В современных рыночных отношениях все больше проявляется потребность в необходимости планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий для эффективного функционирования в условиях рынка, поскольку любому предприятию необходим план как динамичных процесс, позволяющий предвидеть и учитывать происходящие изменения внешней среды и, приспосабливаясь, адаптировать внутренние факторы производства для своего развития и дальнейшего роста. Именно стратегическое планирование может стать действенным инструментом современного менеджмента, благодаря которому предприятия смогут подняться, стабилизироваться и получить необходимый импульс для дальнейшего развития.
Механизм стратегического планирования нами определяется как система, которая строится в соответствии с методологией стратегического планирования и направлена на обеспечение реализации процесса стратегического планирования на предприятии и на разработку стратегии.
Понимание механизма стратегического планирования как системы процесса и как совокупности средств, обеспечивающих этот процесс, позволяет рассматривать данный механизм с двух позиций: в динамике, как совокупность действий по достижению целей в виде активной модели, систематизированного, логического процесса, основанного на рациональном мышлении; в статике, как система необходимых методов, средств для принятия решения, то есть методического и документального обеспечения планирования.
Исследование организации и функционирования механизма стратегического проведём на примере молокоперерабатывающего предприятия Республики Башкортостан ЗАО «Мелеузовский молочно-консервный комбинат». Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Мелеузовский МКК» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
ЗАО «Мелеузовский МКК» за 2006-2010 гг.
Показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Выручка, тыс. руб |
446249 |
623319 |
653899 |
675306 |
Прибыль до налогооблажения, тыс.руб. |
3831 |
5574 |
2995 |
2321 |
Товарная продукция, тыс. руб. |
466298 |
534743 |
713828 |
611826 |
Себестоимость, тыс. руб. |
434758 |
601960 |
638064 |
658929 |
ФОТ, тыс. руб. |
35786 |
52116 |
63362 |
59787 |
Среднесписочная численность, чел. |
414 |
424 |
505 |
468 |
Развитие рыночных отношений ставит перед ЗАО «Мелеузовский МКК» множество задач, определяющих принципы формирования его экономики. В этих условиях предприятие само разрабатывает концепцию и стратегию своего развития на базе оценки имеющихся ресурсов и анализа рыночной ситуации, определяя основные этапы развития и темпы обновления, обосновывая область деятельности и формы взаимодействия, как с партнерами, так и с конкурентами.
Предприятие ЗАО «Мелеузовский МКК» выпускает следующую продукцию: масло крестьянское; молоко; катык; кефир; ряженка; йогурт; сметана; сливки; творог; сыр плавленый; сухое молоко; сухие сливки; сухие смеси мороженого; кисель «Фруктовый»; майонез «Провансаль» и пр. (таблица 2).
Таблица 2
Продукция, выпускаемая ЗАО «Мелеузовский МКК»
Наименование продукции |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Масло крестьянское |
58134,96 |
72438,88 |
61680,91 |
Молоко |
18963,18 |
36102,54 |
39554,48 |
Катык |
1417,27 |
2378,97 |
1969,92 |
Кефир; |
5927,63 |
8884,67 |
9058,09 |
Ряженка |
1943,51 |
3050,37 |
3171,24 |
Йогурт; |
388,74 |
399,66 |
459,30 |
Сливки |
6,0 |
0,53 |
- |
Сметана |
10954,54 |
16623,32 |
15597,34 |
Творог |
9423,98 |
14411,84 |
12429,36 |
Сыр плавленый |
2093,24 |
3694,46 |
3883,98 |
Сухие молочные продукты |
416515,39 |
542905,86 |
452421,75 |
Кисель «Фруктовый» |
843,79 |
727,4 |
531,52 |
Майонез «Провансаль» |
229,72 |
232,64 |
335,79 |
Прочая |
7901,63 |
11976,93 |
10732,39 |
Всего |
534743,58 |
713828,09 |
611826,09 |
Существенную долю в выпускаемой продукции составляют сухие молочные продукты – 73,9%.
Основной целью предприятия ЗАО «Мелеузовский МКК, как и у любой коммерческой организации, является получение прибыли.
Стратегия ЗАО «Мелеузовский МКК» направлена на постоянное повышение качества выпускаемой продукции, расширение ассортимента и укрепление позиции лидера на региональном рынке молочной продукции. ЗАО «Мелеузовский МКК» стал первым молочным предприятием Республики Башкортостан, получившим сертификаты соответствующие системам менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и ГОСТ Р ИСО 22000-2007 ).
