В последнее время заголовки газет и журналов, интернет-изданий просто пестрят такими словами, как «инновации», «высокие технологии», «инновационная экономика», «интеллектуальная собственность» и тому подобное. В то же время телеэфир переполнен дебатами на подобные темы и заявлениями высших государственных чиновников о необходимости формирования новой «инновационной» экономической политики, развития «высоких технологий». Что все это может означать?... На дворе двадцать первый век – эпоха так называемого «постиндустриального общества», в котором экономическими благами уже считаются не только физически существующие товары (работы, услуги), производственные мощности, предметы труда, но и информация. С недавних пор многие виды информационных ресурсов, главным образом – результатов интеллектуального труда обрели материальную ценность, и порой немалую. Ценность эта обуславливается наличием у данных объектов свойств, аналогичных свойствам товара, например, уникальность, редкость, востребованность потребителем и т.п. Потребителем таких экономических благ может являться как гражданин – физическое лицо, так и хозяйствующий субъект – производственное или коммерческое предприятие. О применении инноваций – результатов интеллектуальной деятельности последними и пойдет речь в данной статье. Отсюда и вытекают основные задачи исследования – раскрыть смысл понятий «инновация», «инновационная активность», «результат интеллектуальной деятельности» и подтвердить существенность влияния таких объектов в бизнесе на конкурентоспособность фирмы, отрасли в существующих экономических условиях.
Итак, начать следует с определений. И самым первым навязывается вопрос «Что такое информация?» – понятие, с которого начинается «постиндустриальная» экономика. Согласно одному из определений, информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами, обмен такими сведениями между людьми и специальными устройствами [7].
Согласно «Современному экономическому словарю ОНЛАЙН», информация – это один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения [6].
Данное определение дает полное представление об информации как о предмете, имеющим экономическую ценность, так как для её получения были затрачены время, трудовые и материальные ресурсы. Но есть еще факторы, благодаря которым информация может представлять особую ценность для конкретного предприятия или группы конкурирующих предприятий отрасли, фактически становиться «товаром» для продажи. Эти факторы – уникальность и полезность. Ввиду наличия этих факторов появляется необходимость в охране такой информации, защите от неправомерного завладения. Для хозяйствующего субъекта такими информационными видами ресурсов являются нематериальные активы. В отечественной практике законодательно закреплены конкретные виды таких активов. Для целей настоящей статьи можно перечислить некоторые из них, например: программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Кроме нематериальных активов сюда можно отнести и кадровый потенциал – качество и творческую способность инженерно-технического (ИТР) и управленческого персонала. Таким образом, раскрыв понятие информации и ее экономическую сущность, можно подойти ко ключевому понятию данной статьи – инновация.
«Современный экономический словарь ОНЛАЙН» трактует термин «инновации» как «нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности»[6]. Отсюда следует, что инновации – не что иное, как применение результатов интеллектуальной деятельности, объектов интеллектуальной собственности в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Иначе, инновация – это такой процесс (или результат процесса), в котором:
используется частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или
обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству, соответствующих мировому уровню;
Где качество – эта такая обобщённая характеристика объекта (предмета, процесса), которая в совокупности, с учётом всех, проявляющихся в потреблении (эксплуатации, использовании, применении) свойств объекта свидетельствует – хорошо или плохо объект соответствует своему назначению. [1] Патентоспособная продукция (в том числе - оборудование) - это такая продукция, которая по своему качеству, соответствует мировому уровню, и является охраноспособной в соответствии со ст.1225 ГК РФ. [2] Мировой уровень качества – это такая, полученная методами квалиметрии количественная характеристика качества объекта (предмета, процесса), которая в данный период времени, для объектов одного и того же назначения даёт информацию о среднем (для заранее заданного числа лучших в мире объектов) значении показателя их качества. [1]
Вообще, основоположником теории инноваций является Австрийский экономист Й. Шумпетер. Он представлял инновацию как средство коммерсанта для получения прибыли и доказал, что "динамичный предприниматель" (не стоящий на одном месте) является источником колебаний конъюнктуры. Й. Шумпетер, впервые дал характеристику новым комбинациям факторов производства и выделил пять признаков инноваций:
- изготовление продукции с новыми свойствами;
- внедрение нового метода (способа) производства;
- освоение новых рынков сбыта;
- использование нового источника сырья;
- проведение соответствующей реорганизации производства.
