Учебно-исследовательская деятельность обучающихся формировалась многие годы, стала базой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса в контексте методики обучения школьным предметам и в частности компетентностно-ориентированного. Использование современных образовательных технологий, направленных на изменение характера образования от простого усвоения суммы знаний, умений и навыков (компетенций), к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующей самоопределению личности обучающихся определяется компетентностно-ориентированным подходом. Который основывается на понятиях «компетенция» и «компетентность», процесс организации учебно-исследовательской деятельности направлен на формирование и развитие ключевых компетенций у обучаемых. Отметим, что для определения понятия «компетенция», «компетентность» в английском варианте используется в одном контексте - «competency».
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме определения понятия «компетенция» [1,2], позволяет говорить не о специфических предметных знаниях, умениях, навыках, а конкретных компетенциях школьника, дополненных его личностными качествами.
Определяя понятие «компетентность» применительно к компетентностно-ориентированному подходу, авторами предлагаются различные трактовки компетентности:
- поведение в нестандартных ситуациях, успешное решение не совсем определенных задач с применением полученных теоретических знаний [7];
- совокупность знаний, умений, навыков, а также способов выполнения деятельности [5, с.46].
Нами под «компетентностью» понимается - самостоятельная способность обучаемых эффективного решать проблемы на основе жизненного опыта (знаний, умений, навыков), полученного в процессе обучения и личностных качеств.
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме компетентностно-ориентированного подхода позволило сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание этих понятий, следовательно, применительно к школьному образованию данный подход находиться в стадии становления. Так в России в 2001 г. в тексте «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, где в основу положена классификация ключевых компетенций.
Учитывая мировые тенденции и выбранные в стране приоритеты в сфере образования, в стандарте общего образования по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ), сформулированы следующие требования к уровню подготовки учащихся, которые принято использовать для характеристики компетенций:
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни [6, с.35].
Приведенная характеристика ключевых компетенций является центральной в системе компетентностно-ориентированного подхода, а также конечным результатом обучения.
Одним из элементов компетентностно-ориентированного подхода является деятельность, как основа учебного процесса, обеспечивающая совместное творческое взаимодействие учителя и обучающегося.
В настоящее время выделяют общие закономерности деятельности: возникновение, формирование и распад любого конкретного вида деятельности (например, игровой или учебной); структурные компоненты деятельности могут менять свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот); виды деятельности взаимосвязаны друг с другом (например, учебная деятельность взаимосвязана с игрой и трудом, со спортом и т.д.); деятельность первоначально складывается в форме развернутых взаимоотношении между людьми, использующими материальные и идеальные средства организации своего общения и обмена опытом, лишь на этой основе формируется деятельность отдельною человека, опирающаяся на образы и понятия; каждому периоду соответствует своя особая ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения личности ребенка в данном возрасте [8].
Рассматривая компетентностно-ориентированный подход, мы можем говорить о том, что в ходе деятельности осуществляется развитие и проверка на наличие компетентности.
Компетентностно-ориентированный подход в совокупности элементов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.
Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на уроках ОБЖ), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его способы действий.
С целью изучения и оценки состояния сформированности компетенций исследовательского характера на основе разработанных учебно-исследовательских заданий в курсе ОБЖ, нами проведено исследование проверки сформированности учащимися исследовательских умений в процессе изучения курса ОБЖ, учитывая, что исследовательские умения являются составляющими компетенций исследовательского характера. Задания были предложены учащимся с учетом их возрастных особенностей, позволив определить уровень сформированности исходных компетенций исследовательского характера. В исследовании участвовали школьники 8х классов школы №490 Санкт-Петербурга, полученные результаты исследования представлены в таблице 1.
Интерпретация результатов данного задания осуществлялась нами по следующей формуле: , где: К – качество развития конкретного умения; a – количество учащихся, у которых умение сформировано окончательно; b – количество учащихся, у которых умение сформировано в основном; n – общее количество учащихся, выполнявших работу [4].
