В статье обосновывается развитие финансового рынка Таджикистана. Исследование финансового рынка Республики Таджикистан показало, что ее финансовый рынок находится в неразвитом состоянии и его структура отличается от общераспространенной модели. Выделены элементы национального финансового рынка Республики Таджикистан и дана оценка уровня их развития с использованием системного подхода. Только сохранение финансовой стабильности в стране, в соответствии со статьей 6 Закона Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» одной из задач Национального банка Таджикистана поможет поддерживать макропруденциальную политику.
Ключевые слова: финансовый рынок, сегменты рынка, финансовые организации, банки, микрофинансовые организации, небанковские финансовые организации, реальный сектор.
Развитие и эффективность финансовой сферы и финансового рынка во многом зависят от развития институциональной структуры экономики в целом и, конечно, в первую очередь от степени развития и эффективного функционирования государственных и негосударственных финансовых институтов, институтов — функций в финансовой сфере.
Исследования различных авторов показывают, что в мире есть государства, финансовые рынки которых находятся в неразвитом состоянии, и поэтому их структура сильно отличается от общераспространенной модели. К таким странам можно отнести и Республику Таджикистан.
Республика Таджикистан (РТ) расположена в Центральной Азии в предгорьях Памира. Финансовый рынок Республики Таджикистан считался неразвитым до 2009 г. [2,с.80]. Начало развития рынка ценных бумаг РТ как основного сегмента ее финансового рынка было положено в 2009 г. принятием Постановления Правительства РТ от 18 ноября 2009 г. № 627 «О вводе в обращение государственных казначейских векселей» в целях покрытия дефицита государственного бюджета.
Для улучшения работы в сфере оценки рисков финансовой и банковской системы и разработки мер по их минимизации, Национальный банк Таджикистана в соответствии рекомендациями. Международного валютного фонда, Всемирного банка в своей структуре создал Управление финансовой стабильности, которое приступило к работе с 01 сентября 2015 г. Основной целью Управления финансовой стабильности является разработка и реализация макропруденциальной политики, мониторинг и анализ основных показателей финансовой устойчивости, оценка рисков и разработка конкретных мер по их минимизации.
Финансовые организации — хозяйствующие субъекты, занимающиеся предоставлением небанковских финансовых услуг, в том числе по страхованию, лизингу, предоставлением услуг на рынке ценных бумаг, ломбарды, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды.
В настоящее время развитие государственного рынка ценных бумаг (ГРЦБ) является одним из приоритетных направлений фискальной и денежно-кредитной политики [1,с.135]. Актуальность развития государственного рынка ценных бумаг Республики Таджикистан обосновывается не столько необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета, сколько создания дополнительного рычага в реализации налогово-бюджетной и монетарной политики, дополнительного инструмента регулирования ликвидности на рынке, диверсификации портфеля внутреннего долга и развития вторичного рынка ценных бумаг.
Проведем обзор финансового рынка Республики Таджикистан за 2017 г. По состоянию на 31 декабря 2017 г. на территории Республики Таджикистан функционировало 84 кредитных организаций, 22 страховых организаций, 11 лизинговых организаций, 16 ломбардов, Центральноазиатская фондовая биржа, Фонд поддержки предпринимательства при Правительстве Республики Таджикистан (Фонд поддержки предпринимательства) и Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан (АССП).
Общие активы секторов финансовой системы на отчетную дату составляли 21,7 млрд. сомони, что по сравнению с 2016 годом меньше на 97 млн. сомони. Снижение активов финансовой системы произошло за счет уменьшения активов кредитных организаций. Показатель активов к ВВП за этот период достиг 35,6 %. Заметное место в структуре финансовой системы страны занимает банковская система, активы которой по итогам 2017 года составили 96,3 % от общего актива финансовой системы. 1,4 % активов финансовой системы приходится на страховые организации, 0,9 % на лизинговые организации, 1,0 % на Фонд поддержки предпринимательства и 0,5 % на АССП.
Банковская система страны подразделяется на две группы кредитных организаций: банки и микрофинансовые организации (микрокредитные депозитные организации, микрокредитные организации и микрокредитные фонды). Из-за влияния экономического кризиса последних лет и финансовых затруднений в системообразующих банках страны, активы банковской системы в 2017 году по сравнению с прошлым годом уменьшились на 1,2 %, составив 20 932 млн. сомони [3,с.4].