Миссия ЗАО «Мелеузовский МКК» является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его существования. Миссия ЗАО «Мелеузовский МКК» - производство вкусных, полезных для здоровья молочных продуктов в лучших национальных традициях, с использованием передовых технологий.
Содержание миссии отражает: определение предпринимательской деятельности предприятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю) с учетом конкретной технологии, которой оно владеет (или которую планирует внедрить); рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа угроз и возможностей ее внешней среды, которыми должны руководствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия; ценности и культуру предприятия, определяющие его внутренний рабочий климат.
В ЗАО «Мелеузовский МКК» разработана политика социальной корпоративной ответственности. Можно выделить следующие направления политики: внутренняя и внешняя.
В рамках внутренней политики разработаны и используются следующие направления деятельности ЗАО «Мелеузовский МКК»: эффективное использование трудовых ресурсов; совершенствование систем базового вознаграждения и стимулирование персонала; достижение мировых стандартов в области охраны труда и промышленной безопасности, экологической безопасности; рост качества жизни работников ЗАО «Мелеузовский МКК», создание системы обучения, продвижения, развития и оценки персонала; развитие корпоративной культуры.
В качестве внешней политики можно отметить следующие: взаимодействие с органами государственной власти, профсоюзами, общественными организациями; безусловное исполнение налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней; реализация программ в сфере благотворительности.
Выбранная внешняя политика ЗАО «Мелеузовский МКК» позволяет: формировать благоприятный социальный климат для эффективного развития комбината; сотрудничество с органами государственной власти по вопросам обеспечения безопасности, охраны труда, охраны окружающей среды; укрепление репутации ЗАО «Мелеузовский МКК» на внутреннем и внешних рынках как социально ответственной организации.
При определении стратегии развития и в текущей деятельности комбинат исходит из принципа социальной ответственности и считает это обязательным условием устойчивого развития бизнеса.
На предприятии ЗАО «Мелеузовский МКК» существует своя, разработанная руководством, схема стратегического планирования. Прежде всего, надо отметить, что как такового, изложенного на бумаге, плана нет. Тем не менее, действия руководства данного предприятия направлены на выполнение следующих целей:
строгое соответствие продукции международным, национальным стандартам, стандартам ЗАО «Мелеузовский МКК» и требованиям спецификаций потребителей;
обеспечение технического уровня производимой продукции соответствующего или превышающего уровень ведущих предприятий, действующих на рынке сухих молочных продуктов, масла сливочного, цельномолочной продукции в Республике Башкортостан, России и за рубежом;
взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками, обеспечивающее гарантированные поставки молока и способствующее повышению качества конечной продукции;
достижение оптимального соотношения цена/качество поставляемой продукции;
расширение ассортимента вырабатываемой продукции, преимущественно за счет использования новейших технологий в области производства молочных продуктов;
разработка и внедрение новой продукции, максимально полно удовлетворяющих запросы потребителей;
формирование имиджа комбината, как высокотехнологичного предприятия поставляющего продукцию высокого качества.
Руководство, занимающееся стратегическим планированием, в основном уделяет внимание финансовому состоянию ЗАО «Мелеузовский МКК». Составляет собственный прогноз денежного потока на предстоящий месяц, основываясь на ретроспективной информации. Также на предприятии в 2009 году были разработаны планы производства и потребности до 2020года. (таблица 3 и 4).
Таблица 3
План производства, т.
Наименование продукции |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Сухое молоко |
5466 |
5695 |
5803 |
5887 |
5959 |
6033 |
6100 |
6185 |
6253 |
6321 |
6415 |
Сухие сливки |
34 |
36 |
38 |
40 |
42 |
44 |
46 |
48 |
50 |
52 |
54 |
Сухой обрат молока |
224 |
247 |
257 |
269 |
281 |
292 |
307 |
318 |
333 |
348 |
360 |
Масло крестьян. |
530 |
560 |
573 |
585 |
597 |
608 |
621 |
633 |
646 |
659 |
672 |
Цельномолочная |
4390 |
4440 |
4500 |
4560 |
4620 |
4680 |
4740 |
4800 |
4860 |
4920 |
4980 |
Нежирная |
540 |
540 |
540 |
540 |
540 |
540 |
540 |
540 |
540 |
540 |
540 |
Закупки молока 3,4 % |
58686 |
61200 |
62400 |
63400 |
64300 |
65200 |
66100 |
67100 |
68000 |
68900 |
70000 |
Таблица 4. План потребности в молоке, т.