Таблица 1
Результаты проверки сформированности исследовательских умений
№ |
Текст задания |
Содержание исследовательских умений |
1 |
|
умение выделять главное |
2 |
О чем должны предупреждать ответственные по технике безопасности на производстве людей, пришедших к ним на экскурсию? |
умение выдвигать предположения |
3 |
Представьте вы пришли на экскурсию на склад авиационного вооружения и боеприпасов ВВС Тихоокеанского флота, вы внимательно … На стене увидите ... из здания. Пройдете мимо двери с надписью …, где находятся авиационные управляемые и неуправляемые ракеты. Вы стараетесь обратить внимание на расположение … и … выходов. Внезапно раздался взрыв, взметнулись … Взрывная … огромной силы прокатилась по помещению. Вспоминая свой путь идете в сторону … пожару и двигаетесь в сторону… Территория склада и охраняемой зоны была обильно усеяна … предметами. Поздравляем, Вы удачно справились с ситуацией. |
умение проанализировать имеющийся текст |
4 |
Составьте примерный список источников откуда вы можете получить информацию о таких техногенных авариях как взрывы и пожары, и их последствия |
умение работать с информационными источниками |
5 |
При опасной концентрации дыма и повышенной температуре вернуться в помещение и плотно закрыть дверь. Нельзя открывать вентиляционные отверстия. Аргументируйте почему? |
умение аргументировать высказывания |
6 |
Расположите перечисленные явления в цепочку, чтобы каждое предыдущее было причиной, а каждое последующее – следствием:
Дышите через носовой платок или одежду |
умение устанавливать причинно-следственные связи |
7 |
Представьте себя руководителем крупного предприятия, например автогигант КамАЗ. Какие мероприятия по правилам безопасного поведения вы будете проводить, если внезапно возникнет пожар? |
умение трансформировать информацию, т.е. видоизменять ее объем, форму, знаковую систему |
Для оценки выполнения контрольных заданий нами была использована пятибалльная оценочная шкала, где: 5 баллов – умение сформировано (ответ ученика отражает все стороны предмета с конкретными примерами, правильна, дана формулировка определений); 4 балла – умение скорее сформировано (не все существенные стороны отражены в ответе); 3 балла – умение сформировано частично (приведены примеры, но не осуществлен их перенос на другие пункты заданий); 2 балла – умение сформировано плохо (при ответе допущены неточности, пропущены пункты некоторых заданий); 1 балл – умение не сформировано (ответы на вопросы даны не полностью или частично). Результаты выполнения заданий учащимися в соответствии с указанными баллами представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты проверки сформированности исследовательских умений учащихся
Содержание исследовательских умений |
уровень сформированности исследовательских умений у учащихся (%) |
|||||
бально-оценочная шкала |
качество развития умений (К) |
|||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
умение выделять главное |
0 |
45 |
27 |
17 |
1 |
45 |
умение выдвигать предположения |
0 |
23,3 |
48,6 |
30 |
0 |
23,3 |
умение проанализировать имеющийся текст |
0 |
26,6 |
35 |
31,4 |
7 |
26,6 |
умение работать с информационными источниками |
0 |
25 |
41,3 |
25,2 |
8,5 |
25 |
умение аргументировать высказывания |
0 |
10 |
42,7 |
30,3 |
17 |
10 |
умение устанавливать причинно-следственные связи |
1 |
20,6 |
45,6 |
32,8 |
0 |
17,8 |
умение трансформировать информацию, т.е. видоизменять ее объем, форму, знаковую систему |
0 |
46,3 |
45 |
6,7 |
2 |
46,3 |
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что у учащихся вызывают затруднения задания направленные составление алгоритмов действий, умение трансформировать информацию и работа с получением ее из различных источников. Исследование показало, что при четко структурированной организации учебно-исследовательской деятельности, удается получить стойкое повышение уровня сформированности компетенций исследовательского характера.
Таким образом, мы считаем, что в процессе обучения применение разработанных нами учебно-исследовательских заданий способствуют формированию и развитию компетенций исследовательского характера, являющихся основой компетентностно-ориентированного подхода к организации данного вида деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ.
Разработанные нами задания позитивно влияют на формирование и развитие компетенций исследовательского характера, являющиеся основой компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ.
Литература:
Алексашина И.Ю. Об актуальных направлениях разработки компетентностного подхода // Академические чтения, науч. Ред. И.М. Титова – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена – 2002. Вып. 3. – С.26-28.
Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 1995. – 197 с.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI. – М: Педагогическое общество России, 2002. – 508с.
Данилова А.Г. Из опыта проведения мониторинга развития общеучебных умений // Химия в школе. – 2002. - №10. – с.22.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Флинта, 1998. – 200 с.
Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности – М.: Просвещение, 2010. – 40 с. – (Стандарты второго поколения).
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002. – 396 с.
Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1982. – 216 с.