В современных условиях развития и перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты системы образования.
Для эффективной реализации этих инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальные и практические осмысления инновационных путей развития образования, определить перспективы развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности студентов.
Таким образом, педагогу сегодня просто необходим опыт педагогического проектирования универсальных учебных действий. Педагогическое проектирование позволяет за счет новых поисковых исследований, новых схем организации педагогического процесса совершенствовать существующую систему образования.
Развитие получают технологии проблемно—модульного обучения, призванное развивать критическое мышление, диагностировать ситуацию и проектировать технологические решения. При этом функция педагога информационно-контролирующая или консультативно-контролирующая.
В образовательном пространстве как факторе педагогического проектирования универсальных учебных действий студентов констатируются противоречия:
между традиционным подходом к формированию учебных действий студентов и необходимостью педагогического проектирования универсальных учебных действий в условиях взаимосвязанных образовательных пространств (воспитательного, информационного и развивающего);
между целостным, недифференцированным восприятием образовательного пространства и современными требованиями обращения к проектированию образовательного пространства темы, учебного занятия, эвристическим и проблемным ситуациям, где происходит становление и развитие универсальных учебных действий обучающихся;
между традиционным пониманием личности студента как объекта педагогического внимания и современным представлением встроенности личного пространства индивида, как субъекта коммуникативной деятельности и общения во множество образовательных пространств, составляющих единое целое и обеспечивающих развитие универсальных учебных действий.
Отсюда актуальной оказывается проблема исследования, состоящая в поиске путей многоструктурного моделирования образовательного пространства, система этапности которого создает условия развития универсальных учебных действий студентов.
Сформулированная проблема и цель исследования позволяют представить гипотезу: образовательное пространство станет фактором педагогического проектирования универсальных учебных действий студентов при следующих условиях:
если образовательное пространство будет представлять собой многоструктурную модель взаимосвязанного воспитательного пространства, информационного и развивающего в которое встроено личное пространство индивида, что обуславливает развитие универсальных учебных действий;
если образовательное пространство представляет собой «текучее» пространственно-временное содержание, включающее образовательное пространство проектов темы, учебного занятия, а также «проективы» как конкретные технологии ситуативного проектирования эвристических и проблемных ситуаций, формирующих универсальные учебные действия;
если система проектирования универсальных учебных действий студентов в образовательном пространстве представляется как поэтапная с учетом: а) взаимодействия в малых группах; б) освоения предметной программы на уровне «опережающего» знания, построения «живого» знания проблемы единства Бытия Мира и Человека («событийности»);
если универсальные учебные действия студентов будут формироваться в образовательных пространствах эвристических и проблемных ситуациях, сочетающихся с образовательным пространством «проблемы-версии»;
если личностная самообразовательная программа как пространство индивида строится на основе поиска условий самовыражения себя, своего «Я».
В научном определении, образовательное пространство в широком смысле слова представляют как форму существования трансляции социального опыта от поколения к поколению на уровне, превышающем естественный.
Формы и технологии локальных пространств могут быть самыми разнообразными, но личность должна быть относительно свободной, самостоятельной, взгляды и позиции которой основываются на принятых его им выработанных собственных педагогических идеях. Ни один элемент образовательного пространства, его атмосферы не должен стать отрицающим и отторгающим для личности. Диалогизация, творческое общение, свобода самовыражения – вот что ценно в атмосфере этого пространства. Миры участников образовательного процесса не замкнуты. Они многообразно пересекаются и переплетаются («Я в нем, он во мне»). Происходит обмен идеями. Происходит трансформация определенного пространственного окружения в «место» как средовую ситуацию, включающую в себя и индивидуальные психологические характеристики человека, и свойства окружения (по «концепции места» Ю.Г, Паньковой) [1, с. 32].
У Ю.В. Сенько образовательное пространство – это «не вместилище всего сущего, но его пространственно-временная связь, связь прежде всего людей, помогающая непосредственным участникам обучения открывать смыслы образования и осуществлять их. В обучении взаимодействуют не учитель и ученик-это всего лишь социальные роли, маски функции, а живые люди, которых обучение свело друг с другом [3, с. 26].
С.Ф. Жилкин в качестве социологического исследования образовательное пространство рассматривает в двух аспектах: как фактор непрерывности образования при сохранении основополагающих элементов его системы, дающей формально-равные возможности, и как совокупность единых (глобальных требований к отбору содержания, методов и средств обучения, характерных для сообщества в целом при передаче научного и культурного опыта подрастающему молодому поколению. Образовательное пространство является тем стержнем (генерализующей идеей), вокруг которого выстраивается образовательная стратегия. Единое образовательное пространство как подсистема непрерывного образования – это действующий на основе субординации дошкольного, школьного и послешкольного звеньев единый ученый мегакомплекс, внутри которого координируются по назначению образовательные учреждения, способные по мере необходимости перестраиваться, изменять свою структуру [2, с. 29].
Образовательное пространство является фактором педагогического проектирования универсальных учебных действий студентов, то есть основной причиной, обуславливающей самореализацию потенциалов студентов в процессе овладения специальностью. Результаты образовательного процесса могут быть обозначены как личностные, метапредметные и предметные.
Таким образом, под образовательным пространством может пониматься любая, определенная система отношений между субъектами образовательного пространства. Объектом проектной деятельности может быть образовательное пространство студента, группы, института, социальной группы… Количественный и качественный состав субъектов образовательного пространства как объекта проектной деятельности определяется ее целями и задачами.
Литература:
Ахметова М.Н. Образовательная среда и образовательное пространство: общее, особенное, индивидуальное.// Сибирский педагогический журнал, 2006, № 5.
Жилкин С.Ф. Социально-педагогические аспекты управления образовательным пространством промышленного города. //Педагогика 2003, №3.
Сенько Ю.В. Гуманизация образовательной среды в университете. //Педагогика 2001, № 5.