Роль учебно-исследовательских заданий в развитии компетенций исследовательского характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (32) сентябрь 2011 г.

Статья просмотрена: 483 раза

Библиографическое описание:

Авдеева, Н. В. Роль учебно-исследовательских заданий в развитии компетенций исследовательского характера / Н. В. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 9 (32). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/32/3657/ (дата обращения: 16.11.2024).

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся формировалась многие годы, стала базой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса в контексте методики обучения школьным предметам и в частности компетентностно-ориентированного. Использование современных образовательных технологий, направленных на изменение характера образования от простого усвоения суммы знаний, умений и навыков (компетенций), к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующей самоопределению личности обучающихся определяется компетентностно-ориентированным подходом. Который основывается на понятиях «компетенция» и «компетентность», процесс организации учебно-исследовательской деятельности направлен на формирование и развитие ключевых компетенций у обучаемых. Отметим, что для определения понятия «компетенция», «компетентность» в английском варианте используется в одном контексте - «competency».

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме определения понятия «компетенция» [1,2], позволяет говорить не о специфических предметных знаниях, умениях, навыках, а конкретных компетенциях школьника, дополненных его личностными качествами.

Определяя понятие «компетентность» применительно к компетентностно-ориентированному подходу, авторами предлагаются различные трактовки компетентности:

- поведение в нестандартных ситуациях, успешное решение не совсем определенных задач с применением полученных теоретических знаний [7];

- совокупность знаний, умений, навыков, а также способов выполнения деятельности [5, с.46].

Нами под «компетентностью» понимается - самостоятельная способность обучаемых эффективного решать проблемы на основе жизненного опыта (знаний, умений, навыков), полученного в процессе обучения и личностных качеств.

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме компетентностно-ориентированного подхода позволило сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание этих понятий, следовательно, применительно к школьному образованию данный подход находиться в стадии становления. Так в России в 2001 г. в тексте «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, где в основу положена классификация ключевых компетенций.

Учитывая мировые тенденции и выбранные в стране приоритеты в сфере образования, в стандарте общего образования по предмету «Основам безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ), сформулированы следующие требования к уровню подготовки учащихся, которые принято использовать для характеристики компетенций:

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни [6, с.35].

Приведенная характеристика ключевых компетенций является центральной в системе компетентностно-ориентированного подхода, а также конечным результатом обучения.

Одним из элементов компетентностно-ориентированного подхода является деятельность, как основа учебного процесса, обеспечивающая совместное творческое взаимодействие учителя и обучающегося.

В настоящее время выделяют общие закономерности деятельности: возникновение, формирование и распад любого конкретного вида деятельности (например, игровой или учебной); структурные компоненты деятельности могут менять свои функции, превращаясь друг в друга (например, потребности конкретизируются в мотивах, действие может стать операцией и наоборот); виды деятельности взаимосвязаны друг с другом (например, учебная деятельность взаимосвязана с игрой и трудом, со спортом и т.д.); деятельность первоначально складывается в форме развернутых взаимоотношении между людьми, использующими материальные и идеальные средства организации своего общения и обмена опытом, лишь на этой основе формируется деятельность отдельною человека, опирающаяся на образы и понятия; каждому периоду соответствует своя особая ведущая деятельность, которая обусловливает главные изменения личности ребенка в данном возрасте [8].

Рассматривая компетентностно-ориентированный подход, мы можем говорить о том, что в ходе деятельности осуществляется развитие и проверка на наличие компетентности.

Компетентностно-ориентированный подход в совокупности элементов исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах непосредственно осуществляет изменения в структурах личности; личность же, осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на уроках ОБЖ), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящий приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его способы действий.

С целью изучения и оценки состояния сформированности компетенций исследовательского характера на основе разработанных учебно-исследовательских заданий в курсе ОБЖ, нами проведено исследование проверки сформированности учащимися исследовательских умений в процессе изучения курса ОБЖ, учитывая, что исследовательские умения являются составляющими компетенций исследовательского характера. Задания были предложены учащимся с учетом их возрастных особенностей, позволив определить уровень сформированности исходных компетенций исследовательского характера. В исследовании участвовали школьники 8х классов школы №490 Санкт-Петербурга, полученные результаты исследования представлены в таблице 1.

Интерпретация результатов данного задания осуществлялась нами по следующей формуле: , где: К – качество развития конкретного умения; a – количество учащихся, у которых умение сформировано окончательно; b – количество учащихся, у которых умение сформировано в основном; n – общее количество учащихся, выполнявших работу [4].




Таблица 1

Результаты проверки сформированности исследовательских умений

Текст задания

Содержание исследовательских умений

1

Выберите основные признаки пожара
  • Доносящиеся крики о помощи
  • Дым
  • Повышение температуры воздуха
  • Появление языков пламени
  • Взрывная волна
  • Разрушение зданий, сооружений
  • Большое скопление любознательных прохожих

умение выделять главное

2

О чем должны предупреждать ответственные по технике безопасности на производстве людей, пришедших к ним на экскурсию?

