Статья содержит краткую характеристику и примеры активных форм и методов обучения на уроках русского языка в 5–7 классах при изучении темы «Безударные гласные в корне слова».
Ключевые слова :слово, русский язык, активный метод обучения, учащийся, активное обучение, корень слова.
Проблема повышения эффективности обучения требует от учителя русского языка широкого использования в своей повседневной образовательной практике активных методов и приемов работы, которые способствуют совершенствованию орфографических навыков. В настоящее время опубликовано много научной литературы, посвященной методам активного обучения. Так, А. М. Смолкин дает следующее определение: активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. Применение активных методов направлено не на изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности [4, с.30]. Таким образом, активные методы обучения — это обучение деятельностью. Л. С. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками [1, с.28]. Б. З. Зельдович выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
– принудительная активизация мышления обучаемого (вынужденная активность), т. е. учащийся должен быть активным независимо от его желания;
– обеспечение постоянной вовлеченности учащихся в учебный процесс, так как их активность должна быть достаточно устойчивой и длительной;
– самостоятельная выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности учащихся [3, с.210].
Е. В. Зарукина утверждает, что эффективность учебного занятия во многом определяется уровнем соответствия методов и средств обучения поставленным целям и задачам. На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов АМО. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом [2, с.20].
Учитель в своей профессиональной деятельности использует активные методы и формы, помогающие осуществлению тех задач, которые он ставит. Анализ контрольных диктантов и других проверочных работ учащихся 5–7 классов показывает, что наибольшее количество ошибок допускается в правописании безударных гласных в корне слова. Интересно, что при этом учащиеся с легкостью подбирают проверочные слова при работе над ошибками. Очевидно, что такого рода ошибки чаще всего возникают из-за недостаточной «орфографической зоркости» учащихся, особенно в тех случаях, когда написание слова не вызывает явных затруднений и в силу своей кажущейся легкости не останавливает на себе внимание.
Специально с целью закрепления автоматического навыка проверки безударных гласных в корне на уроках часто проводится работа, которую мы называем «орфофутболом». Учителем называются слова с безударным гласным в корне, а ученик должен очень быстро найти проверочные слова. Если слово не найдено или названо неверно, ученику засчитыватся «гол». Дети 5–7 классов играют в «орфофутбол» с удовольствием. Сначала они путаются, пытаясь проверить не ту часть слова или называя похожие слова, но вскоре начинают с легкостью на слух определять корень слова и безударную гласную в нем. Задания для «орфофутбола» включают в себя не только простые слова, но и такие примеры, для которых проверочные слова необходимо поискать, например: перемещение, завладеть, удовольствие, раздражать, преодолеть и т. п.
Параллельно необходимо проводить работу с группами однокоренных слов. Это может быть и составление родословной, и распределение слов на группы с омонимичными корнями — омофонами, и эстафеты, и конкурсы «Кто соберет больше гостей — родственников на день рождения слова».
На втором месте по частоте допускаемых ошибок стоят слова с непроверяемыми гласными. Работа с ними заслуживает особого внимания. С 5-ого класса словарные слова прорабатываются с использованием так называемого орфочтения по следующей схеме:
1) чтение учителем с обязательным проговариванием букв;
2) запись слов в словарик;
3) проговаривание слов учениками;
4) восстановление слов по памяти в рабочей тетради;
5) проверка себя по словарю (проверка учителем в случае необходимости)
Для подобной работы учащимся предлагается специальная карточка, составленная из слов, предложенных автором учебника для запоминания. Слова объединены в словосочетания или группы, например: орбита планеты, карнавальный костюм, корреспондент газеты и т. д.
Кроме вышеизложенного механического способа запоминания, учащимся предлагаются и другие: запомнить написание слова по аналогии (реконструкция, реставрация, реанимация, регенерация) , по противопоставлению (галерея — аллея, металл — алюминий, винегрет — вермишель). Учащиеся с удовольствием сами находят такие группы и пары слов и предлагают друг другу для запоминания.
Повышение грамотности учащихся, а также обогащение словарного запаса осуществляется посредством еще одного вида работы со словарными словами. В карточке объединяются слова из разных областей жизни (на одной карточке примерно 20 слов). При этом используются слова, которые учащиеся часто слышат по радио и телевидению, встречают в печати, но, как оказалось, не могут точно объяснить их значение и не знают, как правильно писать. Например: суверенитет, филигранный, дилетант, спонтанный и др. Работа проводится поэтапно. Сначала учащиеся пытаются объяснить значения слов, в знании которых они уверены. Обычно общими усилиями класса становятся понятными 15–17 слов. На нескольких занятиях проводится толковый диктант из 6–8 слов карточки. Учитель зачитывает лексическое значение слова, а ученики должны найти само слово среди остальных на карточке и без ошибок записать его в тетради. Затем учащиеся определяют слово по его значению без помощи карточки или сами проводят толковый диктант. Обычно с этим заданием они справляются через три занятия и в написании изученных слов уже не ошибаются.
Очень любима детьми работа с этимологией слова. Особенно важно, когда этимологический анализ помогает объяснить правописание слова (медведь — ведьма — невеста; обоняние — вонь — благовоние; обаяние — байка — басня; изощренный — острый — поощрять; коварный — оковы и т. д.). Эффект неожиданности родства этих слов помогает запомнить их правописание.
На повторительно-обобщающих уроках уместно использовать прием «Лови ошибку». Учитель намеренно допускает ошибки. При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином суждении, побуждая учащихся к поиску правильного ответа. Например, на доске написано: «Трапинка видет в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах». Учащиеся исправляют ошибки.
Практикуем сравнительно новый вид диктанта — диктант-соревнование «Грамматическая эстафета». На доске в 3 столбика записаны слова с пропущенной орфограммой «Безударная гласная в корне слова» (например: с...лач, стр...лок, хр...брец, зв...рек и т. д.). Учащиеся делятся на 3 команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют пропущенную букву. Выигрывает тот ряд, который быстрее справился с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок.
Часто используем на уроках активную форму работы «Лошадь и жокей». Класс делится на 2 группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами (какую безударную гласную надо писать в слове…?), вторые — с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Минус — необходимость всему коллективу одновременно ходить по кабинету, это требует определенной культуры поведения. Плюс — такая работа развивает орфографическую зоркость, способствует сплочению классного коллектива.
Можно сделать вывод, что активные формы и методы обучения, которые применялись на уроках русского языка, изменили отношение учащихся к учению, они стремились к осознанному и самостоятельному приобретению новых знаний и навыков. Наличие результата обнадеживает и заставляет работать дальше, используя перечисленные виды работ, и находить новые пути решения проблемы недостаточной грамотности учащихся.
Литература:
- Выготский Л. С. Психология /Л. С. Выготский. –М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
- Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. — 59 с.
- Зельдович Б. З. Активные методы обучения: учебное пособие для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 201 с.
- Смолкин А. М. Методы активного обучения. М., 1991. — 176 с.