И. Шумпетер подразумевал под понятием «инновация» любое изменение, которое происходит вследствие использования новых, либо усовершенствованных решений технологического и организационного характера в производстве, снабжении, сбыта продукции. [3]
По определению П.Ф. Дракера инновация является особым инструментом предпринимателей, средством, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг. [4]
В соответствии с международными стандартами инновация есть оконечный результат инновационной деятельности, воплотившийся в качестве нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в производственной деятельности.[4]
Показателем применяемости инноваций на предприятии является т.н. инновационная активность. Под инновационной активностью следует понимать созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращениях новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время. [5]
Наконец, вплотную подошли к понятию конкурентоспособности. Из самого слова видно, что это способность продукции конкурировать на рынке с идентичной по потребительским свойствам, назначению продукцией других производителей. Более точное определение звучит так: Конкурентоспособность – способность товаров (работ, услуг) отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами (работами, услугами), представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. [5].
Конкурентоспособность бывает различных видов: производственно-технологическая, экономическая, социальная и психологическая. Производственно-технологическая заключается в меньших трудовых, материальных, временных, энергетических затратах на производство, большей степени стандартизации и унификации товаров и услуг. Экономическая может рассматриваться в разрезе ценовых и неценовых факторов. Ценовые факторы: цена, издержки, себестоимость; неценовые: технологичность, функциональная пригодность, надежность. Социальная конкурентоспособность характеризуется такими факторами, как экологичность, безопасность, рациональность. Ну и, наконец, психологическая может выражаться в выразительности, оригинальности, гармоничности товара, соответствии его моде, стилю, коммуникабельности и отзывчивости исполнителей при оказании услуги.[5]
Различные виды инноваций: технические, организационные, управленческие по своему влияют на разные виды конкурентоспособности. Так, например, полезные нововведения в организации труда и управлении персоналом позволяют сократить потери рабочего времени и трудоемкость, или, введение в оборот нового энергосберегающего оборудования и безотходных и малоотходных технологий существенно снижают материалоемкость и энергоемкость. Эти же инновации параллельно повышают экологичность и рациональность. Плюс, применение этих инноваций в комплексе существенно влияет на экономическую составляющую конкурентоспособности – снижает издержки, и, как следствие, может снизить цену товара или услуги. И, наконец, психологическая составляющая. Ни для кого не секрет, что обновление дизайна изделия, что также является своеобразной инновацией, следование моде и стилю явно привлекает покупателя. Так же и с услугами – внедрение новых технологий, используемых для их оказания, даже некоторая оригинальность во внешнем виде и поведении обслуживающего персонала может стать большим плюсом для обслуживающей организации.
Итак, подведем итоги. Привлечение информационных ресурсов в нынешних экономических условиях являются одним из важнейших факторов конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Из уникальной информации, выраженной либо в новой технологии, секрете производства («ноу-хау»), либо в оригинальном рациональном построении управления предприятием, затратами, ресурсами, либо в интересной программе продвижения продукции до потребителя возникает самое главное – инновация, нововведение, позволяющее поднять потребительские качества и снизить цены, то есть, увеличить конкурентоспособность. В структуре затрат «инновационной» фирмы существенное место занимают затраты на поиск и приобретение ценной информации. Как показывает практика – такие затраты с течением времени с успехом оправдываются принесенной экономической выгодой. Итак, приоритетное направление современного хозяйствования – поиск ценной информации и внедрение инноваций.
Литература:
Азгальдов Г.Г., Костин А.В Статья «Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия». // Экономические стратегии, 2008. - №2. – С.162 – 164
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть Четвертая.
Грибов В., Грузинов В. Понятие инноваций.// [электронный ресурс] http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0052/ дата обращения 08.06.2011
Джолдасбаева Г.К. Инновация как основной фактор повышения эффективности производства// [электронный ресурс] http://www.iteam.ru/publications/strategy/ section_18/article_2933, дата обращения 08.06.2011.
Мельников О.Н., Шувалов В.Н. «Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия» // Российское предпринимательство - 2005 - № 9 – с. 100-104.
Современный экономический словарь ОНЛАЙН [электронный ресурс] http://economic-enc.net, дата обращения 05.09.2010
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой. М.: АСТ, 2006.