Таблица 1
Структура финансового рынка Республики Таджикистан [3, с.3]
31.12.2016 |
31.12.2017 |
31.12.2018 |
|||||
Кол-во |
активы (млн. сомони) |
(%) |
количество |
активы (млн. сомони) |
(%) |
количество |
|
Кредитные организации |
104 |
21 187 |
97,0 |
84 |
20 |
932 96,3 |
79 |
Банки |
18 |
18 672 |
85,5 |
17 |
18 237 |
83,9 |
17 |
Государств.банки |
3 |
10 678 |
48,9 |
3 |
9 568 |
44,0 |
3 |
Иностранные банки |
7 |
1 806 |
8,3 |
6 |
1 986 |
9,1 10,0 |
- |
Другие банки |
8 |
6 187 |
28,3 |
8 |
6 682 |
830,7 |
— |
Микрофинансовые организации |
86 |
2 515 |
11,5 |
67 |
2 696 |
12,4 |
62 |
Микрокредитные деп. организации |
38 |
2 134 |
9,8 |
27 |
2 285 |
10,5 |
25 |
Микрокредитные организации |
14 |
204 |
0,9 |
7 |
169 |
0, 8 |
6 |
Микрокредитные фонды |
34 |
178 |
0,8 |
33 |
242 |
1,1 |
31 |
Страховые организации |
21 |
236 |
1,1 |
22 |
22 295 |
1,4 |
— |
Лизинговые организации |
11 |
181 |
0,8 |
119 |
186 |
0,9 |
- |
Ломбардные организации |
16 |
16 |
- |
||||
Центрально-азиатская фонд. биржа |
1 |
1 |
- |
||||
Фонд поддержки предпр-ва |
1 |
142 |
0,7 |
1 |
219 |
1,0 |
— |
АСCП |
1 |
97 |
0,4 |
1 |
114 |
0,5 |
- |
Всего: |
155 |
21843 |
100 |
136 |
21746 |
100 |
79 |
Активы страховых организаций по сравнению с 2016 г. в результате увеличения суммы страховой премии (страхового взноса) и капитала ряда страховых организаций выросли на 25,0 % и достигли 295 млн. сомони.
За указанный период активы Фонда поддержки предпринимательства составили 219 млн. сомони, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 54,2 %. Следует отметить, что ежегодно для пополнения уставного капитала данного Фонда, в зависимости от возможностей государственного бюджета, выделяется опеределенная сумма для поддержки предпринимательства в сфере производства. По итогам 2017 г. активы АСCП составили 114 млн. сомони, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 17,5 %.
Для осуществления купли-продажи ценных бумаг впервые в Таджикистане в апреле 2015 года была создана Центрально-азиатская фондовая биржа. В связи с недостаточной активностью Центрально-азиатской фондовой биржи, лизинговых организаций и ломбардов в экономике страны и нахождения вне сферы контроля Национального банка Таджикистана, данные об их деятельности не доступны в полном объеме.
В Республике Таджикистан по состоянию на 31 декабря 2018 г. функционируют 79 кредитных организаций, в том числе 17 банков, 25 микрокредитных депозитных организаций, 6 микрокредитных организаций и 31 микрокредитный фонд. За период с 31 декабря 2017 г. по 31 декабря 2018 г. 2 кредитным организациям были выданы лицензии на осуществление банковских операций. За этот же период, были отозваны лицензии 7 кредитных организаций. Количество филиалов кредитных организаций за отчетный период составило 332 единицы и уменьшилось, по сравнению с концом 2017 г., на 11 филиалов [3,с.8].
