В статье затрагивается тема альтернативного обучения детей школьного возраста. Как добиться результата, не усложняя программу обучения? Чем живут дети в 21 веке и что важно при обучении? Проведено исследование на основе обучения в игровой форме для детей разного возраста, на примере внеурочного кружка «Инженерный дизайн и аддитивные технологии».
Ключевые слова: игра, игровое обучение, инженерный дизайн, альтернативный способ обучения, детское развитие.
С чего дети начинают своё развитие? С игр в различные материальные объекты. Меньшую часть своей жизни ребенок познает мир вокруг себя и развивается благодаря играм. Взрослея, ребенок идет в школу и там он отдает практически весь свой день познанию точных наук, а игры остаются той маленькой частью детского отдыха. Однако, с появлением новых технологий, дети начинают отдавать большее предпочтение играм, передвигая школу на второй план. Как ни странно, падает интерес к обучению, тяга к знаниям и творческое развитие.
В своё время писатели-демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов искали новые средства и методы борьбы с недостатками в воспитании подрастающего поколения. Они рассматривали игру как одно из действенных средств нравственного, физического и умственного воспитания, подчеркивали связь детских игр с окружающей детей жизнью [1].
Выдвигая гипотезу о том, что игры могут стать не только средством отдыха, а полноценным обучающим процессом для поднятия интереса и желания детей ходить в школу и увлекаться обучением, была поставлена цель внедрения игры в школьную программу на примере внеурочного кружка по инженерному дизайну и аддитивным технологиям.
Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 г. Международную ассоциацию по защите права ребенка на игру (IPA). В 1977 г. ассоциация опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой заявлено, что дети — фундамент будущего, а игра — неотъемлемая часть этого фундамента:
− дети играли и играют во всех культурах и во все времена;
− игра, так же как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;
− игра — это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; игра дает чувство удовлетворения и успеха;
− игра инстинктивна, произвольна и спонтанна;
− игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;
− игра — это способ учиться жить, а не просто времяпрепровождение [2,c.3].
Для доказательства гипотезы был проведен первоначальный опрос среди 45 школьников разного возраста (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма социологического опроса среди школьников разного возраста
Из опроса следовало, что большая часть школьников играют в какие-либо игры независимо от возраста. А это значит, что заинтересованность в занятиях, которые будут подразумевать игровой характер будет велика.
Первые занятия носили ознакомительный характер с программой по моделированию, 3d-ручкой и 3d-принтером.
Дети младшей школы занимались 3d-ручкой, дети среднего и старшего звена моделированием в программе Autodesk Inventor.
Предлагая детям простейшие модели, а иногда самостоятельную работу, в которой каждый вносил какие-то изменения в модель, дети весело и дружно проводили время, показывая друг другу, что каждый придумал. Через несколько индивидуальных занятий подобного характера с усложнением и открытием новых инструментов моделирования, детям был предложен проект по командам. Для того, чтобы оба напарника вносили свою лепту в проект, каждый моделировал какую-то определенную часть общей сборки, добавляя свой элемент, который придумывал дома. А для наибольшей заинтересованности, модели дети должны были создать на сложность и скорость, отсюда следовало, что закончить проект ученики смогут вовремя, придя на все занятия. Затем команды распечатывали на 3d-принтере все модели, а игровой характер приобрел цветовой аукцион. Аукцион представлял собой игру в слова, где соревновательным элементом было большее кол-во названных инструментов для моделирования. Далее имела место обработка напечатанной модели и сборка своего прототипа. А результатом стало выступление в показательных соревнованиях между одноклассниками, где судьями были сами дети, которые высказывая свое мнение, отдавали свой голос за лучшую идею для начальной модели. Результат был ошеломительный: восторг в глазах детей, желание делать еще и еще.
Для детей младшей школы было несколько другое занятие с внедрением игры. Для младших школьников важным фактором являлась усидчивость на занятии, поэтому необходимо было построить кружок так, чтобы дети не устали. Детям был предложен общий проект, под названием: «Мой мир», который был наполнен моделями, сделанными своими руками, при помощи трафаретов и 3d-ручки. Каждый высказывал своё мнение, касательно того, что бы хотел видеть в своём маленьком мире. И все дружно предлагали варианты дизайна модели и цветовой гаммы. Затем все изготавливали свои модели, помогая друг другу в поддержках и соединительных элементах. Для интереса к занятиям, каждый, выбирая свой цвет, представлял животное, которое ассоциируется с этим цветом, и рассказывал, что о нём знает.
При изучении основ моделирования у обучающихся формируется не только образное и абстрактное мышление, навыки работы с трехмерной графикой, но и практические навыки работы с 3D — принтером, которые могут быть применены в компьютерном дизайне, дизайне интерьера, науке, образовании, архитектурном проектировании, в современных системах медицинской визуализации, в подготовке научно-популярных видеороликов, во многих современных компьютерных играх, в мультипликации, Web-дизайне, печатной продукции и во многих других областях.
В конце проектов учеников был проведен еще один опрос, в котором отражались отзывы детей, касательно занятий с внедрением игровой деятельности. Дети остались довольны занятиями, и хотели бы, чтобы все занятия проходили так же весело и легко.
Задания можно усложнять, можно продумывать все до мелочей, ведь желание детей в большей степени зависит от подачи самого материала. Игровой характер занятия, как ни странно, не позволил детям уставать, а это важно для полноценного развития. Такой вариант подходит всем, так как вызванный интерес сопровождается хорошим настроением, поэтому ребенок погружается в занятие с головой и тем самым усиливается мозговая активность. Очень важно уметь работать вместе, так как это воспитывает в ребенке равноценные права и возможность влиться в любой коллектив в дальнейшем Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнёрами, — всё это является стимулом и главной ценностью игрового обучения [3].
Литература:
- Взгляды педагогов на игру и обучение [Электрон. ресурс]. URL: http:// studopedia.ru/15_91307_vzglyadi-na-igru-pedagogov-i-uchenih.html (дата обращения 05.07.2020)
- Т. П. Авдулова Психология игры, современный подход. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Издательский центр «Академия» -2009г.
- Игра в жизни ребенка [Электрон. ресурс]. URL:http//obu4ayka.ru/stati/igra-v-zhizni-rebenka-psihologiya.html (дата обращения 05.07.2020)