Современное развитие отрасли характеризуется созданием космических аппаратов (КА) с длительным сроком натурной эксплуатации и сложным алгоритмом функционирования, эксплуатация которых осуществляется в условиях, ограничивающих их техническое обслуживание. Для таких изделий ракетно-космической техники (РКТ) наиболее существенным фактором, приводящим к нарушению свойств, обусловленных тактико-техническим заданием (ТТЗ), являются отказы комплектующих их систем и агрегатов. Обеспечение надежности перспективных комплексов основывается:
Во-первых, на проведении при проектировании технико-экономического обоснования показателей надежности для КА в целом и комплектующих систем в условиях ограничений на стоимостные затраты и массу конструкции с учетом места КА в иерархической структуре космического комплекса;
Во-вторых, на создании программ обеспечения надежности, базирующихся на методических разработках по подтверждению характеристик безотказности и долговечности при ограниченном объеме и продолжительности испытаний на стадии экспериментальной отработки;
В-третьих, на разработке методов контроля, поддержания и прогнозирования надежности на стадии эксплуатации КА.
При эксплуатации стоимостные потери, являющиеся следствием отказов, значительно превышают затраты на поддержание КА в работоспособном состоянии за счет реализации мероприятий по обеспечению надежности. Обеспечение требуемых значений показателей надежности в течение длительного срока функционирования на этапе проектирования комплексов возможно при компромиссном использовании следующих принципов:
комплектование изделий комплексов системами, адаптивно перестраивающимися в случае возникновения отказа;
разработка системы эксплуатации, предусматривающей проведение технического обслуживания изделий, в ходе которого блоки с отказавшими элементами заменяются, и работоспособность изделия восстанавливается.
Каждый из этих вариантов предполагает различное конструктивное исполнение изделия РКТ, его комплектацию системами и их компоновку. Реализация адаптивного принципа предполагает наличие достаточного резервирования элементов, соответствующих систем контроля и диагностики, а также систему переключателей на резервные каналы. Проведение восстановительных работ силами операторов делает необходимым применение в составе комплекса систем, обеспечивающих доставку, приемку операторов для ремонтно-восстановительных работ и создание условий для поддержания их жизнедеятельности. Компоновка изделия и его состав должны обеспечивать доступ к системам, возможность проведения необходимых ремонтно-восстановительных операций и осуществление оперативного тестирования восстановленных систем.
Таким образом, выбор способа обеспечения надежности комплексов с длительным сроком функционирования оказывает непосредственное влияние на конструктивный облик изделий комплексов и процесс проектирования. В данной статье рассматриваются вопросы выбора системы эксплуатации изделий, для которых характерен длительный период дежурства и применение по назначению после поступления соответствующей команды (команда поступает в случайный момент времени). Модель эксплуатации комплексов этого класса представлена на рис.1.
Обобщенным показателем надежности таких изделий является коэффициент оперативной готовности КОГ.
Под системой эксплуатации понимается совокупность состояний Х(Т), управляющих воздействий U(T), выходов Y(T) и ограничений Ω(Т), действующих на изделие РКТ.
Состояние Х(Т) системы эксплуатации определяются способом и органами управления, технического обслуживания, ремонтов и эксплуатационными свойствами изделия.
Управляющие воздействия U(T) - воздействия внешней среды и управляющие воздействия.
Выходы Y(T) системы определяются ее целями и задачами.
Ограничения Ω (T) включают экономические затраты, допускаемые на поддержание работоспособности изделия.
Рис. 1. Структура имитационного моделирования процесса изменения надежности КА
Первая задача оптимизации системы эксплуатации состоит в определении оптимальных по некоторому критерию экономических затрат на поддержание работоспособного состояния изделия РКТ. В качестве критерия оптимальности принимается максимальное значение КОГ.
Вторая задача оптимизации системы эксплуатации заключается в том, что если найдены требуемые оптимальные значения Y(T)=YОПТ выходов, то затем определяются оптимальные значения вектора состояний Х(Т). В качестве критерия оптимальности здесь принимается минимум или максимум одной из составляющих компонент вектора Х(Т), а остальные составляющие выступают как ограничения. Как показывают проведенные исследования в качестве составляющих компонент вектора состояний Х(Т) могут быть приняты следующие факторы:
Ресурс основных систем, агрегатов и узлов изделия;
Интенсивность отказов систем изделия;
Глубина резервирования изделия, характеризуемая отношением количества резервируемых систем к общему количеству систем изделия;
Вид контроля систем изделия (автоматический или с пункта управления);
Ресурс систем контроля;
Периодичность контроля систем КА, характеризуемая временем между двумя последовательными моментами контроля;
Вид обслуживания КА (по состоянию, т.е. обслуживание после возникновения отказа, или обслуживание по плану);
Вид восстановления КА, характеризуемый способом парирования возникшего отказа - переключением отказавшего элемента системы на резервный или ремонтом этой системы группой операторов, доставляемых на КА;
Вероятность доставки операторов на КА для ремонта отказавших систем;
Влияние помех на радиотелеметрические системы КА.