По состоянию на 31 декабря 2018 г. общие активы кредитных организаций составили 21 201,0 млн. сомони и увеличились по сравнению с концом 2017 г. на 268,8 млн. сомони или на 1,3 %, в основном, за счет увеличения ликвидных активов системы и инвестиций банков. Общий остаток кредитного портфеля кредитных организаций за отчетный период составил 8 677,2 млн. сомони и по сравнению с концом 2017 г. увеличился на 169,9 млн. сомони или на 2,0 %, в основном за счет увеличения остатка кредитов физических лиц и сельскохозяйственного сектора. Объем необслуживаемых кредитов (просроченные более 30 дней) за этот период составил 2 632,2 млн. сомони или 30,3 % кредитного портфеля и, по сравнению с концом 2017 г., уменьшился в абсолютном выражении на 414,4 млн. сомони. Их удельный вес к общему кредитному портфелю, уменьшился на 5,5 процентных пункта. По состоянию на 31 декабря 2018 г. по необслуживаемым кредитам был сформирован фонд покрытия возможных потерь на сумму 2 443,9 млн. сомони или 92,8 % от суммы необслуживаемых кредитов, что по сравнению с концом 2017 г. больше на 14,7 процентных пункта. За этот период нетто остаток необслуживаемых кредитов кредитных организаций (за минусом фонда покрытия возможных потерь) составляет 188,3 млн. сомони, или 3,2 % кредитного портфеля (нетто), и этот показатель уменьшился на 7,8 процентных пункта по сравнению с концом 2017 г. [4,с.3].
Общие обязательства кредитных организаций за этот период составили 15 287,3 млн. сомони и по сравнению с концом 2017 г. увеличились на 79,6 млн. сомони или на 0,5 %, в основном, за счет увеличения депозитов до востребования и депозитов государственных структур.
Коэффициент текущей ликвидности кредитных организаций на 31 декабря 2018 г. равен 72,33 % и по сравнению с установленными требованиями (30 %) больше на 42,33 процентных пункта. Общие депозиты кредитных организаций за этот период составили 9 723,8 млн. сомони и по сравнению с концом 2017 г. увеличились на 440,4 млн. сомони или на 4,7 %. Доля депозитов в иностранной валюте кредитных организаций за отчетный период составила 51,0 %, что по сравнению с концом 2017 г. ниже на 4,4 процентных пункта. Общий балансовый капитал кредитных организаций на 31 декабря 2018 г. составил 5 913,6 млн. сомони и по сравнению с концом 2017 г. увеличился на 189,1 млн. сомони или на 3,3 %, в основном, за счет прибыли текущего года. Коэффициент достаточности капитала кредитных организаций на 31 декабря 2018 г. составляет 22,07 %, что по сравнению с установленными требованиями (12 %) больше на 10,07 процентных пункта. Результатом финансовой деятельности кредитных организаций за 2018 г. стала прибыль в размере 274,6 млн. сомони, а за 2017 г. — прибыль составляла 2,6 млн. сомони. Показатель доходности активов (ROA) кредитных организаций в отчётном периоде улучшился относительно конца 2017 г. с 0,01 % до 1,30 %, а показатель доходности капитала (ROE) улучшился с 0,05 % до 4,64 %.
Заключение
Учитывая вышеизложенное, можно сделать выводы, что формирование финансового рынка Республики Таджикистана является стратегической задачей на новом этапе глобализации экономики. Для этого необходимо развитие всех элементов финансового рынка страны, оздоровление и развитие. Успешное решение этой задачи позволит устранить существующие проблемы в состоянии финансового рынка Республики Таджикистана, включая доминирование банковского сегмента и приведет к росту небанковского сегмента, позволит направить средства на развитие промышленности, позволит обновить и расширить ее производственную базу, повысить конкурентоспособность отечественных товаров.
Литература:
- Ахмедов М. Р. Тенденции развития и роль кредитного рынка в современных условиях развития Таджикистана // Вестник ТГУПБП. 2014. № 5 (61). С. 135–141.
- Шарипов Б. М. Роль денежных переводов в обеспечении макроэкономической стабильности экономики Республики Таджикистан // Вестник ЦСИ «Таджикистан и современный мир». 2014. № 3 (41). С. 80–90.
- Банковский статистический бюллетень https://nbt.tj/upload/iblock/612/august_2019_2.pdf
- Сайт Национального банка Таджикистана. URL:7 https://nbt.tj/ru/jurnal/
- Официальный сайт Министерства финансов Республики Таджикистан, 2005–2014. URL: http://www.minfin.tj/
- Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР). URL: http://www.eabr.org/r/research/ centre/projectsCII/Tajikistan_CU_SES/
- Анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений ЕЭП в области трудовой мигра ции // Евразийский банк развития. URL: http://www.eabr.org/general/upload/docs/CCI/migration-resume.pdf