умение выдвигать предположения

3

Вставьте в текст пропущенные слова:

Представьте вы пришли на экскурсию на склад авиационного вооружения и боеприпасов ВВС Тихоокеанского флота, вы внимательно … На стене увидите ... из здания. Пройдете мимо двери с надписью …, где находятся авиационные управляемые и неуправляемые ракеты. Вы стараетесь обратить внимание на расположение … и … выходов. Внезапно раздался взрыв, взметнулись … Взрывная … огромной силы прокатилась по помещению. Вспоминая свой путь идете в сторону … пожару и двигаетесь в сторону… Территория склада и охраняемой зоны была обильно усеяна … предметами. Поздравляем, Вы удачно справились с ситуацией.

умение проанализировать имеющийся текст

4

Составьте примерный список источников откуда вы можете получить информацию о таких техногенных авариях как взрывы и пожары, и их последствия

умение работать с информационными источниками

5

При опасной концентрации дыма и повышенной температуре вернуться в помещение и плотно закрыть дверь. Нельзя открывать вентиляционные отверстия. Аргументируйте почему?

умение аргументировать высказывания

6

Расположите перечисленные явления в цепочку, чтобы каждое предыдущее было причиной, а каждое последующее – следствием:

    1. Сообщить в пожарную охрану

    2. Двигаться к выходу, пригнувшись или ползком

    3. При движении накройтесь мокрой плотной тканью

    4. Выйти из задымленного коридора

Дышите через носовой платок или одежду

умение устанавливать причинно-следственные связи

7

Представьте себя руководителем крупного предприятия, например автогигант КамАЗ. Какие мероприятия по правилам безопасного поведения вы будете проводить, если внезапно возникнет пожар?

умение трансформировать информацию, т.е. видоизменять ее объем, форму, знаковую систему


Для оценки выполнения контрольных заданий нами была использована пятибалльная оценочная шкала, где: 5 баллов – умение сформировано (ответ ученика отражает все стороны предмета с конкретными примерами, правильна, дана формулировка определений); 4 балла – умение скорее сформировано (не все существенные стороны отражены в ответе); 3 балла – умение сформировано частично (приведены примеры, но не осуществлен их перенос на другие пункты заданий); 2 балла – умение сформировано плохо (при ответе допущены неточности, пропущены пункты некоторых заданий); 1 балл – умение не сформировано (ответы на вопросы даны не полностью или частично). Результаты выполнения заданий учащимися в соответствии с указанными баллами представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проверки сформированности исследовательских умений учащихся

Содержание исследовательских умений

уровень сформированности исследовательских умений у учащихся (%)

бально-оценочная шкала

качество развития умений (К)

5

4

3

2

1

умение выделять главное

0

45

27

17

1

45

умение выдвигать предположения

0

23,3

48,6

30

0

23,3

умение проанализировать имеющийся текст

0

26,6

35

31,4

7

26,6

умение работать с информационными источниками

0

25

41,3

25,2

8,5

25

умение аргументировать высказывания

0

10

42,7

30,3

17

10

умение устанавливать причинно-следственные связи

1

20,6

45,6

32,8

0

17,8

умение трансформировать информацию, т.е. видоизменять ее объем, форму, знаковую систему

0

46,3

45

6,7

2

46,3


Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что у учащихся вызывают затруднения задания направленные составление алгоритмов действий, умение трансформировать информацию и работа с получением ее из различных источников. Исследование показало, что при четко структурированной организации учебно-исследовательской деятельности, удается получить стойкое повышение уровня сформированности компетенций исследовательского характера.

Таким образом, мы считаем, что в процессе обучения применение разработанных нами учебно-исследовательских заданий способствуют формированию и развитию компетенций исследовательского характера, являющихся основой компетентностно-ориентированного подхода к организации данного вида деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ.

Разработанные нами задания позитивно влияют на формирование и развитие компетенций исследовательского характера, являющиеся основой компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ.


Литература:

  1. Алексашина И.Ю. Об актуальных направлениях разработки компетентностного подхода // Академические чтения, науч. Ред. И.М. Титова – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена – 2002. Вып. 3. – С.26-28.

  2. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. – М., 1995. – 197 с.

  3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI. – М: Педагогическое общество России, 2002. – 508с.

  4. Данилова А.Г. Из опыта проведения мониторинга развития общеучебных умений // Химия в школе. – 2002. - №10. – с.22.

  5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Флинта, 1998. – 200 с.

  6. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности – М.: Просвещение, 2010. – 40 с. – (Стандарты второго поколения).

  7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М., 2002. – 396 с.

  8. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред. В.В.Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1982. – 216 с.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): умение, компетентностно-ориентированный подход, исследовательский характер, компетенция, процесс обучения, учащийся, знаковая система, общее образование, психолого-педагогическая литература, учебно-исследовательская деятельность.


Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Роль организационной культуры в процессе формирования и развития профессиональной компетентности управленческих кадров

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Опыт использования учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Возможности формирования правовой компетентности в организации учебно-исследовательского процесса

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Похожие статьи

Формирование исследовательской компетентности студентов в рамках аудиторных занятий

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций

Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе изучения информатики

Роль организационной культуры в процессе формирования и развития профессиональной компетентности управленческих кадров

Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза через научно-исследовательскую деятельность

Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования

Опыт использования учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Возможности формирования правовой компетентности в организации учебно-исследовательского процесса

Роль компетентностного подхода в системе школьного образования

Задать вопрос