Первые пять факторов характеризуют конструктивные особенности КА, остальные - эксплуатационные.
Решение второй задачи оптимизации системы эксплуатации основывается на определении таких значений показателей надежности комплектующих систем , которые при заданном алгоритме функционирования, а также заданных ограничениях на стоимостные и массовые характеристики, обеспечивают выполнение требований к надежности КА.
В современной литературе описаны следующие основные методы нормирования надежности:
нормирование требований к надежности систем при заданных требованиях к надежности КА в целом на основе минимизации функций затрат при наличии ограничений методом нелинейного программирования;
нормирование требований к надежности систем изделия на основе использования метода неопределенных множителей Лагранжа;
универсально-комбинированный метод нормирования показателей надежности для последовательного соединения элементов Кана основе минимизации функции затрат;
равномерное распределение надежности между последовательно соединенными системами для обеспечения требуемого уровня надежности изделия;
нормирование надежности систем, соединенных последовательно, на основе весовых множителей, которые являются функциями интенсивности отказов;
нормирование требований к надежности, основанное на учете сложности элемента или системы (метод Консультативной группы по вопросам надежности радиоэлектронной аппаратуры ВВС США).
Недостатком указанных методов является ограничения на их применение для нормирования надежности только систем, составляющих последовательную структуру изделия. Нормирование же надежности элементов более низкого иерархического уровня (подсистем, агрегатов, узлов), составляющих разветвленную структуру, в рамках упомянутых методов представляет существенную сложность. Кроме того, в этих методах не учитывается динамическая перестройка структуры изделия в случае возникновения отказа и влияние на надежность систем различных режимов эксплуатации изделия.
Для решения первой задачи оптимизации системы эксплуатации комплекса - определение максимального значения КОГ при определенных ограничениях на стоимостные затраты, и второй задачи оптимизации - определение показателей надежности комплектующих систем комплекса, обеспечивающих выполнение требований к надежности комплекса в целом - предлагается применять метод имитационного моделирования, основанный на статистическом исследовании функционирования модели надежности комплекса с помощью ЭВМ.
Исходные данные, необходимые для работы, формируются в виде трех больших групп:
модель функционирования комплекса (набор данных, характеризующих систему эксплуатации в целом: циклограмма работы систем КА, вероятность постановки комплекса на дежурство, распределение плотности команды на целевое применение, интенсивности ремонтно-восстановительных работ и т.д.);
характеристики безотказности элементов основных изделий комплекса (ресурс работы, интенсивности отказов: при циклической работе, при хранении, при непрерывной работе);
матрица функционально-логических отношений, в которых указываются виды резервирования элементов на различных режимах эксплуатации комплекса.
Центральный программный блок (Диспетчер) обрабатывает получаемые данные и в соответствии с заложенным алгоритмом работы подключает другие блоки программы, в которых проводится формирование структуры изделия на текущем режиме эксплуатации комплекса, ведется учет наработки задействованных элементов, моделируется появление отказа и осуществляется подключение исправных элементов (если они есть в структуре) или моделируется проведение ремонтно-восстановительных работ.
Моделирование прекращается по достижению заданного срока эксплуатации, если отказов элементов не было или они были парированы за счет резервирования или проведения ремонтно-восстановительных работ, или досрочно, если смоделирован отказ элемента, не имеющего резерва и который невозможно восстановить ремонтом.
Одновременно ряд подпрограмм формирует из матрицы функционально-логических отношений структурные схемы надежности изделий комплекса на различных режимах эксплуатации, и выдают их в виде законченной чертежной документации.
Применение данной структуры имитационного моделирования при проектировании позволяет решать следующие задачи:
на основе характеристик надежности комплектующих элементов оценить надежность изделий в целом и обосновать необходимость резервирования отдельных элементов с целью выполнения требований по надежности;
исходя из требований по надежности к изделию, рациональным образом задать нормативные требования к надежности комплектующих элементов (с учетом режимов эксплуатации, стоимостных и массовых ограничений) для их включения в ТЗ на разработку;
выбрать соответствующую модель эксплуатации комплекса, обеспечивающую выполнение требований по надежности за счет проведения ремонтно-восстановительных работ или своевременной замены отказавшего изделия.
Дальнейшие исследования представляется целесообразным проводить в следующих направлениях:
завершение создания структуры имитационного моделирования надежности для класса комплексов длительного функционирования;
разработка и обоснование критериев оптимизации надежности комплексов;
разработка методики оценивания адекватности и точности предлагаемой структуры имитационного моделирования.
Создание целостной структуры имитационного моделирования надежности позволит на стадии проектирования комплексов проводить глубокое и полное технико-экономическое обоснование показателей надежности КА, комплектующих их систем, а также конструктивного облика и компоновку КА.
Литература:
Надежность и эффективность в технике: Справочник в 10 т. Т. 6. Экспериментальная отработка и испытания / Под ред. Р.С. Судакова и О.И. Тескина. - М.: Машиностроение, 1989.
Байхельт Ф., Франкен П. Надежность и техническое обслуживание. Математический подход: Пер. м нем. – М.: Радио и связь, 1988. – 392 с.
http://aerospace.org