Наименование продукции |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Сухое молоко |
39727 |
41391 |
42176 |
42787 |
43310 |
43848 |
44335 |
44953 |
45447 |
45941 |
46624 |
Сухие сливки |
413 |
437 |
461 |
486 |
510 |
534 |
559 |
583 |
607 |
631 |
656 |
Масло крестьян. |
11114 |
11743 |
12016 |
12267 |
12519 |
12750 |
13022 |
13274 |
13547 |
13819 |
14092 |
Цельномолочная |
4171 |
4218 |
4275 |
4332 |
4389 |
4446 |
4503 |
4560 |
4617 |
4674 |
4731 |
Итого |
55424 |
57790 |
58928 |
59872 |
60728 |
61578 |
62419 |
63369 |
64218 |
65066 |
66103 |
На основании этих планов начальнику отдела сбыта дается указание составить план крупных заказов по регионам России, так как ЗАО «Мелеузовский МКК» является одним из лидеров по производству сухих молочных продуктов. На основе этой информации составляется прогноз и сроки денежных поступлений, которые распределяются по статьям расходов. Самые главные кредиторы - поставщики молока. Поэтому с ними необходимо всегда рассчитываться вовремя, иначе поставки сырья будут прерваны.
Однако анализ выполнения плана производства в 2010 году (таблица 5) показал достаточно большие отклонения фактических показателей от плановых значений. При этом на исследуемом предприятии никаких изменений в долгосрочный план производства не вносятся, что является, несомненно, отрицательным фактором.
Таблица 5
Анализ выполнения плана производства за 2010 год
Наименование продукции |
План |
Факт |
Отклонение |
Сухое молоко, т. |
5466 |
6583 |
1117 |
Сухие сливки, т. |
34 |
45 |
11 |
Сухой обрат молока, т. |
224 |
105 |
-119 |
Масло крестьян, т. |
530 |
650 |
120 |
Цельномолочная, т. |
4390 |
6000 |
1610 |
Нежирная, т. |
540 |
400 |
-140 |
Закупки молока 3,4 %, т. |
58686 |
71500 |
12814 |
На ЗАО «Мелеузовский МКК» не рассмотрена маршрутизация, которая включает определение оптимального и запасных вариантов загрузки технологических линий и отдельных единиц оборудования, потребностей в сырье, материалах, инструментах, затрат времени по каждому из них.
Предприятие ЗАО «Мелеузовский МКК» без системы гибкого стратегического планирования не может формировать стратегические методы экономичного достижения поставленных целей при ограниченных ресурсах, решать следующие задачи:
выявлять резервы и разрабатывать направления их мобилизации;
обосновывать варианты развития производственных звеньев;
оперативно обрабатывать материалы как базу контроля и текущего регулирования производства.
В ЗАО «Мелеузовский МКК» не проводился анализ среды деятельности предприятия.
Результаты проведенного исследования выявили необходимость акцентирования внимание на следующих причинах и факторах, снижающих эффективность стратегического планирования на предприятиях молочной промышленности:
Отсутствие четкого стратегического направления развития предпринимательской деятельности на рынке молочной продукции РФ;
Плановые решения принимаются только с учетом внутренней среды и не учитывают ограниченные ресурсы внешней рыночной среды;
Применяются сокращенные формы стратегического планирования;
Несоблюдение принципов организации и реализации стратегического планирования предпринимательской деятельности;
Отсутствие алгоритма организации процесса стратегического планирования;
Необходимость изменения организационно-управленческой структуры предприятия:
Отсутствие формирования оптимального портфеля заказов для предпринимательской деятельности на рынке молочной продукции РФ.
В связи с выявленными недостатками, считаем необходимым постоянно проводить мониторинг сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды) и с учетом полученной информации разработать стратегию деятельности предприятия ЗАО «Мелеузовский МКК».
-
- Литература:
Боумэн К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. / К. Боумэн; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М. : Банки и Биржи, 1997. – 175 с.
Воронов А.А., Катичев В.Ф. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - №4. – С. 98-108.
Статистическое обозрение – 2011 год. Режим доступа: http://www.bashstat.ru/bashdigital/region4/default.aspx