На наш взгляд, основные современные инструменты и методы работы психолога можно разделить на 5 основных групп:
методы, в основе которых лежит рациональное осознавание и переструктурирование клиентом проблемной информации;
когнитивные методы;
проективные методы;
телесно-ориентированные методы;
методы работающие с бессознательной сферой клиента в традициях гипнотерапии [6].
И если о первых четырёх группах психо-коррекционных инструментов на сегодня нет недостатка в научной информации, они открыто обсуждаются теоретиками и широко используются практиками, то последняя группа, а именно гипнокоррекционные методы, до сих пор пребывает где-то на задворках психологического мира в нашей стране.
Отчасти это объясняется более чем 70-летним «вето» на неугодные в стране советов виды научной деятельности в области психологии. Ведь широкий доступ к знаниям о гипнозе – это не только повышение общей психологической культуры населения, это ещё и информирование людей о том, каким образом на них можно воздействовать через механизмы социальной суггестии. Подобная информированность неугодна любому тоталитарному режиму, и в отношении гипноза в советское время прошла не одна целенаправленная компания дискредитации. Научные инструменты гипноза извращали, приравнивали в общественном сознании к «сомнительной эзотерике», «опиуму для народа», «престидижитации и цирковым трюкам». О многом говорит тот факт, что в советское время демонстрировать «гипнотические феномены» легально могли только фокусники в цирке, но никак не психологи и не клиницисты [5].
Многолетняя пропаганда в подобном ключе имеет тот печальный результат, что сегодня даже многие авторитетные преподаватели психологии считают гипноз и гипнотическую школу в психотерапии «лженаукой», и сознательно отказываются не только знакомиться с богатейшим и детальнейшее научно разработанным арсеналом гипно-коррекционных методов, но даже что-то узнать о гипнозе – не из бульварных публикаций, а из серьёзной профессиональной литературы. И если выпускник психологического факультета не может считать себя серьёзным психологом, не имея представления о традициях и практике психоанализа, то его почти полное незнание теории, практики и методов гипно-коррекционной работы в нашей стране не считается зазорным.
В данном обзоре нам хотелось бы коснуться истории возникновения гипнотических методов работы и показать динамику их развития и валидизации в рамках классической психологии.
Несомненно, что истоки всех современных методов гипнокоррекции берут начало в культуре [9]. Антропологические описания древних ритуалов, обрядов и «магических практик» народов мира изобилуют признаками, в которых компетентный гипнотерапевт увидит знакомые ему методы наведения транса, просто имеющие экзотическую форму. «Заклинания удачной охоты», «изгнание духов болезней», различные виды социальных инициаций, применяемые и в наше время шаманами и знахарями в обществах с первобытной культурой, имеют ярко выраженный характер трансовой работы с бессознательным человека или группы, и зачастую содержат элементы примитивной терапевтической практики. Так что мы можем с уверенностью сказать, что глубинный источник всех существующих на сегодняшний день гипнотических практик лежит в самих основах человеческой культуры [9, 10].
Мы не будем останавливаться здесь на том, что является причиной возникновения потребности обращаться к миру бессознательного в рамках культуры, этот вопрос детально и подробно осветили в своих работах М. Элиаде, М. Мид и другие авторы [1, 9, 10].
Отметим лишь, что на более поздних, чем первобытнообщинная, стадиях развития культуры элементы работы с трансовыми состояниями повсеместно применялись в жреческо-религиозной и духовной практике, соответствующие терапевтические приёмы воздействия на сознание масс или индивида передавались в явной форме в процессе обучения представителей жреческого сословия. Мирче Элиаде в своих работах блестяще показал, как различные трансовые ритуалы в рамках аутентичных культурных традиций эффективно выполняли функцию адаптации психики человека к сложностям мира и существования в нём. Заметим лишь, что в современной культуре эту функцию несёт на себе психологическая и психотерапевтическая практика.
Нет нужды говорить и о том, что религиозная деятельность нашего времени несёт на себе ясно различимый отпечаток социально-терапевтической и психо-терапевтической практики, используя для этой цели приёмы и методы гипноза [7, с. 636].
Первые попытки собственно научного подхода к изучению изменённых состояний сознания и их воздействия на психику человека, а также на невротическую и психо-соматическую симптоматику были сделаны в XVIII веке врачом Францем Антоном Месмером.
Будучи в духе своего времени разносторонним исследователем, Месмер собрал, описал и использовал различные практические методики погружения в транс. Однако в соответствии с традицией своего времени, не делавшей пока различения между психологическим и физическим воздействием, Месмер был склонен трактовать результаты своей практики гипнолога не как психологическое воздействие, а как влияние особого рода «физической энергии» на клиента [7].
С XVIII до XX века гипнологи (в первую очередь это ученики и последователи Месмера) эффективно использовали приёмы и техники гипноза для помощи своим клиентам, страдающим нервными расстройствами. Высокая результативность гипнотических методов, даже применяемых интуитивно и эмпирически, подтверждена рядом известных учёных и врачей того времени, среди которых такие известные имена, как И. Бернгейм, А. Льебо, Ж. Шарко. Никто из них, применяя гипноз и отдельные его элементы (гипно-коррекционные методы, как принято говорить в среде гипнологов сегодня) в своей практической работе, не сомневался в его практической и научной ценности. В это время были разработаны некоторые «классические» гипнотические приёмы, позволяющие добиваться высоких результатов в терапии таких расстройств, как истерия, бесплодие, болезни ЖКТ, и как мы сказали бы сегодня, нейро-вегетативны расстройствах. Любой, кто займётся изучением этого периода существования гипнотерапии будет удивлён большим количеством научно подтверждённых фактов многочисленных ремиссий психологических и психо-соматических расстройств.
Именно благодаря положительной статистике влияния гипнотических методов на истерические формы нервных расстройств, Зигмунд Фрейд в конце XIX века заинтересовался гипнозом и попытался исследовать гипнотические методы с целью применения их в своей практике. Однако, получив ряд положительных результатов, но не сумев с помощью существующих в то время методологических подходов, вычленить какое-либо чёткое «методологическое ядро» в гипнозе, Фрейд в дальнейшем отказался как от изучения, так и от использования гипноза в своей работе [6].
На всё время, пока в научной психологической среде господствовали такие течения, как психоанализ и бихевиоризм (20-40 гг. XX века), научный интерес к гипнотическим методам был забыт. Гипнотические методики и практики сравнительно мало применялись психологами в это время, и почти не исследовались, поскольку, несмотря на большую практическую эффективность гипноза для лечения нервных расстройств, наличествующий тогда в психологии методологический и теоретический аппарат не позволяли адекватно «декодировать» гипноз и увидеть в нём «научные» и «проверяемые» элементы. Попытки «стандартизированного» и «механо-математического» подхода к исследованию гипноза оказались несостоятельными, поскольку и они не смогли выявить чётких закономерностей и ответов на вопрос: почему некоторые клиенты погружаются в транс и получают блестящие результаты, другие погружаются не так хорошо, и их результат намного скоромнее, а третьи не погружаются вовсе. Зато они породили лапидарное и абсолютно научно невалидное заключение, которым, увы познания широких масс о гипнозе и ограничиваются в наше время: «Некоторых людей почему-то загипнотизировать можно, а некоторых нельзя».
Подлинная научная реабилитация гипнотических методов работ произошла в 50-х гг. XX века благодаря колоссальной научной настойчивости и блестящим клиническим результатам Милтона Дж. Эриксона, американского врача-психиатра [11, 12, 13]. Проводя многолетние выверенные наблюдения и скрупулезные эксперименты, тщательно фиксируя приёмы работы и результаты, М. Эриксон на большом количестве фактов сумел убедить научную общественность в том, что гипноз и гипнотические методы работы с бессознательным – валидные и проверяемые, действенные, могут быть эффективными для любого человека, и что они достойны более широкого применения и изучения, чем это было до сих пор [8, 11, 13]. После 50 лет научных исследований гипноза Милтон Эриксон указывает на то, что мир гипнотических феноменов едва начинает изучаться современной наукой, и то, что нам сегодня известно о гипнозе, является меленькой толикой того богатства, которое хранит в себе бессознательная психика человека.
Тем не менее наработанные Эриксоном теоретические и практические методы проведения, фиксации, систематизации и валидизации терапевтических форм работы в трансе и по сей день являются «золотым фондом» каждого современного профессионального психолога.
Окончательное признание гипноза и гипнотических методов работы в американской и европейской университетской среде было вызвано деятельностью «пост-эриксонианцев» – П. Вацлавика, Дж. Хейли, и особенно Дж. Гриндера и Р. Бэндлера, которые, опираясь на современные лингвистические теории и достижения трансформационной грамматики, смогли наконец вычленить и точно описать то «научное ядро» гипноза, которое пытался и не смог найти З. Фрейд [2, 5, 11].
В 80-е-90-е годы большой вклад в исследование неврологической картины влияния гипно-коррекционных методов на нервную систему и различные участки головного мозга внёс Р. Бэндлер, проводивший в США многочисленные приборные тестирования клиентов с невротическими расстройствами до и после сеансов [3].
На сегодняшний день – и мы можем утверждать это с уверенностью, гипнотические формы работы психолога-консультанта только-только обретают популярность и то, что называется «хорошую репутацию» в нашей стране – несмотря на то, что они давно признаны и активно используются во всём мире. Их высокая эффективность в терапии многочисленных видов эмоциональных расстройств, невротических симптомов, посттравматических депрессий, психосоматических нарушений вызывают всё большее доверие у специалистов-психологов. Быстрота и эффективность воздействия методов гипнокоррекции, относительная простота их применения позволяют считать их одними из самых перспективных в практике работы психолога-консультанта. И безусловно, их знание и применение каждым практикующим психологом-консультантом (безусловно наряду с другими методами и приёмами) должно поощряться и приветствоваться.
- Литература:
- Антология исследований культуры. — М.: Университетская книга, 1997
- Бэндлер Р., Гриндер Дж. Паттерны гипнотических техник Милтона Эриксона — СПб.; М.: Прайм-Еврознак: ОЛМА-Пресс, 2005
- Бэндлер Р. Трансформация. — М.: Эксмо, 2010
- Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод: Введение в эриксоновскую— М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
- Гордеев М. Н. Классический и эриксоновский гипноз: Практическое руководство. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005.
- Методы современной психотерапии. Учебное пособие. Составители Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова. — М., 2000.
- Романин А.Н. Основы психотерапии. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Хейвенс Р. А. Мудрость Милтона Эриксона: Учебное пособие по специальности «Психотерапия» — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения — М.: Ладомир, 2000
Элиаде М. Миф о вечном возвращении — Ладомир, 2000
- Эриксон М. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения— М.: Независимая фирма «Класс», 2007.
- Эриксон М. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном — М.: Независимая фирма «Класс», 2003.
- Эриксон М. Стратегия психотерапии. Избранные работы — СПб.: Речь, 2002.
- Эриксон М. Г. Человек из февраля: Гипнотерапия и развитие самосознания— М.: Независимая фирма «Класс», 1995.