос